Юлия Муромская окончила Магнитогорский государственный университет сразу по трем специальностям: валеолог (организатор оздоровительных работ), логопед и имиджмейкер. Затем она училась в челябинской академии культуры на режиссера театральных представлений и праздников. Потом получила специальности парикмахера, визажиста и инструктора по фитнесу. Набор этих профессий вовсе не означал хаотичный поиск места работы. Со второго курса университета Юлия начала работать с детьми как педагог дополнительного образования, но уже тогда мечтала об открытии для них Школы моделей. И все последующее обучение было целенаправленной подготовкой к осуществлению мечты. Сейчас Юлия Викторовна помогает детям осуществлять их желания. И не только в Школе моделей: для тех, кто, как и она, хочет знать об имидже все, она руководитель научного общества учащихся «Имидж».
Что такое имидж? Кто и как его создает? Есть ли имидж у каждого из нас, у нашего города и у нашей Родины? Какой он? Как он влияет на нашу жизнь? Для чего нужна Школа моделей маленьким девочкам? Какой имидж они себе создадут, если будут с малых лет заниматься в такой школе? А если вам за двадцать, то уже поздно мечтать о подиуме? Что делать, если мой имидж мне не подходит? Помогают ли стать успешным человеком знания об имидже?
– Юлия, у вас не одна, не две и даже не три специальности, каждая из которых – целый мир. Зачем вам столько знаний?
– Я старалась узнать все о том деле, которым мечтала заниматься, – подготовке и организации театрализованных праздников для детей. При школе №61 есть досуговый центр, в котором пять лет назад я начала работать в качестве педагога дополнительного образования, руководителем программы школы моделей «Юлия». И постепенно кружок перерос в Школу. И все специальности, которые я получила в течение нескольких лет, сейчас мне очень пригодились. Имиджмейкер – это человек, который создает полный образ человека. Поэтому мне было интересно и важно знать, как девочки должны быть накрашены для показов, как у них должны быть уложены волосы, во что они должны быть одеты, как они должны двигаться по сцене, как говорить и так далее.
– Какого возраста дети занимаются в вашей Школе?
– Школьного: с 6 до 18 лет.
– Вы их как-то отбираете?
– Нет. Никакого кастинга при наборе дети не проходят, ведь все девочки хотят быть красивыми. Поэтому мы берем и худеньких, и полненьких. Занятия у нас бесплатные, проходят в двух возрастных группах. По итогам занятий два раза в год мы проводим конкурсы красоты «Маленькая леди» для младшей группы и «Юная леди» для девушек подросткового возраста. На этих конкурсах дети могут показать родителям все, чему научились.
– Какие предметы изучаются в Школе?
– Школа работает по четырем направлениям: школа красоты, психология женского обаяния, дефиле и ведение финансовых дел в модельном бизнесе.
– Такая Школа – и совершенно бесплатные занятия?
– Да, у нас бюджетная организация. Даже за конкурсы нет никаких взносов. Оплачивается только фотосессия, фотографии после которой дети забирают себе.
– У вас не случается перебора в связи с такими условиями занятий?
– Нет, ажиотажа у нас не бывает: не все девушки стремятся стать моделями. Иногда им мешает низкая самооценка. А иногда, особенно это касается малышей, сказывается негативное отношение родителей к модельному бизнесу. Они думают, что если модель, то их ребенок обязательно будет ходить полуголым перед большим скоплением людей. И только когда видят результаты других детей, начинают с удовольствием водить своих. При этом почему-то именно папы чаще, чем мамы, понимают важность имиджевых занятий.
– Скажите несколько слов о каждом из направлений.
– Школа красоты – это визаж, парикмахерское искусство и косметология. А старшим девочкам перед конкурсом я даю сценический макияж. Но основной акцент данного направления делается на уход за собой: за волосами, за лицом...
На психологии женского обаяния младшие изучают основы имиджа – как внешнего, так и внутреннего – и большой блок этикета: как сервировать стол, виды деловых приемов, фуршеты и так далее. Старшим я даю то же, но с учетом их возраста.
Дефиле. Как инструктор по фитнесу, я начинаю эти занятия с изучения базовых движений нескольких видов танцевальных направлений. Затем провожу танцевальный тренинг, когда за час-полтора девочки должны подготовить танец в парах, в тройках, группой. Это надо видеть, какую фантазию они при этом проявляют, как раскрепощаются во время танца! Наши педагоги всегда с нетерпением ждут таких показов. Ближе к конкурсу начинается подготовка походки к дефиле: мы поднимаем спинку, учимся правильно двигаться, стоять на сцене и подиуме.
Н
а ведении финансовых дел младшим девочкам я рассказываю о составлении портфолио. Они собирают свои фотографии, которые могут потребоваться им в будущем. Занятия проходят в игровой форме. Мы смотрим, какую фотографию можно включить в портфолио, а какую нельзя, и почему. А у старших ведение финансовых дел – это встречи со специалистами. Я приглашаю для них гостей: юристов, экономистов, работников модельного агентства. Девушки учатся составлять личные бизнес-планы, рассчитывать, сколько нужно вложить в модельный бизнес, чтобы не только вернуть все затраты, но и начать зарабатывать. Юристы рассказывают нам, как правильно заключать контракты с модельными агентствами.
– С чего вы начинаете свои занятия?
– С улыбки… В сентябре мы начинаем с теории, которая сочетается с практикой. А непосредственно перед конкурсом у нас начинаются репетиции. Дефиле, риторика… Я пишу сценарий будущего мероприятия, готовлю режиссуру…
– Маленькие дети вряд ли успеют все запомнить, а тем более записать.
– Они зарисовывают. Например, массажные линии лица. А дома на мамах тренируются.
– Девочки Школы красятся перед конкурсом?
– Я не разрешаю девочкам младшей группы краситься на конкурс. Красота должна быть естественной. Девочка должна уметь ухаживать за собой и показывать свою природную красоту, свой внутренний мир.
– Как может семилетняя девочка показать свой внутренний мир?
– Все маленькие девочки верят, что они красивые. Однажды у меня занималась очень полная девочка, но она так являла себя зрителям, что ею любовались все. Дети легко раскрываются перед фотографом, у них глаза горят. Их волосы еще ничем не испорчены. Они раскрепощены. И даже если есть неправильные формы лица, этого никто не замечает.
– У всех девочек получается стать моделями?
– Ко мне приходят разные дети. Иной раз девочка встает и сразу несет себя, а некоторым приходится не один год заниматься, чтобы достичь таких результатов. Все ли они станут моделями? Не думаю. Конечно, первый порыв каждой девочки – хочу стать моделью!
– Что они подразумевают под этим?
– Подиум, Наталью Водянову, фэшн-индустрию. Но потом они видят, что быть моделью – тяжелый труд, который в Магнитогорске не так уж и востребован, а значит, надо ехать куда-то далеко. Начинают понимать, что придется не один год побегать по кастингам и модельным агентствам. И многие приходят к осознанию того, что Школа моделей – это не столько модельная индустрия (хотя и это возможно), сколько польза для всей их будущей жизни.
– Возможно ли все знать об имидже?
– Думаю, что процесс познания в этой области бесконечен. По совмещению я работаю в городском Дворце творчества детей и молодежи, где веду научное общество учащихся по направлению «Имидж». Это общество для детей, увлеченных наукой. Мы с детьми пишем исследовательские работы, выступаем с ними на городских конференциях. Несколько моих учениц принимали участие в конференциях в Москве. А в прошлом году Мария Шестакова заняла первое место за работу на тему «Моделирование имиджа России».
– И какой вывод она сделала?
– Выводов было сделано много. Например, восприятие России за границей долгое время было связано с 1990-ми годами, когда шла перестройка и в моде у нас были малиновые пиджаки. Тогда мы впервые вырвались за границу, не имея навыков делового стиля общения. А сейчас, благодаря Путину и Медведеву, имидж России поднимается на более высокий уровень. О нас уже говорят как о надежных деловых партнерах…
Все работы детей очень интересные, и ни одна не повторяется. Ведь даже если говорить только о видах имиджа, получится довольно большой перечень.
– Назовите хотя бы некоторые из них.
– Габитарный имидж связан с формированием внешности человека, средовой определяется по среде его обитания, вербальный – по тому, как человек говорит, что говорит, как пишет. Кинетический имидж – это формирование впечатления о человеке по его телодвижениям и жестам, овеществленный – по продуктам деятельности человека. И так далее. Имидж есть у всех людей, и у каждого человека он свой.
– И у бомжа есть имидж?
– Конечно. Иначе как бы мы узнали, что он бомж? Но мы редко задумываемся над собственным имиджем, поэтому очень многое в нашем подсознании работает не только за, но и против нас.
– А какой имидж может сформироваться у ребенка, если он вместо практической работы над собой корпит над учебниками и тетрадями? В школьной терминологии это что-то вроде зубрилы.
– Вы ошибаетесь. Дети очень сильно меняются в процессе исследовательской работы, ведь узнавая что-то об имидже, они и на себя начинают по-другому смотреть. И выходя на конференцию, они подбирают имидж для представления себя на этом мероприятии: как они должны говорить во время выступления, какие интонации использовать.
– Вы изучаете с ними риторику?
– Постановка речи и голоса близки мне как логопеду. Я объясняю детям, как управлять своим телом, какие они должны использовать жесты, чтобы быть убедительными, как они должны стоять во время презентации своей работы. Например, переступание с ноги на ногу показывает, что человек волнуется, а твердая походка говорит об уверенности в себе.
– И они все это учитывают?
– Когда на первую конференцию выходят, то далеко не все: сказывается волнение первого публичного выступления. Но после удачной пробы они загораются. И уже когда выходят на трибуну второй раз, на них приятно смотреть: как они одеты, как говорят, как отвечают на вопросы. Видно, что был проведен хороший самоанализ и началась работа над собой.
– Если есть имидж у каждого из нас, есть имидж у нашего государства, то он есть и у нашего города. Какой он?
– В сравнении с другими городами у нас наблюдается запоздалое осознание моды. Если говорить об одежде, то у нас в городе имеет место смешение всех стилей. Спортивный могут одеть с вечерним, классический – с экстравагантным. Но меня очень радует, что наши девушки все чаще правильно применяют небольшие аксессуары, правильно подбирают сочетания цветов и деталей одежды.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас уже в садике дети красят ногти?
– Запах лака очень вреден для здоровья, поэтому в Школе моделей я не учу младшую группу красить ногти.
Вы знаете, откуда взялся макияж? Он зародился в древние времена. Когда мужчина выбирал женщину, ему важно было, чтобы она могла рожать детей и много работать. А как он это делал? По цвету губ: красные губы говорят о хорошем здоровье. Поэтому, чтобы казаться здоровыми и, соответственно, нравиться мужчинам, женщины красили губы. Однажды ко мне на занятия пришла девочка с черным лаком на ногтях. Представляете, какая реакция у нас срабатывает при виде черных ногтей? Стремление одеваться во все черное происходит во время ломки, когда ребенок «ощупывает» мир вокруг себя. К счастью, желание выделиться таким образом у психически здоровых детей быстро проходит. И в нашем городе я наблюдаю спад такой «моды» самоутверждения.
– А мальчики у вас занимаются в Школе моделей?
– Когда я работала в Орджоникидзевском центре детского творчества, ко мне ходили мальчишки. Мы с ними работали над имиджем спортсменов в рамках комплексной программы «Юный джентльмен». Но в Школе моделей мальчиков нет.
– Сейчас многие актрисы голодают. Модели тоже стремятся оставаться стройными как можно дольше. Как вы относитесь к диетам?
– Как валеолог я против диет, но за правильное питание. Особенно для детей. И когда ко мне подходят мамы полных девочек с подобными вопросами, я отвечаю только нет. А вот от большого количества сладкого отказаться можно и даже нужно: и зубы будут целее, и кожа здоровее.
– Каково будущее ваших учеников?
– Мы не даем им профессионального обучения. Но многие девочки идут осваивать профессии, напрямую связанные с индустрией красоты. Кто-то становится стилистом, кто-то – модельером-дизайнером, кто-то – парикмахером или визажистом.
– Мы с вами все время говорим о детях, но вы ведь работаете и со взрослыми?
– С прошлого года мы действительно начали проводить конкурсы профессиональной направленности. В декабре 2009 года совместно с Магнитогорским институтом туризма организовали конкурс «Леди бизнес-тур», в котором приняли участие девушки, работающие в сфере туризма. За счет этого возрастной диапазон моих учеников увеличился до 30 лет.
– Взрослые тоже занимаются у вас по определенной программе?
– Да, но программы для взрослых «краткосрочные»: приходят девушки, мы их отбираем, и я занимаюсь с ними в течение двух месяцев. А так как участвуют они не в обычном конкурсе красоты, то у них нет выхода в купальниках, но есть дефиле в вечерних платьях и патриотические дефиле. В конкурсе «Леди бизнес-тур» были очень красивые выходы в народных костюмах, связанные с профессиональной деятельностью участниц: каждая из них презентовала свою страну. Желание зрителей поехать в ту или иную страну служило главным критерием для победы на данном этапе.
– Два месяца прошло, победительница в сфере туризма определена. Кто следующий?
– 15 февраля у нас прошел кастинг для конкурса «Леди СМИ – 2010». В течение двух месяцев им предстоит участие в трех сквозных конкурсах и заключительном шоу. Первый конкурс – профессиональная фотосессия. На втором будут представлены творческие работы участниц. А в качестве третьего конкурса каждой девушке будет предложено провести благотворительную акцию. Например, оказать помощь больным детям или бездомным животным.
– Что вам как педагогу и тренеру дает организация подобных конкурсов?
– Мне доставляет удовольствие наблюдать, как в течение двух месяцев девушки меняются: становятся более уверенными, раскрепощенными. Происходит формирование положительного имиджа. Женщине очень важно осознавать себя красивой. В моей практике был не один случай, когда стоило лишь подтолкнуть женщину на внешнее преображение, как у нее и жизненная ситуация менялась к лучшему.
– Как быть взрослому человеку с имиджем, который начинает довлеть над ним?
– В зависимости от поставленной цели можно смоделировать имидж. Задайте себе вопрос: каким человеком я хочу быть? Это цель. А что я должна (должен) делать для того, чтобы быть такой (таким)? Полученные ответы – это уже приемы, которыми следует пользоваться для достижения поставленной цели.
– Как вы учите детей не привязываться к сформированному имиджу, а менять его в зависимости от ситуации?
– Мы рассматриваем себя в разных ситуациях. Например, твой имидж можно обозначить как «свой парень». Ты приходишь к директору школы. Хорош ли для данной ситуации этот имидж? А во время доклада? Так вырабатывается понимание того, что если ты хочешь быть успешным человеком, то твой имидж должен меняться в зависимости от ситуации. К сожалению, уже в подростковом возрасте имидж бывает сформированным, и его приходится заново моделировать. Но даже если имидж затвердел, а человек твердо решил работать над собой, значит, он справится. Однажды я занималась с молодым человеком, который очень хотел стать «красивым». Мне долго пришлось объяснять ему, что для этого необходимы занятия в тренажерном зале. Самым трудным моментом в наших занятиях был именно момент осознания им необходимости сделать первый шаг в этом направлении! Для многих такой шаг – титанический труд. Главное в моделировании своего имиджа сказать себе: «Да, я буду это делать. И буду делать это каждый день».