Сергей Тихонов окончил МаГУ по специальности «экономика предпринимательства». Еще в университете начал работать в автомобильном бизнесе. С тех пор прошло 10 лет. За это время Сергей достиг больших результатов в своей профессии, возглавив один из автосалонов Магнитогорска. Он всегда мечтал жить полноценной жизнью, отдыхать там, где хочется. Ему важно было не столько где, сколько как и с кем.
Но возможно ли это в реальности? Действительно ли проект носит некоммерческий характер? А если их наберется толпа, что тогда? Куда и на чем поедут эти люди? А если у вас нет ни опыта в туризме, ни снаряжения, ни тем более машины – вам откажут? Что будет объединять совершенно разных людей на месте отдыха, и не окончится ли такой отдых большой и грандиозной пьянкой?
– Сергей, ваш проект никак не связан с вашей профессиональной деятельностью. Как родилась идея проекта? Вы создавали его один?
– Я и мой друг Руслан Галеев всегда любили активный, качественный, здоровый отдых. Но, к сожалению, у нас в Магнитогорске культура общения и культура в целом достаточно сильно хромают. И найти людей, которые хотели бы провести выходные без чрезмерного количества алкоголя, довольно трудно. Да, путешествуют многие. Но максимум по 5-10 человек. Мы же хотели интересно проводить время в большом, может быть, даже очень большом кругу единомышленников. Чтобы вот так глобально, как это возможно сейчас, 30 человек собрались и все вместе поехали в Индию или какое-то место в окрестностях нашего города. Причем люди сплоченные не родственными связями, а только интересом к данному способу проводить свое свободное время. Поэтому идея создания проекта родилась у нас из вопроса о поиске таких же, как мы, любителей увлекательных поездок на природу. Я писал на нашем сайте: «Ты можешь либо дышать сухим воздухом кондиционеров и ездить по разлинованным улицам магистральных дорог, либо поехать с нами!»
– Сколько вас было в первой поездке? Все были вашими друзьями, или были совершенно незнакомые вам люди?
– Первую поездку мы организовали на озеро Талкас в Башкирии в июне прошлого года. Эту дату можно считать днем рождения «Лаборатории путешествий». Тогда нас выехало 24 человека на восьми машинах. С того дня прошло всего полгода. За этот короткий срок желающих влиться в наш проект стало так много, что число участников достигает порой более шестидесяти человек!
К примеру, на озеро Тургояк мы выехали на 17 автомобилях, 11 машин – из Магнитогорска. Навстречу нам в это время двигалось четыре автомобиля из Екатеринбурга и два – из Челябинска. Когда мы объединились, получилась внушительная колонна. Естественно, управлять ею было довольно сложно, поэтому возникали некоторые организационные трудности.
– Как вы такой огромной группой смогли разместиться на берегу Тургояка?
– С этим и была основная проблема. Мы долго искали место для лагеря. Зато из той поездки мы сделали определенные выводы: активные агенты нашей группы стали заранее выезжать на место, чтобы забронировать площадку под кемпинг.
– Какие-то правила участия в вашем проекте существуют?
– Есть определенного рода устав для участников нашей группы. Он несколько неформатный, поэтому мы его не публикуем. Но в соответствии с ним мы проводим своеобразный фейс-контроль. Нам пришлось это сделать своим правилом, поскольку были случаи, когда в наших поездках принимали участие люди, которые не совсем адекватно себя вели. Не знаю, к счастью или к сожалению, но в следующих наших поездках они уже не участвовали.
– К сожалению для них, а к счастью для вас?
– Однозначно на этот вопрос ответить сложно, ведь, возможно, человек просто не понял, куда попал, и не так, как ему хотелось бы, раскрылся в одной конкретной ситуации, а в целом он положительный герой. В таком случае мы потеряли возможность общаться с интересным человеком в дальнейшем.
У нас алкогольные напитки не запрещены, но как-то так получилось, что через кастинг группы проходят те, кто предпочитает практически безалкогольный отдых. А под влиянием большинства желание напиться пропадает даже у тех, кто еще только учится быть веселым и общительным без влияния спиртного.
– Где вы уже побывали?
– Этим летом мы объезди всю южную часть Урала и Башкирии, начиная от озера Тургояк, расположенного от Магнитогорска в 350 км на север, и заканчивая Аркаимом, который находится в 150 км от нас в противоположном направлении. Были мы и в Каповой пещере, и в селе Запасное с его живописным карьером, и на красивейшем озере Талкас в Башкирии. Сплавлялись по рекам Белой и Калкан. В совокупности у нас за лето вышло около 18 поездок.
Кроме того, поскольку единомышленников становится все больше, мы решили помимо локальных поездок по Уральскому региону организовывать выезды и в более отдаленные участки нашей планеты. Так, несколько человек путешествовали по Шри-Ланке, другие – по Китаю, а кто-то – по Европе. Несколько человек недавно побывали в США.
– Приведите, пожалуйста, пример такого удаленного мероприятия.
– В конце декабря мы набирали группу для поездки в Гоа: в начале декабря эта страна предлагала очень большие скидки на путевки. Мы – я и Руслан – разработали план перемещения по этой стране с тем, чтобы не просто полежать на пляже, а посмотреть как можно больше интересных мест, провести интересно время, пообщаться друг с другом. Учитывалось все: варианты вылетов из Магнитогорска, стоимость проживания в отелях и перелетов внутри страны, где и когда будут проходить новогодние празднования, возможность отдохнуть на берегу моря, варианты переездов из города в город и так далее. Готовый план с точной датой вылета был выложен на сайте. Все желающие поехать с нами стали заявлять о себе. Первоначально записалось 65 человек. Параллельно с этим шло обсуждение предстоящей поездки, во время которого каждый мог внести свое предложение, высказать пожелание о том, где бы он хотел побывать, и так далее. К 20 декабря готовых к вылету было уже 26 человек. К сожалению, не все среагировали достаточно быстро для того, чтобы купить путевки со скидкой. Уже после пятнадцатого декабря цены начали стремительно расти, подорожал и доллар. Поэтому кто-то поехал за 25 тысяч рублей, а кто-то за 30. В этом сказалась наша неопытность в организации массовых выездов за границу.
– Какому-то туристическому агентству крупно повезло! Вы всегда в одном месте покупаете путевки?
– Поездка в Индию стала нашим первым массовым выездом за границу. После нее мы решили, что будем объявлять своего рода тендер на самые привлекательные путевки: любому туристическому агентству города Магнитогорска гораздо выгоднее разово вывезти большую группу, чем сделать несколько трансферов для двух-трех человек.
– По каким принципам вы будете выбирать агентство?
– Мы будем устраивать голосование среди активных участников нашей группы, с помощью которого определим страну. Затем объявим конкурс на самое выгодное для нас предложение. При этом важны будут не столько цены, сколько развернутость и культурность данного мероприятия.
– Вы предварительно знакомитесь с тем местом, куда едете, с его историей и достопримечательностями?
– Конечно. Иначе мы не сможем рассказать о нем нашим агентам, заинтересовать их. Например, до выезда в США нам пришлось поговорить через Интернет с очень многими жителями этой страны, в том числе и с русскими. Мы договаривались с ними о встречах, ведь нам было интересно не только посмотреть, но и побольше узнать о людях, о самих Соединенных Штатах. Мы очень долго просчитывали маршрут путешествия. От этого сильно зависела стоимость передвижения по Америке и, соответственно, цена отдыха в целом. На мой взгляд, мы разработали идеальный маршрут.
– Если ваша организация носит некоммерческий характер, кто спонсирует такие поездки?
– Никаких спонсирований нет и не должно быть. Каждый сам оплачивает свою поездку. Особенно если требуются серьезные финансовые затраты. А вот все организационные моменты мы берем на себя. В том числе делаем все возможное, чтобы снизить цену до минимальной.
– Для отдыха в окрестностях Магнитогорска вы тоже составляете какую-то определенную программу времяпрепровождения?
– Да, конечно. Как правило, отдых начинается с вечернего занятия йогой, потом желающие идут смотреть на закатное солнце и монтируется наш кемпинг. А в последние поездки мы брали с собой даже огромный баннер, ставили проектор и проводили коллективные просмотры фильмов при помощи электрогенератора. Представьте: ряды палаток, костер, готовится еда, и мы где-то в глуши, в тайге смотрим какую-нибудь картину в тему, например, «Дикари».
– В тему? У ваших поездок есть определенные темы?
– Да, часто мы делаем тематические выезды. Например, в Аркаим, который славится своими сюрреалистичными флюидами. Желающие взяли с собой туники и даже обрядовые костюмы, которые они посчитали наиболее подходящими для данной поездки. При этом никто никого никуда не агитировал, не затрагивал религиозные темы. Мы просто проводили время в соответствии с тем местом, куда приехали.
Такие тематические выезды хорошо разнообразят наш отдых. Например, в Каповой пещере когда-то располагалась стоянка первобытных людей. Мы наняли гида, который провел нас и по пещере, и по всему Бурзянскому заповеднику. Было очень интересно.
– Кроме лета существует еще и зима. Летом организовывать выезды за город значительно проще. А что делать зимой?
– Уже летом мы с Русланом начали задавать себе вопрос: а не погаснет ли наш проект в течение долгой суровой зимы? И увидели, что многие участники нашей группы либо горнолыжники, либо сноубордисты. И им достаточно интересна эта тема. Мы уже организовывали несколько зимних выездов, арендуя обособленные деревенские дома с русскими печами, с баней. Утром садились на машины и ехали кататься на горнолыжку, а вечером проводили всевозможные конкурсы. Поэтому уже сейчас я вижу, что зимние выезды будут собирать не меньше людей, чем летние. В одной из последних наших поездок нас было около 30 человек. При этом мы не хотели сделать своего рода фешенебельный выезд, поэтому нашли дом на околице Староабзаково с нарами вместо кроватей. А утром один молодой человек встал очень рано, чтобы для всей группы напечь блинов. В обычной жизни он доцент МГТУ, а по выходным ездит с нами на природу.
Кроме того, на неблагоприятный для выезда за город период мы запланировали как минимум три поездки за границу: в Индию, Италию и либо в Египет, либо в Турцию.
– За какое время до поездки вы вывешиваете свои объявления на сайтах?
– О поездке в Италию уже предупредили, хотя состоится она только в мае. А о поездке в Индию мы предупреждали еще в августе.
– Какие люди с вами ездят?
– Самые разные. У Руслана, например, свой бизнес, связанный с GSM-технологиями. В нашей группе есть преподаватели вузов, директора туристических и дизайнерских агентств, строительных и страховых компаний, радио и цеха по пошиву спецодежы... Это ключевые фигуры. Но к нам также с удовольствием присоединяются рабочие, студенты и даже подростки. Среди них есть как наши знакомые, так и люди, которых мы никогда до поездки не видели. Они спрашивают: «Могу ли я поехать с вами?» И мы им отвечаем: «Да, конечно!» В этом вся прелесть нашего проекта: нас сплачивает не какой-то социальный статус или положение в обществе, не возрастные рамки. Нас объединяют любовь к природе и желание вырваться из колеса урбанистических технологий. Стремление выехать за пределы бетонных джунглей.
– А если у человека нет машины, и вы едете куда-то очень далеко?
– Мы всегда организуем трансфер для людей. Многие из нас едут на автомобилях, в которых, как правило, есть свободные места. Иногда мы даже оставляем часть машин в городе, рассаживая людей более компактно, чтобы понизить цену и повысить комфортность поездки.
– Не все, как я понимаю, участники вашего проекта могут позволить себе Гоа или даже Египет, а интересных мест в окрестностях нашего города не так уж много.
– На самом деле окрестности нашего города очень богаты и на красоту, и на достопримечательности. Мы о них просто мало знаем. Я за свои 28 лет объездил гораздо меньше мест, чем за это лето. Во многих из них я побывал бы еще раз. Тем более что с нашей группой, в которой так много интересных людей, нигде и никогда не бывает скучно.
– Ваши поездки рассчитаны на субботу и воскресенье?
– Мы планируем их с четверга по воскресенье. Но не все могут поехать, скажем, в пятницу. Поэтому мы оговариваем заранее место стоянки с GPS-координатами и топографической раскладкой дорог, и желающие могут присоединиться к нам позже. Или уехать раньше, если им это необходимо.
– В России существуют проекты, подобные вашему?
– «Лаборатория путешествий» – это своего рода изобретение. Хотя любое изобретение основывается на чем-то уже существующем. Так, в нашем городе четыре года назад стартовал проект «Санки», в котором приняло участие более 350 человек, и мы в том числе.
– Что это за проект? Что объединяет его с «Лабораторию путешествий»?
– Это контакт-проект, который, как и «Лаборатория путешествий», объединяет всех молодых и энергичных людей, которые любят проводить время на природе, занимаясь при этом своими любимыми делами: серфингом, туризмом и тому подобным. Во многих понятиях мы едины с организаторами данного проекта. Например, в первые годы у них разрешалась продажа и распитие спиртного. Сейчас это строго запрещено. Они, как и мы, убирают за собой всю территорию отдыха. И мы участвуем во всех их мероприятиях. Наше основное отличие заключается в том, что «Санки» – это ежегодный проект, а мы собираемся вместе каждую неделю.
– Насколько я понимаю, в своей трудовой жизни вы люди очень занятые, а для работы над таким проектом, как ваш, требуется достаточно много времени и усилий. Когда вы все успеваете?
– Да, подготовка к этим мероприятиям занимает очень много времени. И поскольку именно мы и только мы с Русланом ответственны за свой проект, то часто кому-либо из нас приходится брать на себя всю организаторскую нагрузку. Тем не менее нам этот проект интересен, и мы не планируем его сворачивать. Напротив, он набирает обороты, становится узнаваемым в социальных сетях, все больше людей хочет вступить в наши ряды. И пока мы, к счастью, справляемся со своими обязанностями.
– Что вы будете делать, когда желающих начнет собираться до тысячи и больше?
– Я уже задумывался над этим вопросом. Есть такая модель поведения, которую применил «Ласковый май». Многие города хотели видеть у себя эту группу, в то время как «Ласковый май» был один. Здесь возможно качественное дробление персонала. Например, если это стратегически нам интересно, то Руслан может поехать с одной компанией, я – с другой. Либо можно обучить контент-менеджеров, которые возьмут на себя часть управленческих функции. Сложность здесь может возникнуть лишь в том, что мы некоммерческая организация, поэтому трудно будет найти людей, желающих заниматься проектом в свободное время.
– И все же мне хочется понять, какую выгоду вы получаете от своего проекта?
– Нам интересно максимальное количество людей заразить духом, как нам кажется, правильного отдыха. Я бы даже сказал, инфицировать людей культурным отдыхом. Если у нас это получится, то я и Руслан почувствуем себя более счастливыми в связи с тем, что мы смогли какую-то часть себя – лучших, как нам кажется, себя – спроецировать на родной город, который очень любим.