Этого человека знает каждый магнитогорец, кто хоть раз задумался над вопросами: можно ли жить не болея? Как вернуть утерянное здоровье, если не пить таблеток? Только ли на врача нужно уповать, если болезнь никак не отступает? Как воспитать ребенка сильным духом и телом?
Ему 63, а он неугомонный, как мальчишка. Ни одно мероприятие города, хоть как-то связанное со здоровьем человека, будь то педагогические чтения или сплав по реке Белой, не обходятся без его участия. Свое любимое изречение он позаимствовал у Толстого: «Работай на совесть, детей воспитывай по совести и живи по совести».
– Валерий Федорович, вы валеолог, психосистемолог. Что это за профессия и чем она является для вас?
– «Валеол» в переводе с греческого – здоровый, и, соответственно, валеолог – это учитель здоровья. Что касается психосистемологии, то есть такая наука – универсология, созданная В. Поляковым. Она занимается синтезом древних и современных знаний о человеке. Психосистемология – ее маленькая веточка. Психосистемолог – специалист по психике и душе человека. Для меня и валеология, и психосистемология – это дополнительная возможность познать человека, использовать полученные знания для укрепления его здоровья. Специалисты полагают, что биоэнергоинформационная медицина является медициной будущего. И я как специалист имею к этому будущему прямое отношение, чем и горжусь.
– Вы лечите людей без лекарств. За счет чего тогда происходит выздоровление?
– Я считаю, что здоровью можно и нужно учиться, поэтому не лечу, а учу людей быть здоровыми, используя для этого то, что дано каждому из нас от природы. А резервы, позволяющие нам сохранять здоровье, лежат в невидимой сфере – в психике, в душе. Заболевания телесные (соматические) – всего лишь следствие, а причина закладывается в энергоинформационной части нашего существа, в мыслях, в образе жизни, смысле жизни. Умение ответить на вопрос: «В чем мое предназначение?» – это основа, фундамент духовного, а значит, и физического здоровья. А умение это складывается из мировоззрения, миропонимания, жизненных принципов, личностной идеологии, ведь идея – это работа ментальная, работа интеллекта.
– Чем отличается работа валеолога от работы врача? Что обязан знать валеолог? Должен ли он иметь медицинское образование?
– Задача валеолога – помочь человеку избавиться от причины заболевания. Он учит здоровью, а врач лечит болезнь. Наша задача – познать состояние разума и души тех, кто к нам обращается. Поэтому валеолог – это дважды психолог. Древние греки говорили: «Сердце зорче глаз», так как считали, что мысли рождаются в сердце, а не в голове. Так же считали и Рерихи, и Блаватская. Вот в сердце, в душе человека мы и ищем причину заболевания. Для этого знание медицины не обязательно.
– Какие же методы оздоровления вы используете?
– Первое, чем мы занимаемся, возвращая больному здоровье, – меняем его мировоззрение. Это фундамент, на который потом достраиваются этажи. Мы практикуем медитации, методы саморегуляции, настрои, аффирмации, молитвы. Все это – методы работы с мыслью через слово, работа через сознание и осознание с подсознанием.
Если разобрать слова «совесть» и «сознание», мы получим ответ на вопрос о том, что такое фундамент здоровья. Это совесть, совместная или совмещенная с кем-то информированность, и сознание, то есть общие, согласованные знания. В какой аптеке вы купите спокойную совесть и чистую душу? Это необходимые условия, которые создают гармонию здоровья, способствуют благополучию разума, души и тела. Всемирная организации здравоохранения дает очень точное определение: «Здоровье – это благополучие человека в трех сферах: здоровье психическое, физическое и нравственно-духовное».
– Вы называете себя семейным учителем здоровья. Что это значит?
– Я обучаю родителей или родственников ребенка, как и что они должны делать, чтобы вернуть больному здоровье. Эти занятия я провожу в семье, на дому, в привычной для ребенка и его родителей обстановке. В программу включаю закаливание, обучение правильному питанию, режиму, физическим упражнениям. Все эти знания давно накоплены в мире, надо только правильно их использовать. Мысли, звуки, творчество, пение – весь этот широкий комплекс уложить в определенную систему, которая и даст нужный результат. Передавая родителям навыки массажа, правильного закаливания, я не привязываю их к себе как к специалисту. Мы проводим совместно два-три занятия, и на все обучение уходит максимум неделя. За это время я помогаю снять страх перед холодной водой. Естественно, при помощи правильного понимания происходящего, а не гипнозом. Я не Кашпировский и не Чумак. Обливаясь водой, человек должен наполнить этот процесс позитивной мыслью. После окончания занятий родители все делают сами. При необходимости могу дать им консультацию по телефону, подсказать, если что-то осталось неясным.
– Отличаются ли методы оздоровления детей, взрослых и пожилых людей?
– Конечно. Дети любят играть. Им необходима такая деятельность. А до взрослых надо «достучаться», показать им, что мысль материальна. Поэтому подход к детям и взрослым разный. Дети оздоравливаются через игру, ведь игра для них – жизнь. Ребенок живет в сказке. И эти сказки должны заканчиваться добром. А обучение взрослых идет через осознание смысла жизни. Бывали случаи, когда мне приходилось заниматься оздоровлением совсем маленьких детей. Не буду же я с семидневным крохой о смысле жизни разговаривать.
– Всем ли больным показаны ваши методы оздоровления? Может быть, есть «противопоказания»?
– Если не считать случаи с крайними нарушениями психики, то валеологические методы оздоровления доступны каждому взрослому человеку, было бы желание. Кстати, любая зависимость, которая, собственно, и является потерей смысла жизни, вылечивается нашими методами. С детьми же противопоказаний вообще нет.
– Что-то мы все о работе и о работе. Давайте немного о вас поговорим. Откуда вы родом, кто ваши родители?
– Я родился в нашем грязном городе на пятом участке 63 года тому назад. Мы жили в холодном двухэтажном бараке. Мама моя казачка, родом из Оренбургских степей, крестьянская сирота. Дедушку звали Федор. Его убили, когда меня еще не было. Отца я не знал совсем. Как видите, родовое дерево у меня очень слабое.
– Если с мужским воспитанием вам не повезло, то кто же еще принимал участие в вашем становлении как человека? Откуда в вас такая сила духа?
– Я родился недоношенным. Мама работала очень много, поэтому меня выхаживала няня. Это была очень добрая и заботливая женщина. В бараках – холод, вода только в колонках, все услуги во дворе. Инкубаторов, понятно, не было. Чтобы отогреть меня, она топила русскую печь и заталкивала меня в духовку, как хлеб заталкивают. Когда стал постарше, почти каждый день водила в баню, парила вениками. Так Матрена Федоровна, баба Мотя, заботилась обо мне до моего поступления в школу.
Но я на судьбу не обижен, потому что у меня есть корни – это мой город. Я им горжусь. Очень важные корни для меня – школа, наша советская идеология тоже сыграла большую роль в моей жизни. Я считаю, что в ней было много здравого смысла. Октябрята, пионеры, тимуровское движение – это же основы духовного здоровья.
– Вы шли к своему призванию по прямой или все же приняли решение не сразу?
– Еще в школе я мечтал стать учителем физкультуры, но мама была против. Поэтому после восьмого класса я поступил в индустриальный техникум на прокатчика. Но тяга к спорту не проходила. Тогда я сделал вывод: свою мечту надо держать крепко. Бросил техникум и пошел в армию. Кстати, мог и не ходить – у меня было освобождение, так называемый «белый билет». Многие сейчас мечтают о нем. А тогда для мужчины не служить в армии было позором, считалось недостойным и неприличным. И это – советское воспитание, русское, российское: мужчина должен служить, защищать Родину. У меня было варикозное расширение вен. Сказалось серьезное перенапряжение: с 15 лет играл во взрослой футбольной команде автотранспортного предприятия. Я напросился на операцию, но даже после этого мне пришлось писать заявление на имя облвоенкома о том, что хочу идти в армию и делаю это добровольно.
И только через год после службы в армии я поступил в Московский институт физкультуры.
– Сейчас вы преподаете в МаГУ. Чем заполнен день доцента кафедры психолого-педагогических дисциплин?
– Вот уже 10 лет я читаю лекции, связанные со здоровым образом жизни. А поскольку все дисциплины, связанные с ЗОЖ, требуют навыков, студенты посещают лабораторные занятия, где я обучаю их проводить валеопаузы, физминутки, делать массаж, различные дыхательные, антистрессовые гимнастики и т.п. В свободное время консультирую больных по телефону, выезжаю на дом. Участвую в проведении семинаров, провожу мастер-классы для отдельных коллективов. Недавно, 21 ноября, прошли Педагогические чтения, на которых я показывал свой мастер-класс по Сухомлинскому. В турклубе «Стихия», созданном при университете, провожу физкультурно-оздоровитлеьную работу, участвую в организации сплавов, походов, соревнований. Там я тоже воплощаю свое видение здорового образа жизни.
– Любая мечта требует внутреннего, духовного обоснования, ищет для себя теоретический фундамент. Что это было для вас?
– В прежнее время все спортивные мероприятия проводились в рамках комсомольской организации. И я считаю идеологию, которой она придерживалась, верной: был введен комплекс ГТО – система физического воспитания, шедшая сквозной нитью от инструктора физкультуры на производстве до главного тренера города, страны. И комплекс ГТО – это не только спортивные нормативы, но и перечень теоретических требований, физических испытаний, тестов на готовность человека к труду и обороне Родины. Это идеология, или, если хотите, научное системное мировоззрение, которое тогда вырабатывалось партией и советским правительством, и было тем духовным стержнем, на котором держалась вся сила советского народа. Комплекс ГТО предусматривал очень серьезную подготовку с первого класса, с 7 лет, и до пенсионного возраста. «От пионера до пенсионера», как тогда говорили. С точки зрения физического воспитания своим наставником считаю Петра Францовича Лесгафта, великую семью Рерихов. Карл Маркс и Ленин тоже говорили о воспитании физическом, умственном и политехническом. Мы все знаем пословицу «В здоровом теле – здоровый дух». А как ее произносили древние греки? «В здоровом теле здоровый дух – это большая редкость». Пословицу-то как исказили!
– Как вы пришли к нетрадиционной медицине?
– К сожалению, к такому решению меня подтолкнул трагичный случай, произошедший в нашей семье. Когда у нас появился второй сын Алеша, мы, его родители, свято верили в традиционную медицину. Но он прожил всего шесть месяцев, три из которых провел в больнице. Наши медики не смогли поставить диагноз, и Алеша умер от пневмонии. Через четыре года родилась дочь Юля, она тоже часто болела, и нас гоняли из садика в садик, не желая портить показатели. Тогда я и начал на свой страх и риск закаливать Юлю по методике Толкачева. Обливал, делал массаж, мы вместе занимались физкультурой.
– Поскольку за вами мужская линия вашей родословной не прослеживается, то создателем традиций вашей семьи являетесь именно вы. Расскажите о них.
– Мой отец, отчим пили. Мне это не передалось. Я против подобных традиций. В нашей семье все занимаются закаливанием, физкультурой. Я за семейное физическое воспитание. Сын любит лыжи, биатлон. Внуки посещают баню почти с рождения. Главное, чему мы их учим, – это уметь побороть страх инфекции, преодолеть его. Стержнем здоровья является не тело. Здоровье человека находится в его голове. Как говорил отец медицины Гиппократ? «Лечит врач, а исцеляет Природа». Вот через русские традиции мы и исцеляемся природой. В семье закладывается нравственное здоровье человека. Поэтому каждый из нас должен быть добрым, терпимым со своими близкими.
– Дайте совет нашим читателям: как сохранить бодрость духа и ясность мысли до 100 лет?
– Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что нужно вести здоровый образ жизни. Но многие воспринимают это как перечень мероприятий: режимы сна, отдыха, питания, закаливания. На самом деле ключик в образе, который рождается в нашей голове. Недаром мы говорим: «образование», а это – психическая деятельность человека, работа сознания. Больше ходите босиком по земле и ищите свое место в жизни.
Русские люди много пьют. Я это знаю не понаслышке и считаю, что одна из основных причин пьянства – это потеря смысла жизни. Вспомните слова Николая Бердяева: «Поиск смысла жизни уже есть смысл жизни». Известный ученый Виктор Франкл, пройдя четыре немецких концлагеря, прожил сто лет. Потому что он сохранил смысл жизни. Поиск смысла жизни – великий труд. Лев Толстой говорил: «Работай на совесть, детей воспитывай по совести и живи по совести». Это мое кредо, мой рецепт здоровья. Пусть он будет и вашим.