– Юлия, что такое ролевая игра?
– Это театральная постановка книги, сказки или любого другого сюжета, в котором каждый сам выбирает для себя роль, готовит ее, шьет для нее костюм и потом играет.
– Когда и как началось ваше увлечение ролевыми играми?
– 10 лет назад мой учитель музыки отвел меня в литературный кружок при Доме пионеров (я пишу стихи с 2,5 лет, потом начала писать песни и прозу). Там я познакомилась с ребятами, которые уже в то время ездили на ролевые игры, читали Толкиена – классику для любого ролевика. Мне понравился их сказочный мир. И в 1999 году я впервые поехала на ролевую игру в Екатеринбург.
– Приведите, пожалуйста, пример ролевой игры: как она проводится?
– Можно сказать, как любое театральное действие, только здесь нет зрителей – одни актеры. Они же выбирают тему. Например, разыгрываем сказку «Колобок». Значит, нам нужно выбрать кого-то на роль Колобка, Бабушки, Дедушки, Мишки, Зайца, Лисы…
– Но ведь играющих наверняка больше, чем персонажей в сказке.
– Конечно. Но ведь Дед с Бабкой жили не в дремучем лесу, а в деревне. Представляете, сколько в ней народу! Кто-то скажет: «А что интересного в том, что я буду играть роль жителя в деревне?» Как что! Это же столько возможностей! Это Дед с Бабкой жили, перебиваясь с хлеба на квас, а ты можешь быть богатым торговцем и продавать муку тем же Деду с Бабкой! А можешь быть охотником на медведей.
– Или на лису. И сделать из нее шапку. И тогда сказка закончится!
– Когда делаешь такую игру, то встреча Колобка с Лисой вообще маловероятна! Потому что тот, кто играет Колобка, не хочет быть съеденным. Он же первый и посоветует Деду Лису для воротника поймать! И Дед, скорее всего, пойдет на охоту. И Колобка, следовательно, никто не съест. Разве что Заяц, если окажется слишком хищным! В ролевой игре каждый играет свою роль так, как видит ее. Мы же иногда читаем книги и думаем: «Я бы на месте этого героя не так, а вот так поступил!» Здесь есть такая замечательная возможность – исправить поступок твоего героя.
– Но ведь в игре не два и не три игрока. Как же быть с массовым сознанием? Не получится ли как в той басне про Лебедя, Рака и Щуку?
– В нашем реальном мире мы все тоже хотим разного. И при этом не мешаем друг другу, а просто живем все вместе на этой планете. Точно также и здесь. Играет, например, десять человек – они взаимодействуют между собой. Играет 100 человек – они тоже взаимодействуют между собой.
– Сколько участников может собрать самая большая игра?
– Самые большие игры собирают до 5000 участников!
– В такой толпе какие-нибудь персонажи могут за всю игру и не встретиться ни разу!
– Могут. А в жизни мы разве со всеми жителями Магнитогорска встречаемся? Так и здесь: у каждого своя ролевая жизнь.
– Выходит, что сказка служит для такой игры лишь отправной точкой?
– Да, ролевая игра – это постоянная импровизация. Каждый играет то, что ему кажется верным. Хотя есть некоторые сюжетные линии, которые являются более или менее обязательными. И это оговаривается заранее. К примеру, мушкетеры заранее знают, что подвески Королевы будут похищены. «Мушкетеры, вы поняли? Подвески будут похищены!» Но при этом их может потерять или продать сама Миледи. Есть цель – найти подвески. А вот где мушкетеры будут их искать – это уже им решать!
– Как же вы определяете, когда закончилась сказка?
– Когда заканчивается игровое время. В этот момент все собираются и подводятся итоги. Каждый высказывается. Если кто-то хотел стать Королем, но у него это не получилось, у него есть шанс стать Королем в следующий раз. А иной скажет: «Быть Королем – это очень напряженное занятие, больше никогда не стану играть эту роль!»
– Выходит, что ролевая игра – это своеобразный психологический тренинг, когда каждый может попробовать себя на любую жизненную роль?
– Да. И этим ролевые игры очень хороши: то, что тебе не удается прожить в жизни, ты можешь прожить здесь. Или на игре проживаешь такие ситуации, которые предостерегут тебя от нелепых мыслей и поступков в жизни. Например, твой персонаж попадает в плен, и ты понимаешь, что сейчас ты можешь погибнуть. В такой ситуации человек очень многое успевает прочувствовать. В результате он начинает понимать других людей, думать, как наладить взаимоотношения с ними в реальной жизни. Он начинает ценить жизнь!
– Например?
– Например, вы лекарь. Казалось бы, ничего особенного. Но идет война, летают почти настоящие стрелы, и тебе нужно выносить раненых. А ты маленькая хрупкая девушка. А тут лежит раненый рыцарь, да еще в доспехах! И ты сразу начинаешь понимать санитарок, которым довелось быть на настоящей войне.
С годами все роли в тебе перемешиваются, и твой характер меняется, потому что ты многое пережил. Ведь в игре все чувствуешь по-настоящему!
– Несколько жизней за какие-то короткие несколько лет!
– Да, действительно, так. И получается, что иной молодой ролевик гораздо мудрее, чем его ровесники, которые за тот же период времени проживают только свою жизнь. Если ты вчера был Королем и тебе пришлось брать на себя ответственность за всех твоих подданных, то завтра ты сможешь применить этот опыт в реальной жизни, когда тебе придется управлять коллективом.
– А если в начале игры сразу несколько человек желает быть Королем?
– Каждый игрок за несколько дней до игры должен написать свою роль. И организаторы все эти роли просматривают. Если человек подходит внешне на персонажа, которого хочет сыграть, но его история написана плохо, его, скорее всего, не выберут на эту роль. А выберут того, кто внешне, может быть, и не совсем похож на данного героя, но подготовленная для него история очень интересна. В результате у нас прекрасные эльфийки бывают не очень-то и стройными. А однажды нас пригласил к себе в гости хоббит метра под два ростом!
– Выходит, каждый игрок еще и письменно подготовиться к игре должен?
– Конечно, вы же в игре жизнь не с нуля начинаете, вы ведь где-то и когда-то родились. А где вы жили до настоящего момента? Где вы учились? Кто ваши родители? Кто в это время правил страной? Какие слои населения к кому и как относились? Какие фамилии носили жители этой страны? Кто к кому как обращался? Какие деньги были тогда в ходу? Все это надо знать, чтобы правильно сыграть свою роль. Поэтому каждый ролевик пишет «свою» историю.
– Бывает ли такое, что человек настолько вживается в свою роль, что начинает играть ее в реальной жизни?
– Бывает, конечно. Особенно если его роль очень близка ему по духу. Например, странствующий менестрель. Он ходит повсюду, поет людям песни. И в жизни человек начинает делать то же. Кто-то может подумать, что это плохо. Но, с другой стороны, человек нашел себя в этой жизни, пусть даже в таком несколько неожиданном обличии. Мы же все играем в жизни ту или иную роль, и еще не факт, что она для вас лучшая.
– Но ведь так можно и перепутать жизнь и игру!
– А как же актеры кино и театра? Они ведь каждый день играют чужие роли!
А мы, кроме того, можем сыграть и друг друга. Это тоже достаточно интересно – посмотреть на себя со стороны. В принципе так оно в жизни и есть: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры».
– В Магнитогорске много клубов, в которых готовятся ролевые игры?
– Много. Но в основном они имеют четкую направленность. Например, «Историческое фехтование на пластике». Или «Реконструкция», где участники шьют костюмы – копии какой-либо эпохи. Наш клуб отличается тем, что он универсален. Мы охватываем весь мир и все времена. Если мы собираемся на игру по IX веку, то будем шить костюмы, стилизованные под IX век. Если мы проводим английский бал XVIII века, то учим танцы XVIII века, осваиваем этикет XVIII века и т.д. Мы изучаем танцы разных народов, начиная с IX века и заканчивая началом XX века. Если нам нужно выступить на турнире, ребята учатся фехтовать. Иногда мы устраиваем тематические балы. А иногда на наших балах могут присутствовать танцы самых разных народов и веков. Переплетение очень простых бранли и самых сложных танго создает атмосферу праздника.
– Как часто вы проводите балы?
– Стандартно мы проводим осенний бал в рамках городского фестиваля ролевых игр «Магнит-фест». В этом году он прошел 21-22 ноября. В программу вошли различные фехтовальные турниры для рыцарей и любителей техногенных игр, «мексиканка» (когда друг против друга выходят два ковбоя). Отдельно проходят интеллектуальные карточные игры – своеобразные стилизованные шахматы или компьютерная игра, которая находится у вас в руках. И каждую весну мы проводим тематические балы. Например, бал бабочек.
– Зрители допускаются?
– Ролевые игры проводятся не для зрителей. Каждый, кто приходит к нам, становится участником игры. Даже если вы приходите и говорите: «Я никогда этого не делал!» – у вас спросят: «А сможете ли вы побыть посетителем нашего трактира и посидеть вот на этом стульчике?» И вы отвечаете: «Посидеть на стульчике – могу!» И тут же к вам подходит кто-нибудь и задает вопрос: «Тут волки не пробегали?» Вы, естественно, что-нибудь ответите и все – вы уже в игре!
– Фестиваль предполагает номинации, награждения?
– Конечно, в каждом турнире обязательно есть победитель: лучший стрелец, лучший воин, лучший полководец… В конкурсе образа, где ребята представляют свое театральное мастерство – костюм и умение его преподать, – есть три номинации: за лучший костюм, за лучшую игру актера и приз зрительских симпатий (тех игроков, которые не участвуют в конкурсе образа).
– Вы преподаете театральное искусство. Зачем?
– Театральные постановки – одна из их важнейших частей ролевых игр. Без них ни одно мероприятие клуба ролевых игр обойтись не может. Надо суметь не просто сыграть, а прожить свою роль и так ее подать, чтобы каждый тебе поверил. Например, если ты выбрал для себя роль цветка лотоса, то нужно увидеть этот образ в себе и под музыку раскрыть его так, чтобы все увидели в тебе этот прекрасный цветок.
– Откуда черпаете сюжеты для своих игр?
– Из книг, конечно. Книга – это иной мир: волшебный, необычный. Есть люди, которые играют в мировые войны или в далекое будущее. А я больше люблю Средневековье, сказку. Есть задумка сделать игру по Древнему Риму. Для этого мы сейчас изучаем Древний Рим.
– Что, помимо ежегодных фестивалей ролевых игр, можете предложить городу?
– Этим летом 19 августа мы провели бал на центральной площади города. Сначала хотели устроить небольшой праздник для себя. Но когда в «Контакте» зарегистрировалось 500 желающих прийти на наш бал, мне пришлось договариваться с администрацией города о проведении полномасштабного праздника. Нам разрешили пустить звук через колонки поющего фонтана. В течение четырех часов на площади звучали вальсы, мазурки, кадрили… Мы тут же обучали людей танцу. Площадь была полна народа. Особенно много было молодежи. А ведь это не дискотека – это история! Но все танцевали с удовольствием. И, конечно, мы теперь планируем сделать такую сказку регулярной.
– Какие традиции тех времен и народов, которые разыгрываете, переносите в настоящую, современную жизнь?
– У нас есть такая традиция: на день рождения клуба или кого-нибудь из ролевиков поднимать братину. Это очень древняя традиции, ее можно найти у многих народов. Еще нам очень нравится веселый ирландский День святого Патрика и кельтский праздник – самайн. Его корни уходят в глубокую древность, и отмечал он начало зимы. В городе гасились все огни, и король замка Тара зажигал новый огонь в очаге. В этот момент уничтожалось все зло и зарождалось все светлое и яркое. Можно сказать, что так отмечался Новый год. У разных народов этот праздник назывался по-разному. Например, Ночь мертвых или Ночь души. На Руси, когда заканчивались работы с природой и начинались работы на дому, чествовали богиню Макош, которая держала в своих руках нити судьбы каждой женщины. В Америке сейчас это Хэллоуин. Но у современного Хэллоуина утеряны корни, в результате чего исчез и сам его смысл.
– Не жалеете о том, что живете в Магнитогорске, а не где-нибудь в Голливуде?
– Где-где, а в Голливуде делать нам совсем нечего. Иногда хочется быть поближе к Москве или Петербургу – там проходит очень много ролевых игр. У нас на Урале тоже есть прекрасные мастера, создающие и ведущие игры. Но их не так много. В одиночку очень трудно создать целый мир. А ежегодно богом быть еще труднее.
– Кто вы в реальной жизни?
– В реальной жизни я вот уже более десяти лет – фельдшер скорой помощи.
– Как-то это плохо сочетается с ролевыми играми.
– Ну как же? Вспомните: Булгаков был медиком, Розенбаум – медик. Как можно, например, завоевать доверие ребенка, который тебя боится? Нужно просто войти в ту роль, которая ему понравится!
– Вам не кажется, что, когда взрослые играют в сказку, они просто скучают по детству?
– Да, дети ведь не играют в сказку. Они еще живут в ней. Сказка – вокруг них. А что делать, когда ты взрослый, но при этом душа в тебе молодая? В ролевых играх мы не становимся детьми, мы просто убираем с себя рамки запрета. Жизнь от этого начинает играть разными красками.
– Что же такого хорошего взрослые оставляют в своем детстве?
– Радость. Нам во взрослом мире практически нечему радоваться, потому что мы тонем в заботах.
– Но ведь вечно жить в игре не станешь!
– А и не надо. Надо просто саму реальность воспринимать по-другому! Тогда и проблемы будут восприниматься легче.
– Так где же все-таки лучше жить – в сказке или в реальной жизни?
– Сказка настолько реальна, что пора нашу реальность сделать сказкой!