Подполковник таможенной службы Алексей Кизерев – профессиональный таможенник. В 1996 году окончил Уральскую государственную юридическую академию по специализации «таможенное право», в 2001 году – Российскую таможенную академию. Работу в таможенных органах начал с должности инспектора отдела таможенной стоимости и валютного контроля в Уральском таможенном управлении. Четыре года назад был переведен в Екатеринбургскую таможню на должность первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю. 20 мая 2009 года приказом Федеральной таможенной службы назначен начальником Магнитогорской таможни.
– Откуда вы родом?
– Мой родной город – Первоуральск в Свердловской области.
– Вы мечтали стать таможенником?
– Вовсе нет. Мечты такой не было. Но так получилось, что в 1991 году в Уральской юридической академии набиралась первая группа на специализацию «таможенное право». Мне показалось, что это очень интересно: дело для нас это было новое, таможенников тогда в России было мало, границы только начали открываться. Я знал лишь, что профессия эта связана с внешнеэкономической деятельностью. Узнав о наборе, я получил направление на учебу в Свердловской таможне и поступил в группу первого целевого набора.
– Вы бывали в Магнитогорске до своего назначения?
– Да, несколько раз приезжал в Магнитогорск на курсы повышения квалификации и для участия в спортивных соревнованиях, которые проводились на базе Магнитогорской таможни.
– Вы говорили, что Магнитогорск близок вам по духу. В чем это выражается?
– Магнитогорск – город металлургов, а я родился в семье металлургов. Мой отец всю жизнь проработал на Первоуральском новотрубном заводе, отец жены – на Северском трубном заводе. Поэтому я тоже могу считать себя в какой-то степени металлургом.
– С нашим комбинатом вы уже познакомились?
– Да, я уже посетил основные производства комбината, познакомился со станом 5000, который готовится к запуску. В Магнитогорской таможне оформляются компоненты и технологическое оборудование для стана, запуск которого планируется осуществить ко Дню металлурга.
– Какова в данном случае связь таможни и ОАО «ММК»?
– Самая прямая: будет загружен работой комбинат, будет работа и у Магнитогорской таможни, так как ОАО «ММК» и его дочерние предприятия являются основными участниками внешнеэкономической деятельности в Магнитогорске. Как по экспорту, так и по импорту.
– Во время своей первой встречи с представителями магнитогорской прессы вы говорили, что хорошо осведомлены о специфике внешнеэкономических связей Магнитогорска. В чем заключается эта специфика?
– Я бы выделил здесь два аспекта. Первый: таможенное оформление непосредственно в Магнитогорске ограничено небольшим кругом крупных, постоянно действующих участников внешнеэкономической деятельности. Основной из них – ОАО «ММК», поэтому деятельность сотрудников Магнитогорской таможни направлена в первую очередь на бесперебойный выпуск продукции именно этого предприятия. Второй аспект: в зоне деятельности Магнитогорской таможни имеется участок российско-казахстанской границы протяженностью 510 км, через которую ежечасно проходит большой поток товаров и физических лиц автомобильным и железнодорожным транспортом. В связи с этим нам приходится особенное внимание уделять поиску наркотических средств, оружия и других запрещенных предметов.
– Что способствует успешной работе Магнитогорской таможни в этом направлении?
– Сегодня таможенные органы достаточно хорошо вооружены технически, на пунктах пропуска ДАПП Мариинский и ДАПП Николаевский используются хайсканы – рентгеновские установки, которые позволяют просветить багаж, кроме того, у нас есть специальный досмотровый комплекс, оснащенный современным оборудованием, которое позволяет просвечивать большегрузный автомобильный транспорт. И если мы сможем восстановить несколько утраченные позиции по плодоовощной продукции, то этот комплекс успешно заработает на одном из наших пунктов пропуска.
– А собак вы привлекаете к данной работе?
– Конечно, привлекаем. Существует аналитическая программа развития кинологической службы таможенных органов Российской Федерации на 2008-2010 годы. Сегодня в кинологическом отделе 15 кинологов и 15 собак, а с 1 июля предполагается увеличение штата, выделяются денежные средства на строительство вольеров и на содержание собак. Кроме того, у Магнитогорской таможни достаточно большой опыт в использовании служебно-розыскных собак. При проведении таможенного контроля собаки присутствуют обязательно. В начале этого месяца специалист-кинолог со своим питомцем участвовал в досмотровых мероприятиях в пассажирском поезде. И собака неоднократно обозначала наличие наркотического средства в тамбуре. В результате был обнаружен сверток с марихуаной.
– Чем отличается контрафактный товар от конфискатного?
– Во-первых, нет понятия «конфискатный». Конфискованный товар – это товар, изъятый в рамках производства по делу об административном правонарушении и обращенный судебными органами в федеральную собственность. Контрафактный товар – это товар, на котором незаконно используется зарегистрированный товарный знак. В 2008 году Магнитогорской таможней выявлено более 51 тысячи единиц контрафактной продукции. Уже в этом году изъято более 5 тысяч. Если решением суда товар признается контрафактным, то он подлежит уничтожению. За исключением тех случаев, когда с разрешения правообладателя товарного знака может быть использован в благотворительных целях. Например, в детских домах. Единственное условие – товар должен быть безопасным для здоровья.
– Одно время в Магнитогорске было много магазинов, в которых продавался конфискованный товар.
– Хочу заверить жителей Магнитогорска, что эти магазины никакого отношения к конфискованному товару, а тем более к таможне или к организации, которая определяет дальнейшую судьбу конфискованного товара (Росимущество), не имеют. Их названия – это обыкновенный маркетинговый ход для привлечения покупателей.
– Как часто работникам Магнитогорской таможни приходится сталкиваться с контрабандным товаром? Какие товары относятся к контрабандным?
– Любые товары, транспортные средства, которые были незаконно перемещены через таможенную границу на территорию Российской Федерации, а сумма задержанного составляет более 250 тысяч рублей. Кроме того, это могут быть определенные виды товаров: наркотические средства, оружие, радиоактивные и взрывчатые вещества и так далее. С начала 2009 года возбуждено 19 уголовных дел по факту контрабанды. В то же время административных правонарушений в области таможенного дела, когда сумма задержанного не превышает 250 тысяч рублей, выявлено гораздо больше. Таких случаев 204. Это достаточно хороший показатель по раскрытию подобных правонарушений.
– Какова зона деятельности Магнитогорской таможни?
– В зоне деятельности Магнитогорской таможни находится шесть таможенных постов. Из них только три – магнитогорский железнодорожный, карталинский и аэропорт – имеют право приема деклараций как экспорта, так и импорта. Остальные являются пунктами пропуска и ориентированы только на перемещение товара, физических лиц и транспортных средств через границу.
– Наверняка не все товары, пересекающие таможенную границу, предназначены для нашего города. Каков процент таких товаров?
– Таможенный пост «Железнодорожный пункт пропуска Карталы» ориентирован на транзитные операции. Через него проходят очень большие объемы товаров. Так, за прошлый год была оформлена 121 тысяча товарных партий. Из них 25 тысяч (около 15%) – по процедуре внутреннего таможенного транзита (это товары, которые прибывают в Россию с целью выпуска в свободное обращение внутри страны). И львиная доля товарных партий – около 85% – оформлена на ЖДПП «Карталы» товара в режиме «международный таможенный транзит» (оформление товара, следующего через территорию Российской Федерации). Ежегодно объем транзитных перевозок увеличивается на 20-30%.
– Как зависит благосостояние города от товаропотока, проходящего через его таможенную границу?
– Напрямую – никак. Таможенная служба – служба федеральная, и все отчисления, которые мы собираем, идут в федеральный бюджет. Но если посмотреть с точки зрения развития бизнеса, то при развитой таможенной инфраструктуре – есть таможенные перевозчики, таможенные брокеры, склады временного хранения и тому подобное – это и рабочие места, и налоговые отчисления, идущие непосредственно в городской бюджет. То есть мы, по сути, создаем определенную инфраструктуру, которая обеспечивает потребности участников внешнеэкономической деятельности. А если определенные товарные потоки задерживаются здесь, то это и торговые места, и развитие самой торговли, и развитие города.
– В настоящее время в Магнитогорске наблюдается серьезный спад как экспорта, так и импорта. Это связано только с трудной экономической ситуацией или есть и другие причины?
– Только с общей кризисной ситуацией. Каких-либо иных причин я не вижу. Да, в 2009 году мы наблюдаем определенный спад во внешнеэкономической деятельности: в среднем на 40% снизилось и внутреннее, и внешнее потребление товаров. Так, за пять месяцев 2009 года по количеству грузовых таможенных деклараций, оформленных Магнитогорской таможней, спад произошел на 47%, по товарообороту – на 53%, по грузообороту – на 48%. Естественно, это сказалось и на показателях таможни: федеральных платежей мы собрали за пять месяцев 2009 году на 40% меньше, чем за тот же период прошлого года. Но за фазой спада всегда наступает фаза подъема, и экономика никуда от этого не денется. Поэтому те цифры, которые мы видим в 2009 году, кардинально изменятся в 2010-м: будет рост, и он уже начался.
– Какие направления вы считаете основными для своей дальнейшей работы?
– Их три: поддержание кадрового потенциала Магнитогорской таможни, который оценивается достаточно высоко; обеспечение бесперебойной работы участников ВЭД, в частности, Магнитогорского металлургического комбината; создание инфраструктуры на таможенных границах, благодаря чему можно будет приступить к реализации концепции о переносе таможенного оформления в места, приближенные к границе.
– Планируете ли вы проводить какие-либо работы по упрощению таможенного оформления товаров?
– Упрощение данного процесса идет уже на протяжении нескольких лет. В частности, в Магнитогорской таможне введена практика электронного и предварительного декларирования, что позволило сделать процесс прохождения таможенного контроля значительно прозрачнее и сократить его до одних суток. За исключением тех случаев, которые требуют более детального контроля.
– В последнее время часто говорится о создании таможенного союза между Российской Федерацией, Казахстаном и Белоруссией. Какова его основная задача?
– Он направлен на то, чтобы унифицировать, привести к единообразию все таможенные документы и создать единое таможенно-экономическое пространство между этими тремя странами.
– Вы уже познакомились с коллективом Магнитогорской таможни? Как вы его оцениваете?
– Как коллектив высококвалифицированных кадров. Очень приятно осознавать, что в Магнитогорской таможне хорошо развита преемственность поколений, связь ветеранов таможенной службы с молодежью, наставничество. Я считаю, что это люди, которые с честью, совестью, с душой несут свою службу. И я надеюсь, что так будет и дальше.
– Как вы относитесь к своему назначению в Магнитогорск?
– Для меня это возможность самостоятельно возглавить один из интереснейших в Уральском регионе участок таможенной службы и получение нового опыта. Раньше мне не приходилось работать непосредственно на границе. Поэтому свое назначение в Магнитогорск я расцениваю для себя как исключительно положительный момент.