Город Валерий Колокольцев, ректор МГТУ: «Я бы принимал на первый курс всех, кто желает получить высшее образование»

Валерий Колокольцев, ректор МГТУ: «Я бы принимал на первый курс всех, кто желает получить высшее образование»

" width=

В этом году Магнитогорскому государственному техническому университету исполнилось 75 лет. Его ректор Валерий Колокольцев – выпускник первого набора литейщиков Магнитогорского горно-металлургического института (сейчас технического университета). По распределению попал в Волгоград на тракторный завод. Когда вернулся в Магнитку, устроился на комбинат, а с 1980 года работает на родной кафедре. Считает, что своей карьерой обязан замечательным людям, которые его окружали: коллектив был такой, что хотелось в нем работать и расти профессионально. Став два года назад ректором, первым делом отправился на учебу в Санкт-Петербург, чтобы получить еще одно образование – управленца.

Валерий Михайлович, вы мечтали стать ректором?

Когда был студентом, то даже не думал об этом. Став заведующим кафедрой, поставил перед собой цель – сделать свою кафедру лучшей в России. И я этой цели достиг: уже многие годы она входит в тройку лучших кафедр, которые готовят литейщиков. Став деканом, решил сделать свой факультет лучшим в университете. Он стал вторым после факультета технологий и качества. Когда пришел в ректорат, поставил перед собой цель – сделать университет заметным на фоне образовательных услуг в России и даже в мире. В подготовке и переподготовке металлургов разного профиля уже сейчас мало кто в России сравнится с нами.

Ректор – это прежде всего топ-менеджер или ученый?

– Я бы не отделял одно от другого. В высшем учебном заведении невозможно быть ректором и не быть ученым. В Санкт-Петербурге у нас были кураторы не только по управлению, но и по науке, по образованию, по экономике, по бухгалтерии, по кадрам. Считаю, что и менеджер высшего полета должен хорошо разбираться в науке: слишком уж разнообразными стали научно-образовательные услуги. Но время одиночек, я думаю, прошло. Любому ректору или менеджеру нужна команда.

А какая у вас команда?

– Очень работоспособная и трудолюбивая. В основном профессора и доктора наук. Сплав мудрости и молодости.

В чем проявляется высший пилотаж ректора как менеджера?

– Он должен видеть основные тенденции развития образования, его экономичность и успешность своих выпускников. Он должен не только открывать новые направления, но укреплять и развивать традиционные для своего вуза специальности. Все так быстро меняется, что, например, прокатчика в нашем прежнем понимании уже не существует. Прокатчик сейчас должен знать весь процесс от выплавки, разливки металла до выхода готовой продукции. А что будет через пять лет?! Чтобы университет был успешным, ректор должен видеть минимум на пять лет вперед! А для этого нужно знать все, что происходит на ММК и других предприятиях, в нашем городе, России и в мире.

Какие новые специальности открылись в вашем вузе за последние два-три года?

– «Социально-культурный сервис и туризм», «Технология продуктов общественного питания», «Педагог по физической культуре» и еще несколько специальностей, востребованных городом.

Судя по всему, спектр специальностей в вашем вузе стремительно расширяется?

– Да. Причем этот прогресс был достигнут за довольно короткое время. 4 июня мы открывали мемориальную доску в доме, где жил наш знаменитый ректор и выдающийся ученый Н. Е. Скороходов. Когда он принял вуз (в 1956 году), там училось 800 человек. А через 12 лет, когда он уходил, в нем училось уже 7000 человек!

А сейчас сколько студентов в МГТУ?

– Около 15 000. Я бы вообще принимал на первый курс всех, кто желает получить высшее образование, без всяких экзаменов. После первой сессии контрольные цифры сами покажут, кто действительно готов учиться в вузе.

Вы как-то говорили об идее студенческого комплекса. В чем она заключается?

– В том, чтобы объединить все специальные учебные заведения города в один комплекс, внутри которого студенты смогут выбирать свой уровень подготовки. Если студент, проучившись год в вузе, понимает, что выбрал не ту специальность или по каким-то причинам не может продолжать обучение в университете, он сможет перейти на соответствующий курс, например, колледжа и продолжить образование там.

В чем сложность создания такого объединения?

– В том, что мы периферийный вуз, а претендуем на учебное заведение нового качества.

Сейчас очень важным для укрепления экономики городов России считается развитие малого и среднего бизнеса. Вы что-то делаете в этом направлении?

– Мы начали разрабатывать это направление еще несколько лет назад, когда открыли специальности «технологии мяса и мясных продуктов», «технология молока и молочных продуктов». И наши выпускники по этим специальностям всегда востребованы. Чаще всего именно на небольших предприятиях. Новые специальности также направлены на развитие малого и среднего бизнеса.

Что является основным показателем успеха для вуза?

– Главный успех для вуза – это подготовка высококачественных, высококлассных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Когда начался кризис, у нас была боязнь, что выпускники вузов не найдут работу. Про других не знаю, а у нас ни одно предприятие, куда предварительно были распределены наши будущие

выпускники, не отказалось ни от одного молодого специалиста. Но даже если кто-то не сможет устроиться по специальности, он все равно будет трудоустроен. Кто знает, может быть, именно на этом месте он и сделает головокружительную карьеру!

Какие предприятия присылают вам заявки на молодых специалистов?

– Основные из них: ОАО «ММК», ОГМК (Уральская горно-металлургическая компания), «Полиметалл», Баймакский литейно-механический завод. Челябинский металлургический завод прислал заявку на 100 человек. У нас даже итальянская фирма Danieli заказывает специалистов!

Но ведь есть у вас и специальности, выпускники которых не востребованы даже в городе.Например, экономисты, юристы, бухгалтеры.

– Есть конституционное право на получение образования, и я не могу запретить человеку поступать на выбранную им специальность. Но уж коли ты ее выбрал, то будь добр – отвечай за свой выбор! Тем более что мы всем поступающим разъясняем положение на рынке труда. А с другой стороны, образование – это не только специальность, но и уровень развития. Если студент по-настоящему учился, то он всегда найдет способ реализовать себя. И наши выпускники перекрывают мировые показатели по успешности.

Каким образом?

– Во всем мире показатель успешно реализовавших свои знания студентов равен 5-7%. А у нас достигает 50%! Хотя любая специальность гуманитарного профиля для такого маленького города, как наш, имеет предел насыщения. Тем более что человек с высшим образованием – это потенциальный руководитель. Но сколько в городе

может быть руководителей?

Вуз – это не только подготовка специалистов для предприятий, но и наука. В чем заключается, по-вашему, реальная связь науки и города?

– Самое крупное предприятие в нашем городе – это ММК. Каждый год комбинат заказывает нашему университету научные и внедренческие проекты на разработку тех или иных технологий и оборудования. За 5 лет объем научных работ для ММК возрос в 5 раз, до 50 млн. А всего объем НИР – 80 млн в год – это реальный спрос бизнеса на наши (в том числе и студенческие) разработки.

Почему вы сами не реализуете свои научные разработки?

– Согласно дополнению к Закону об образовании учебным заведениям дается право на создание малых предприятий для коммерциализации своей деятельности. Но это дополнение до сих пор не одобрено правительством. Сейчас высшим федеральным учебным заведениям запрещено участие в уставном капитале. И, согласно закону, все созданное в недрах вуза автоматически становится федеральной собственностью. Но даже ее мы можем продать только с согласия нашего федерального агентства по образованию. Для вуза это лишняя головная боль.

24 октября 2007 года Владимир Путин подписал федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Как вы отнеслись к этому закону?

– Государственные стандарты, которые начали внедряться в этом учебном году по подготовке бакалавров, специалистов и магистров, уже не так страшны, как это было несколько лет назад, когда реформа только начиналась. По первым вариантам этих стандартов мы должны были готовить бакалавров строго по направлениям. Это были специалисты с урезанным образованием. Сейчас, после серьезной работы учебно-методических объединений, предусмотрены бакалавры по профилям. Такой бакалавр

будет ориентирован на конкретную специальность. Это позволит ему работать управленцем в нише среднего звена: мастером, начальником смены или производства. Но для высшего ранга менеджеров – начальников цехов, главных инженеров, главных специалистов – полученного объема специальных знаний не хватит. Для этого нужна следующая ступень. Ею будет магистратура. Но магистратура – это в основном научная и проектная деятельность. Она не готовит человека к управленческой должности! При этом бакалавриат, как я уже сказал, не может закрыть наш специалитет, наш российский инженерный корпус, который первым ракету в космос запустил!

Выходит, что качество подготовки выпускников вузов станет ниже?

– Ни в коем случае! Мы, преподаватели вузов, и из бакалавра сделаем хорошего выпускника! У нас есть согласованные программы дополнительного обучения наших студентов с ММК и рядом других предприятий. Но уже не за деньги государства.

В этом году вы набирали студентов уже в соответствии с новым законом?

– Нет. Этот год последний, когда разрешена совмещенная форма подготовки: и специалист, и бакалавр. А вот 2010 году состоится полный переход на уровневую систему: бакалавр и магистр. Однако бакалавры, как показывает практика, не идут на производство, так как им не хватает необходимых для этого знаний. И когда нам говорят, что бакалавр востребован, мы понимаем, что в данном утверждении нет анализа, каким рынком и каким работодателем он востребован.

Но будут же и магистры.

– А будут ли? Мы до сих пор не знаем даже, кто останется на специалитете. Новых государственных образовательных стандартов до сих пор нет!

Вы преподаете?

– Конечно. Теорию литейных процессов. И веду практику по этому курсу. Кроме того, у меня есть дипломники и научно-исследовательские работы. И это накладывает на меня определенные обязательства. Студенты ждут от меня не только фундаментальных знаний. Они хотят знать все новое и современное.

Вы проработали в одном и том же университете уже почти 30 лет. Что изменилось в нем за эти годы?

– Сама методика преподавания в вузе изменилась: появились новые технические средства, механизирован сам процесс обучения. Сейчас у нас очень много вычислительной техники, есть современные лаборатории, о которых раньше мы и мечтать не могли. Изменилось студенчество. Молодежь всегда была самой прогрессивной частью человечества. А сейчас она живет в мире информационных технологий, и просто рассказать студентам что-то из науки уже не достаточно. Поэтому наши преподаватели буквально ринулись на курсы повышения квалификации: по 100 человек мы отправляем учиться ежегодно! Качественно вырос и профессорско-преподавательский состав: появилось много молодых докторов, у которых еще столько лет творчества впереди!

Чувствуете ли вы ностальгию по своим студенческим годам? Что вспоминается чаще всего?

– Бывает, конечно. Ведь студенчество – это особая пора. Но если бы мне предложили вернуться в те годы, я бы отказался: прошлая жизнь – это уже история. Зачем ее повторять? Только одно вернул бы: ту внутреннюю свободу, которая у нас тогда была, несмотря на большое количество внешних запретов. Сейчас нам дали внешнюю свободу, но мы не умеем ею воспользоваться.

75 лет – это много или мало?

– Для Вселенной – один миг. Когда я учился, мы отмечали 40 лет МГМИ. А сейчас мы уже МГТУ и нам 75 лет!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем