Рассказывают, что недавно глава города, заглянув в малый зал заседаний в администрации, был удивлен картиной, которую увидел. Там шел аукцион. Самый настоящий – с лотами, табличками и прочей атрибутикой, хорошо знакомой всем по фильмам, но несколько экзотичной для административных будней. Вел аукцион Владимир Семенов – начальник управления муниципального заказа, который убежден, что элемент шоу муниципальным торгам идет на пользу.
– Владимир Евгеньевич, чем занимается управление муниципального заказа?
– Наше управление является органом администрации г. Магнитогорска и осуществляет функции по размещению муниципального заказа на право заключить муниципальный контракт. Мы размещаем муниципальный заказ на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения муниципальных нужд города.
– Деятельность управления основывается на определенной законодательной базе?
– Естественно. В июле 2005 года вышел Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В конце 2008 года в этот закон были внесены очередные изменения и дополнения. Он достаточно жестко регламентирует процедуру проведения закупок. Они могут осуществляться в результате проведения торгов или запроса котировок цен на товары, работы, услуги. Котировки – это облегченная процедура, которая объявляется за 4-7 рабочих дней до даты проведения, то есть до вскрытия конвертов с заявками. Кто предложил наименьшую цену, тот и победил. Если заявку подал только один участник, котировка продлевается на четыре рабочих дня. Если и за эти дополнительные дни никто не подал заявку, единственный участник, если его предложение соответствует требованиям котировочной документации, автоматически становится победителем.
– А аукционы относятся к торгам?
– Да, аукционы, как и конкурсы, относятся к торгам. Те и другие у нас проводятся в открытой форме. Закрытые торги для нашего города неактуальны – они проводятся в таких сферах, как, например, оборона. Конкурс и аукцион различаются сроками подачи заявок, сроками проведения, количеством протоколов. К тому же конкурс подразумевает ряд критериев – сроки, гарантии, квалификация участников и прочее. А в аукционе все решает только цена.
– На аукционах присутствуют только участники? На них не приходят зрители, пресса?
– Это открытые мероприятия, там в принципе может присутствовать любой желающий. Мы никого не ограничиваем. Почему у вас возник такой вопрос?
– Мой вопрос связан с атрибутикой аукционов. Говорят, это довольно зрелищные мероприятия.
– Когда участников мало, аукцион проводится в моем кабинете. Во всех других случаях – в малом зале администрации. На экран выводятся лоты, используются специальные таблички. Аукционы обычно ведет мой заместитель – Никита Владимирович Власов. Когда много лотов, я тоже подключаюсь. Это действительно очень интересная процедура, иногда даже с элементами шоу.
– Деловые торги – и шоу. Как это совмещается?
– Вы знаете, иногда лотов бывает много, аукцион идет не один час. Для участников это утомительно. К тому же и о психологическом напряжении не забывайте. Здесь и азарт, и досада, и расчет – весь диапазон эмоций. Психологическая разрядка, шутка бывают нелишними. Кстати, не везде аукционы проходят в таком стиле. В других городах, как правило, это процедура довольно монотонная и однообразная.
– Владимир Евгеньевич, как вы себя чувствуете в роли ведущего аукциона?
– Замечательно. Я вообще человек открытый, контактный. Стараюсь никому не отказывать в консультации, совете, конечно, в пределах своей компетенции. И перед публикой выступаю легко.
– Стать открытым, публичным человеком не так уж и просто. У вас большой опыт?
– Можно сказать и так. Этому способствовала работа в разных сферах: работал в торгово-промышленной палате, в банках, на ММК, в других сферах. Преподавал в МаГу почти десять лет.
– Что преподавали?
– Экономическую теорию, статистику.
– Какие требования вы предъявляете своим сотрудникам?
– Сотрудники управления муниципального заказа – одни из самых квалифицированных работников администрации. На вхождение в систему новому работнику требуется около года. Сама сфера нашей работы очень динамичная, она требует работы с документами, с законами, с людьми. Очень много заявок приходится возвращать заказчикам. Бывает, что в документах содержатся противоречия, несоответствие закону. Бывает, участники торгов проявляют недовольство. Поэтому кроме высокой профессиональной квалификации требуется и внимательность, и корректность, и стрессоустойчивость. Но я очень доволен своим коллективом. Текучести кадров у нас нет. Мы периодически проводим учебы, бывает, спорим, не соглашаемся друг с другом в каких-то частностях. Но в главном наши мнения совпадают.
– Если проанализировать предмет торгов, можно ли выявить какие-то тенденции за последний год?
– В прошлом году было много заказов в сфере строительства. Дорожное строительство, строительство новых зданий, реконструкции, обновления. В этом году заказов на строительство практически нет. В объемах прошлого года остались заказы на медикаменты, социальную защиту. Немного увеличились заказы на продукты питания.
– Это связано с финансовым кризисом?
– Безусловно, ведь бюджет города в части поступления доходов существенно сократился, соответственно, уменьшились и расходы.
– А кто чаще всего принимает участие в торгах на выполнение муниципальных заказов?
– По числу участников преобладает малый и средний бизнес, я думаю, его доля составляет порядка 90-95%. Крупные предприятия подают свои заявки реже. В прошлом году в торгах участвовали «Монтажник», «Прокатмонтаж», «Южуралавтобан», предприятия группы треста «Магнитострой» и другие более-менее крупные структуры, в этом году их присутствие эпизодично.
– Владимир Евгеньевич, насколько заказчики и потенциальные исполнители – участники торгов защищены законом?
– В Федеральный закон №94 встроены антикоррупционные механизмы. Это касается, например, невозможности отмены процедур, публичности размещения информации в СМИ и так далее. Кроме того, любой участник может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу. ФАС может приостановить размещение заказа и даже аннулировать результаты торгов. Подача жалоб совершенно бесплатна. К тому же каждый член комиссии, ответственное лицо заказчика, работник нашего управления может быть подвергнут штрафу от 20 до 50 тысяч за нарушение процедуры.
– Были такие прецеденты?
– Не стану скрывать, были. Вся конкурсная документация официально и открыто размещается в газетах, выкладывается на сайте. Вот при размещении на сайте и была допущена ошибка.
– Вернемся к заказчикам и исполнителям. По поводу незаконных действий конкурсной комиссии вы пояснили, а как регулируются отношения между заказчиком и исполнителем?
– В случае, когда заказчик не заключает муниципальный контракт, победитель торгов может принудить его на заключение договора через суд. С другой стороны, бывают случаи уклонения от заключения договора со стороны победителя. В этом случае он рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков на два года и выпасть из участия в процедурах по всей России. Случаи невыполнения исполнителем своих обязательств также бывают, и они регулируются в соответствии с договором между заказчиком и исполнителем. Чтобы защитить заказчика, к участникам торгов предъявляется ряд требований. Так, в обеспечение заявки исполнитель должен положить 5% от суммы заказа на счет заказчика. Эта мера отсекает мошеннические фирмы. Далее, при заключении договора может быть предусмотрено обеспечение в виде банковской гарантии, или залог денежных средств, или страхование ответственности – на выбор участника. Как правило, все выбирают страховку. Эти меры предусмотрены законодательством.
– Владимир Евгеньевич, в городской прессе неоднократно звучали обвинения в подтасовках результатов, в «дележе» заказов, в том, что многие из них не доходят до конкурсов. Чем вы можете объяснить недовольство по поводу осуществления муниципальных закупок со стороны участников торгов?
– Все муниципальные закупки объемом более 100 тысяч в квартал обязаны размещаться и размещаются на конкурентной основе либо в форме торгов, либо в форме котировок. Управление муниципального заказа в своей работе максимально опирается на законодательство РФ и прежде всего на упомянутый уже мною 94-ФЗ и 135-ФЗ «О защите конкуренции». Конечно, бывают и у нас ошибки. Наше управление много работает с заказчиками. Иногда мы им документы до пяти раз возвращаем на переделку! И участникам грамотно составить заявку непросто, есть множество нюансов. Бывает, на распечатку только одного лота у участника уходит пачка бумаги. А что качается недовольства участников – смотрите сами. Из всех подавших заявку участников выигрывает-то один. Кто-то, соответственно, и не согласен с результатом. Недовольные – из проигравших.