Татьяна Кутукова не любит слово «кризис». Она предпочитает говорить «ситуация сегодняшнего дня». А ситуация сегодняшнего дня такова, что Татьяна Кутукова открыла и возглавила компанию, аналогов которой в городе пока нет. Услуги страхового брокера – направление абсолютно новое и неосвоенное. С одной стороны, свободная ниша на рынке. С другой – изменение ценностей и финансовых возможностей потребителя. Риск? Естественно. Но, как убеждена сама Татьяна, дорогу осилит идущий.
– Татьяна, в первую очередь давайте определимся с терминологией. Предполагаю, что далеко не все наши читатели представляют себе, кто такой страховой брокер и чем он занимается.
– Брокерская деятельность означает посредничество. Брокеры, как правило, специализируются – есть биржевые брокеры, таможенные, фрахтовые, вексельные, билль-брокеры и так далее. Наша компания специализируется на брокерских услугах в области страхования – это оказание на законных основаниях посреднических услуг между страховыми компаниями и клиентами, страхователями. Страховая брокерская компания всегда представляет интересы клиента.
– Зачем это посредничество нужно? Разве клиент сам не может выбрать страховую компанию?
– Конечно, может. И должен! Но представьте, сколько это может отнять времени и усилий – ведь в каждой компании свои условия и тарифы. Собственно, в этом и заключается наша миссия – показать клиенту полную картину рынка страховых услуг и дать ему возможность выбора. Оптимизировать его расходы под его индивидуальные потребности.
– Услуги посредников, как правило, стоят недешево?
– На самом деле, в отношении страховых брокеров это не так – они не получают прибыль с клиентов. Клиенты покупают услуги по ценам страховых компаний.
– Татьяна, в городе сейчас вы первая и пока единственная компания этого профиля. Как вы пришли к решению открыть ее?
– Я больше десяти лет занимаюсь страховой деятельностью, но всегда работала в одной компании. Страховые агенты заключают со своей компанией договор, по которому они не имеют права сотрудничать с другими страховщиками. Это можно понять – СК таким образом заботятся о сохранении своей клиентской базы и конфиденциальности финансовой информации. Но я всегда смотрела на эту ситуацию с точки зрения клиента. Ведь он в невыгодном положении – либо остается приверженным клиентом и лишается выбора, либо уходит в другую компанию и лишается своего страхового агента. А ведь между агентом и клиентом часто складываются многолетние доверительные отношения. Так я стала искать другие формы работы. И со временем узнала, что в России появились страховые брокерские компании.
– Вы перенимали опыт подобных компаний в других городах?
– Ну что значит – перенимать опыт? Да, я общалась с брокерами из Москвы, из Уфы. Но своим опытом, кстати, они делятся неохотно. И когда я стала готовить документы для открытия компании, оказалась в непростом положении человека, попавшего в информационный вакуум.
– А что, в плане процедуры открытия брокерская компания чем-то отличается от обычного юридического лица?
– Да, конечно. Дело в том, что страховые брокеры ранее просто вносились в реестр страховых субъектов, а с середины 2007 года эта деятельность подлежит обязательному лицензированию. Для этого нужно собрать довольно объемный пакет документов.
– Если это новая сфера деятельности, как в таком случае вы обучаете персонал и обучаетесь сами?
– Книги, журналы. Страхование – это сфера, которая требует постоянного самосовершенствования. Вода камень точит. И нам сейчас очень помогают в этом наши партнеры – городские страховые компании. Приезжают, организовывают обучение наших сотрудников. Они в нас заинтересованы, потому что мы открыли для них новый канал продаж. И он уже приносит компаниям весомую прибыль.
– С какими страховыми компаниями вы сотрудничаете?
– Со всеми крупными. Это «Энергогарант», «Росгосстрах», ВСК, «Югория», «Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», МАКС, «Росстрах», «Альянс Росно Жизнь». А сейчас мы ищем партнеров в других городах, чтобы дать нашим горожанам еще большие возможности выбора.
– Наверное, все горожане-автовладельцы сталкивались с такой ситуацией – подъезжаешь к РЭПу, и к тебе бегут агенты с пачками полисов от всех компаний. Спрашивают – какую вам надо, все есть. Это тоже страховые брокеры?
– Нет, это маклеры. Причем такие, знаете, стихийные. Пусть это останется на их совести. Думаю, придет время, и их не станет. Этот рынок должен быть цивилизованным и клиентоориентированным.
– Татьяна, ваше место в сегменте страховых услуг мы определили. А как вы видите себя в городском бизнесе?
– Мне бы очень хотелось участвовать в общественной жизни наших предпринимателей. Всегда, например, с огромным удовольствием читаю о деятельности Союза женщин-предпринимателей. С огромным уважением к ним отношусь.
– Чем ваша компания стала для вас лично?
– Это проект, который меня захватил. Конечно, многому приходится учиться! Например, сразу встал вопрос о бухгалтерии. У меня экономическое образование, но ни моего опыта, ни знаний институтского курса бухучета мне не хватило, пришлось снова учиться. Потом, менеджмент. Опыт руководителя у меня был минимальный, и сейчас я учусь руководить персоналом, создавать из группы сотрудников команду. Начали с малого – разработали Устав, некоторые элементы корпоративной этики. Все мои сотрудники – это страховые агенты с большим опытом. А это специфический психотип. Они одиночки, привыкли биться за своего клиента, и отношения с коллегами-страховщиками иногда тяжело складывались. Поэтому первое, что пришлось сделать – это ввести практику, по которой в отсутствие агента другие сотрудники его клиента консультируют и заключают договор, но – не на себя. То есть вопрос конкуренции снят, переведен в формат сотрудничества. Ну и в большинстве своем наши сотрудники – женщины, а женский коллектив – это очень сложное образование, которое требует от руководителя внимательности, лояльности.
– Татьяна, много приходится работать? Чем-то уже пожертвовали ради своей компании?
– Вы знаете, много. С утра и до вечера. На самом деле, мне на работе некогда даже статью в журнале прочесть или новости в Интернете посмотреть. Все это я делаю дома. Образ жизни сильно изменился. Стало больше кабинетной работы. Степень ответственности возросла в разы. Конечно, я намного меньше общаюсь теперь с моими подругами. К сожалению, меньше внимания уделяю детям. Старшая учится в Челябинске, получает специальность экономиста, а младший еще школьник. Учеба, спорт – его день загружен, и тем больше нужна мама. А мама занята. Он воспринимает эту перемену с пониманием, но все же болезненно.
– А как вашу новую сферу деятельности воспринял ваш супруг? Не было профессиональной ревности, непонимания?
– С полным пониманием. Никакого недовольства или, как вы говорите, профессиональной ревности, не было и нет. С компанией, в которой он работает, мы продолжаем сотрудничать, но уже по новым схемам.
– А какие-то новые приоритеты, привычки, может, хобби у вас появились?
– Да. Теперь я общаюсь с партнерами и клиентами совершенно другого уровня, и это заводит, поднимает планку. Заставляет самосовершенствоваться. Это здорово. В сущности, я никогда на этом пути и не останавливалась, но новая деятельность – это новые горизонты.
– Татьяна, вы открыли компанию незадолго до кризисом. И, хоть вы не любите этого слова, все же: ваши изначальные планы изменились? Вы не пожалели о том, что все сложилось именно так?
– Нет, не пожалела. Перед открытием мы просчитывали разные варианты, рассматривали разные сценарии нашего развития. В том числе учитывали и пессимистический вариант. К счастью, он пока не оправдывается. В целом я к ситуации сегодняшнего дня отношусь философски – наверное, так было нужно. Это испытание для нас, как и для многих других, – испытание на выживание.
– Сейчас планы многих предпринимателей подвергаются корректировке. Что вы можете пожелать тем, кто только что открыл свой бизнес? Или собирался открыть, а теперь не знает, что делать?
– Не отчаиваться. Еще раз перепроверить свою цель и планы по ее достижению. И твердо к своей цели идти! Все наладится, и все получится, если мы будем достаточно упорны. Дорогу осилит идущий.