Администрация Орджоникидзевского района – на левом берегу. Территория около нее не ухожена: разбитая дорога, бурьян. «Видите, прямо под окнами ФОК строился. Пришлось из-за кризиса строительство заморозить, – сетует глава района, – хотя ведь на всем левом берегу нет ни единого спортивного комплекса! Но средства так урезали, что нужно расставлять приоритеты. А наш приоритет – социальная защита населения».
– Петр Петрович, вы управляете самым крупным районом в городе – густонаселенные кварталы правого берега, весь левый берег – огромные промышленные комплексы, поселки...
– Двадцать семь поселков в районе.
– Как можно справиться с таким хозяйством?
– Да мы и не делаем ничего в одиночку. Администрации районов – это структурные подразделения городской администрации. Городской бюджет – единый, он распределяется не по районам, а по направлениям: образование, социальная сфера, строительство и так далее. И решения принимаются на городском уровне – естественно, в постановке и обсуждении проблем мы участвуем. А районная администрация занимается всеми направлениями, хотя собственного бюджета и не имеет.
– На специфику работы районной администрации влияет большое количество промышленных объектов?
– Собственно, нет. Большинство предприятий – это развитые промышленные комплексы, со своей инфраструктурой, и они прекрасно регулируют свою деятельность и отношения с городом сами. А вот что касается предприятий малого и среднего бизнеса – да, здесь работы много. Например, очень острый вопрос – землевладение, пользование землей. Муниципальная земельная собственность сдается предпринимателям в аренду, и довольно распространенный случай, когда арендная плата в бюджет не поступает. Другая, не менее серьезная проблема – незаконное строительство. К сожалению, органы власти имеют только теоретическую возможность воспрепятствовать незаконному строительству. На деле все это оборачивается очень трудоемкими процедурами. Думаю, всем известна история бизнес-центра на пересечении проспекта Ленина и улицы Завенягина. Правда, это не наш район, но и у нас такая история имела место.
– «Паллада»?
– Именно. Для правобережной части района ул. Труда имеет особое значение. Она широкая, достаточно благоустроенная, вдоль нее планируется высадка деревьев. И вдруг – выстроены такие страшненькие белые коробки!
– Зато очень удобное место для торговой точки – на пересечении магистралей.
– Так ведь не только и, может, даже не столько во внешнем виде дело. Торговый центр в этом месте, естественно, должен быть, но – не такой. Арендные места там сейчас дорогие, а предпринимателям деваться некуда – платят. Торговые залы не оборудованы в соответствии с современными требованиями, они неудобны ни для продавцов, ни для покупателей.
– В «Сельсовете», собственно, тоже. Кстати, всегда удивляюсь этому названию. Те, кто его так называл, хотя бы осознавали, что продукты продавались в сельпо, а не в поселковой администрации?! Там мясные и рыбные ряды тянутся по центру, через весь торговый зал, и запах часто стоит...
– Да, и этот торговый центр тоже некомфортен. Такие торговые комплексы – это, по сути, ларьки под крышей. А горожанам требуются современные торговые центры. Например, сейчас на городской рынок заходит компания Cash&Carry, большой супермаркет будет строиться в районе Казачьей переправы.
– Послушать наших предпринимателей, так их притесняют и вытесняют – и городские власти, и московские компании.
– Прежде всего – качество товаров и услуг. И потом, иногда наши бизнесмены, мягко говоря, преувеличивают эти притеснения. Это как-то еще с перестроечных времен повелось и так у некоторых и осталось в сознании. Сейчас, наоборот, малый и средний бизнес получает всестороннюю поддержку, выделяются федеральные средства, городские. И я уже говорил, городские власти не располагают инструментами быстрого пресечения нарушений. Даже в случае каких-то решительных действий приходится несколько раз присылать предпринимателю оповещения, повестки. И дополнительно – разъяснять, едва ли не уговаривать.
– А какие-то меры по разработке инструментов влияния администрации на бизнес принимаются? Относительно незаконного строительства, например?
– Пока действенных механизмов такого влияния нет.
– Петр Петрович, но ведь это лишь отдельные случаи нарушения?
– Да, и их не так много. В целом же мы довольно тесно сотрудничаем с предпринимателями. Например, именно представители малого и среднего бизнеса помогают организовывать на площадях города елки. В этом году, несмотря на трудности, в нашем районе как минимум две мы точно поставим – в сквере Бориса Ручьева и в районе Гортеатра. Но здесь нет никакого давления на предпринимателей или приказа. Когда выкручивают руки – люди поневоле сопротивляются. Поэтому здесь важно понимание. Нужно действовать убеждением. Я, например, говорю – вот ты отказал в помощи, но не думай, что твои бумаги завтра из-за этого могут не подписать. Тут нет никакого личного момента. Что положено, и так подпишем, а если нет – хоть все профинансируй, это не повлияет на решение. Мы сотрудничаем и с КТОСами, это комитеты территориально-общественной саморегуляции. Они оказывают действенную помощь в решении многих вопросов, в том числе и социальных.
– Решение каких проблем – прерогатива районной администрации?
– Скоро зима, а зимой надо чистить дороги. Дороги в поселках и переулках не закреплены ни за одной городской организацией. Каждую зиму организовывать их расчистку приходится своими силами – причем не имея на это средств. Это к примеру. Сюда же относится и работа районных комиссий по делам несовершеннолетних, и проведение спортивно-массовых мероприятий, различных районных соревнований.
Есть такое направление работы, как организация праздников – от государственных до индивидуальных. У нас в районе проживает около 400 ветеранов, в их юбилеи ездим к ним домой, поздравляем. Сейчас в основном 80 лет исполняется. Поздравляем семьи с их золотыми свадьбами. В Ленинском районе золотых юбиляров собирают вместе, а мы приезжаем поздравлять день в день. Бывает, видишь на лицах и удивление, и растерянность, и радость. Я сам радуюсь в такие минуты, что поехал. А то иногда коллеги мои говорят – Петр Петрович, съездил бы к этой паре, там старички такие замечательные, у него вся грудь в медалях. Бывает, некогда совершенно, а выкроишь час – выходишь от них, вроде и птички громче чирикают, и небо синее. Когда работаешь с людьми, нельзя закрываться от них.
– Петр Петрович , а на себя времени, наверное, совсем не хватает?
– Я работаю, может, чуть больше, чем большинство граждан. Серьезных увлечений два – чтение и рыбалка. Художественная литература, последнее время – детективы. Конечно, не Донцова, которая додумалась подать заявку на включение в Книгу рекордов Гиннеса. Акунин нравится – яркий, сочный язык. Правда, он быстро стал повторяться в своих романах. А рыбак я классический. Подводная рыбалка, как и охота – это убийство. А я даю рыбе выбор – проглотить наживку или нет. Выезжаю на наши озера, они хоть и не особо богаты рыбой, зато можно посидеть, отвлечься от забот, послушать тишину. Костер развести. После такого отдыха работа лучше ладится. Это же большое напряжение и ответственность – работа с людьми.
– Наверное, население идет к вам с жалобами, просьбами?
– Очень важная и кропотливая работа – это разбор индивидуальных жалоб, а их довольно много, и значительная часть их поступает от жителей поселков. Это происходит в силу множества причин. Во-первых, они сталкиваются с проблемами, которые у жильцов многоэтажных домов просто не могут возникнуть. Во-вторых, там в общей массе живут люди менее обеспеченные. И многие люди более старшего возраста – а они традиционно более социально активные, менее защищенные. По привычке идут к власти со всеми проблемами, а проблемы разные – начиная с соседа-буяна, заканчивая выкопанной траншеей, по которой вода стекает в огород. Сотрудники администрации все время выезжают на такие жалобы. И я иногда тоже. Стараемся по мере возможности помогать людям. Я, как бывший юрист, не могу обойти вниманием вопросы защиты прав жителей.
– Петр Петрович, юридическое образование бывшим не бывает, вы скромничаете.
– Я имел в виду сферу деятельности, а не образование. Я этой сфере работал длительное время – следователем прокуратуры Пермской области, потом в прокуратуре Челябинской области, прокурором Правобережного района г. Магнитогорска. А образование – да, оно бывшим не бывает.
– Скажите пожалуйста, что ожидает жителей района в 2009 году? Наверное, заморожено не только строительство ФОКа, да и городской бюджет на следующий год будет значительно урезан.
– Нынешнюю кризисную ситуацию я не стал бы драматизировать. Да, поступления в городской бюджет по сравнению с октябрем прошлого года уменьшились на 10%, ожидается в ноябре-декабре и дальнейшее снижение. Нам предстоит, судя по всему, довольно скверный первый квартал, но к концу второго можно, наверное, надеяться на начало подъема.
Тем не менее есть вещи, на которые бюджет не будет урезан ни в коем случае. Это сферы образования, здравоохранения. Буквально сегодня на заседании магнитогорского городского собрания депутатов решался вопрос о льготах на проезд в городском муниципальном пассажирском транспорте. По инициативе главы города Евгения Карпова из средств городского бюжета изыскиваются возможности дополнительной поддержки этих льгот. И отменены они не будут.
Что касается сферы образования, тоже никаких изменений к худшему не произойдет. Организация летнего отдыха детей на 2009 год планируется с наращиванием объемов. 250 человек поедут в зимние школы на 21 день.
Средства на строительство детских садов будут урезаны. Как правило, такое строительство обходилось городу в 150 млн руб., теперь будем строить, исходя из суммы в 80-90 млн руб. Но это не значит, что садики будут недостаточно хороши. Нам показали в этом году, как можно и нужно строить. Челябинская компания «НТМ» (ЗАО «Наука, техника и маркетинг в строительстве») выстроила детский сад с бассейном, и это обошлось в 90 млн.
– Почему наши застройщики строили дороже? Другие технологии, организация труда?
– Возможно. А может, элементарная жадность. Альтернативных предложений от застройщиков не было, появились – вот такое решение и принято.
– Петр Петрович, а какие сферы все же пострадают от кризиса?
– Урезаны средства на строительство и ремонт дорог. Если в 2008 году было выделено и освоено около 500 тыс. руб., то на 2009 год запланирован только ремонт дорожного покрытия, так называемый ямочный. Естественно, южная часть города сейчас застраивается, и к домам будут подведены дороги – это обязательные требования к инфраструктуре жилого фонда. Но вот уже от выхода южных районов города к Западному шоссе пока приходится отказаться.
Планируется строительство поликлиники на ул. Тевосяна. Взрослые жители относятся к поликлинике №9, а район густо населен, и получение качественного медицинского обслуживания не на том уровне, на каком хотелось бы. Городской бюджет это строительство в 2009 году самостоятельно не потянет, поэтому сейчас стоит задача, чтобы этот объект попал в 2009 году в федеральную программу строительства учреждений здравоохранения.
– Строительство жилого фонда будет приостановлено?
– Ипотечное кредитование, естественно, сильно снижает объемы. На этот же месяц 2008 года средства, полученные по ипотеке, составили около 470 млн, в этом году объемы уменьшились в пять раз. Государство будет выкупать определенное количество жилья в рамках реализации социальных проектов: для молодых семей, для военнослужащих, имеющих сертификат, и так далее, то есть застройщики смогут и таким образом реализовывать квартиры.
Безработица медленно растет. Она уже выросла с 0,6% до 0,8 – цифра не очень большая, но тревожная. Определенные меры принимаются, например будут организованы общественные работы. Безработные смогут на них заработать, а в городе всегда есть куда приложить руки.
– То есть, ни город, ни район в результате кризиса не поменяют свое лицо?
– В кризисе выживут те, кто востребован. Кто производит вещи необязательные или некачественные, закроются. Не стоит особенно драматизировать ситуацию, она все же разрешима.