Лина Палей, чемпионка России, двукратная чемпионка мира по фитнесу по версии ВАВВА и ВФФ. Имеет три высших образования, причем два из них получила на дневной форме обучения. Совместно с мужем Андреем занимается своим клубом «Палей-реформа» и выпускает журнал «Будь в форме».
– Лина, спорт – это ваше призвание с детства?
– Нет, я начала заниматься уже взрослой. Мы с мужем Андреем в начале 1990-х жили в Болгарии, и он ходил там в тренажерный зал. Тогда в России тренажерки были в каких-то подвальных помещениях, там занимались мужчины в основном, а в Софии, в Пловдиве эти залы были хорошо оборудованы, туда и девушки ходили тоже. Народ в Болгарии экономный, даже жадный, они в день могут съесть одно яблочко всего. Соответственно, все худые, и заниматься есть смысл – эффект сразу виден. К тому же Болгария – летняя страна, и красивое тело там можно показывать не как у нас – пару летних месяцев, а чуть ли не круглый год.
– В Болгарии вы тренировались для выступлений на соревнованиях?
– Там это норма жизни, люди ходят заниматься не ради соревнований. Это просто часть культуры. Вот в нашем городе нормой это никогда не будет. Я не верю в спортивное будущее Магнитогорска. У нас норма – сходить в новый ресторан или в новую кофейню, тортик поесть. Мне очень жалко наших мужчин – они не знают, что такое красивое женское тело. Они никогда и не видели, что такое красивая фигура.
– Лина, а почему вам не жалко наших женщин? Мы тут, в этом городе, красивых мужчин вообще в принципе не видим...
– Молодым людям в этом отношении проще: лет в 17-18 можно походить пару месяцев в спортзал, и уже выйти на юниорские соревнования. Но – да, это мало кто делает. Мужчины обычно занимаются лет до 22… Точнее – до женитьбы. А женщины – от того момента, как их бросили, до того, как они встретили свою новую судьбу.
– Вы стали чемпионкой мира в 36 лет. Это, мягко говоря, нетипично?
– Конечно, нетипично! Как говорят, в это время и замуж-то уже выйти невозможно, а стать чемпионкой мира – это вообще что-то запредельное. Представляете? Твою фигуру оценивают по мировым стандартам. Это можно сделать в 20 лет, когда вся природа работает на тебя. Там достаточно тренеру палочкой взмахнуть, чтобы превратить тыкву в принцессу. А вот после 30… 30 лет – это момент увядания у женщины. Это уже время, когда надо принимать жесткие меры.
– Как вы готовились к соревнованиям?
– В 2001 году окончила коллеж бодибилдинга и фитнеса в Санкт-Петербурге. К мировому чемпионату меня готовили в Екатеринбурге. Там что ни тренер, то чемпион Европы или мира. У нас в городе что ни тренер, так даже курсы не прошел. Просто они так решили, что они тренеры. Поэтому в Магнитогорске я не смогла найти никого, кто бы меня готовил. В Екатеринбурге я подписала контракт, по которому мне гарантировали победу в мировом чемпионате в том случае, если я буду соблюдать все требования. Это была уже опробованная методика, и я согласилась. Контракт стоил бешеных денег, но заплатить их нужно было только в случае победы.
– Лина, а что это за особая методика? Какие-то эксклюзивные системы тренировок, физических упражнений?
– Там целый комплекс. И тренировки, и специальное питание, питьевой режим, химия. Два месяца до соревнований можно пить только дистиллированную воду в ограниченных количествах. Последние дни перед выступлением запрещалось даже душ принимать, чтобы организм не впитал лишнюю воду!
– На вашем здоровье эти ограничения не отразились?
– Да, конечно, полный психологический срыв был! Я взрывалась от любого дуновения ветра. Раздражало все. Я ходила и всех просила: «Не обращайте на меня внимания, пожалуйста, мне тяжело себя контролировать».
– Лина, по вашим словам, вы с 2006 года больше не выступаете. Как поддерживаете вашу прекрасную спортивную форму? Тренировки? Диета?
– Тренируюсь для себя, раза три-четыре в неделю. А диета… Вы знаете, когда я хотела есть, мне было нельзя. А теперь вроде и можно, а я уже не хочу. Для меня еда – это круто, это редкое удовольствие. Когда люди едят часто, они этого не понимают. Помню, когда мы возвращались с чемпионата на машине, то остановились в каком-то придорожном кафе. А там же все жирное, это масло горелое. Я ела и плакала, говорила – что, правда что ли, всегда так вкусно? Мне говорили – нет, это только кажется.
Да и вообще, фитнес – это не только и не столько фигура.
– Тогда что для вас фитнес?
– Главное – это радость, удовольствие. Настроение, которое дает тебе тренировка. Мне вот никогда не хочется заниматься. Мне всю жизнь лень. Я терпеть не могу заниматься, я ненавижу этот фитнес…
– Лина Палей ненавидит фитнес???
– Правда-правда. (Смеется.) Но, как только я прихожу в раздевалку и начинаю переодеваться, чувствую лихорадочное возбуждение. Я спешу, даже руки дрожат от предвкушения. Это момент, когда ты ставишь перед собой цели – и достигаешь их. Когда работаешь до отказа, ты преодолеваешь свою природную лень. И это – главная победа. А фигура… Все изменения в фигуре очень субъективны, их почти не видно. Сама можешь заметить, что бедро, например, стало плотнее. Но это небольшая коррекция. Изменение состояния твоих мышц все равно никто не заметит. Психологическая победа важнее.
– Психологическая победа – не только на соревнованиях?
– Нет, не только. Тренировки – это большая работа над силой воли. Ты можешь быть на работе подкаблучником, можешь дома не играть заметной роли, а здесь можешь стать победителем. Сам над собой. В нашей жизни трудно найти другое место, где мы можем почувствовать удовлетворенность.
– Вы не верите в спортивное будущее города – и, тем не менее, развиваете свой спортивный клуб. Как-то нелогично…
– Мы с мужем, когда открывали клуб, были теоретиками. Поэтому и клуб сначала получился элитным. Все тренировки были персональными. А это не очень правильно, ведь персональный тренер часто запутывает человека, ему невыгодно давать человеку представление о самом себе. По просчетам, посещаемость клубов должна быть довольно высокой, и их открывают, а на самом деле ходят туда довольно слабо. У нас есть клубы, в которые ходят общаться, тусоваться, показывать наряды. Наш же клуб изначально был направлен на достижение цели, на победу. Я даже предлагала назвать клуб «Плантация», но муж не согласился.
– Вы вместе с мужем выпускаете свой журнал?
– Да, «Будь в форме». И вы знаете, я никогда не думала, что смогу писать! А в журнал стала писать, получается, говорят, даже довольно своеобразный стиль у меня. Это просветительский журнал, он раз в два-три месяца выходит. Я хочу, чтобы другие люди смогли увидеть эту жизнь хоть немного моим взглядом.
– Клуб «Палей-реформа» отнимает у вас много времени?
– Нет. Тут вся работа поставлена и налажена. Программы, по которым мы работаем – мои, они все опробованы и адаптированы. Для всех сотрудников составлены правила, которые каждую мелочь предусматривают. У меня второе образование – юридическое, правила я и составляла.
– Дизайн клуба тоже ваш? Столько удивительных вещей! Витрина с украшениями, стеклянные вставки на полу, домотканые драпировки, даже стиральная доска на стене! Казалось бы, такой тривиальный предмет, а покрашена, задекорирована – и как смотрится.
– На самом деле, мы нанимали дизайнера, но его предложения нас с Андреем не удовлетворили. Дизайном мы сами занимались, и да, тут много моих идей. Мое первое образование – худграф в нашем МаГУ, тогда он еще был пединститутом. Наверное, во мне есть творческая жилка. Последние года два мы с мужем стали брать старую мебель, такую, знаете, в садах сохранилась у людей. Отдают, чтоб не выкидывать. Я ее крашу, расписываю зеркала, чтобы получались витражи. Выкладываю мозаику. Получаются очень интересные и оригинальные вещи. Гости говорят – у вас в доме мебель копеечная, а смотрится как антикварная. Я и подарки люблю делать такие же. Например, сделать фотоколлаж, рамку расписать вручную.
– Юрист, художник, тренер… А третье высшее образование?
– Психолог. Фитнес, по сравнению с психологией, был тогда слабым хобби. Я хотела узнать объективные правила отношений между людьми. Это сформировало меня как человека. Я научилась оправдывать чужие слабости, стала менее требовательной и более мягкой. Это великолепная школа по приятию себя, по постановке и достижению целей.
– Лина, магнитогорские преподаватели уступают московским?
– Нет, абсолютно! Может, даже наоборот. Ведь сейчас найти информацию по любой теме ничего не стоит. В университет ходишь, чтобы пообщаться с педагогами, почувствовать их тепло, набраться у них опыта. А наши педагоги, особенно на психфаке, – это практики, и они щедро делятся своими знаниями.
– Кем вы видите себя в будущем?
– Возможно, педагогом… Меня очень интересует педагогическая деятельность. Я чувствую, что могла бы, например, психологию преподавать. Хочется отдавать частичку своей души.
– А сына? Спортсменом?
– Семен в свои девять лет занял уже первое место в областных соревнованиях по жиму лежа. Он весит 30 кг и столько же поднимает. Он же с раннего детства в клубе – то в этом, то с папой в другом. Для него это образ жизни, он даже не представляет, как это папа или мама могут не занять первое место? А какое еще может быть место, кроме первого?
– Лина, ваши интересы так разнообразны! Вы и сейчас продолжаете учиться?
– Да, я хожу на курсы фотографии. Потом думаю о бальных танцах.
– Жизнь, полная творчества и саморазвития. Вы на этом пути когда-нибудь остановитесь?
– Нет, не думаю.