«Проси двугорбого, получишь одногорбого», – именно такую фразу Иван Жихарев услышал от атамана второго отделения Оренбургского казачьего войска Александра Белова. Фраза была сказана по поводу проекта Жихарева, финансирование которого администрацией Магнитогорска было урезано вдвое. Афоризм запомнился, но жизненным кредо не стал: после этого проекта Иван Жихарев предпочитает не просить у властей вообще ничего. Он всего добивается сам.
Говорят, всегда приятно наблюдать, как работают другие. Когда я пришла в офис Ивана Егоровича, он как раз работал с клиентом. Был мягок и убедителен. Скрупулезен и подробен. Так же скрупулезно он отнесся и к нашему интервью. Сразу вывел на монитор главную страницу сайта.
– Да-да, вижу. Персона недели… Кстати, с Владимиром Досаевым мы работали на одном проекте, правда довольно давно. О, и Шатохин здесь. Его я тоже знал когда-то. Во времена бандитской юности.
– Вашей общей с ним бандитской юности?
– Ну нет, я намного моложе. И моя юность бандитской не была.
– А Шатохина?
– Бандитскими были времена…
– Хорошо. Тогда расскажите, на каком проекте вы работали с Владимиром Досаевым?
– Не только с ним, там работала целая команда. В 1992-93 годах я занимался организацией городских мероприятий. И вот как раз в 1993 году наш город праздновал 250-летие станицы Магнитной. Городская администрация объявила тендер на проведение этого мероприятия, и мы его выиграли.
– Вот так запросто и честно выиграли тендер?
– Ну да, а что вы имеете в виду?
– Скажите по секрету, бывают честные тендеры?
– Наверное, бывают. Нет, ну в оргкомитете был отец моего одноклассника.
– Ага!..
– Это немного облегчило нам процедуру подачи заявки. Но вот саму заявку рассматривали строже и придирчивее. Наверное, именно поэтому. Тендер мы выиграли и работали вместе с людьми из команды Клювганта, тогдашнего главы города. В оргкомитет входили известные в городе люди – Павленко, Мазуль, Досаев.
– Сколько лет вам тогда было?
– 21 год! Очень сильным мотивом для меня было то, что мероприятие задумывалось как нестандартное, нетрадиционное. Я – творческий человек, и мне была очень интересна этническая культура. Я приглашал на проект московского режиссера, известного ученого Андрея Кабанова – этот человек прекрасно разбирался в этническом творчестве и традициях.
– В ваших словах какое-то сожаление сквозит…
– Потому что в процессе подготовки городская администрация выплачивала деньги частями! Из положенных 8 миллионов рублей четыре шли небольшими порциями в течение нескольких месяцев. Инфляция съела всю предполагаемую прибыль. Да и наши затраты оказались гораздо выше. Более того, еще и налоги съели кучу средств. После этого проекта я больше не занимался ни городскими мероприятиями, ни какими-то еще.
– Пошли работать по специальности?
– Да нет. У меня диплом строителя. Но работал по специальности я только в период практики. В начале 1990-х годов вообще мало что строилось. Работал на себя – в сфере розничной торговли, мелкого опта. Занимался поставкой сейфов и банковского оборудования… Типичная история для 90-х годов, не так ли?
– Пожалуй. Чему вас научили эти годы?
– Бороться с разными инстанциями. Бюрократическими, государственными… И не работать с бюджетом без резервного капитала. Это невыгодно. Ну и, конечно, это отличная бизнес-школа. Жизненная школа.
– А ваш переход к туристической деятельности, благодаря чему он осуществился?
– Скорее всего, благодаря детской мечте. Я в детстве мечтал о море, мечтал открывать для себя новые страны.
– Только для себя?
– Да, такие эгоистические были мечты. Я даже пробовал поступать в ленинградский Морской институт, но не сложилось. Зато теперь открываю другие страны для людей. Свое туристическое агентство – «Магнитка-тур» – я открыл 8 лет назад. В 1994 году свое турагентство открывал Александр Гильман.
– Сейчас это «Ковчег»?
– Да, а тогда оно рождалось в недрах такого предприятия – «Родонит-маг». Я даже ездил работать по контракту в Крымские детские лагеря, это Гильман организовывал. Правда, я там больше отдыхал, чем работал.
– Иван Егорович, сейчас вы – директор собственного туристического агентства. Это вершина вашей карьеры?
– Нет, это только очередная ступень. Совсем скоро в городе откроется новая туристическая сеть. Именно над этим я сейчас работаю. Это будет новый для города туроператор. Ни одно из городских туристических агентств с ним не сотрудничает. В этот новый проект будет интегрировано и агентство «Магнитка-тур».
– Не ошибусь, если скажу, что мы первыми в городе услышали об этом. Но туристических агентств и так как грибов после дождя…
– Это очень широкая ниша. Я считаю, тесно не будет. Есть ведь люди, которые все еще никуда не выезжали, их нужно обслуживать.
– А как же конкуренция?
– В городе есть ряд агентств, которые считают меня своим конкурентом. А я так не считаю, и конкурентов в них не вижу. Я считаю, всем работы хватит.
– Иван Егорович, сейчас в городе четко прослеживается тенденция к объединению предпринимателей в некоммерческие партнерства. Вы видите резон для объединения туристических агентств?
– Как раз Александр Гильман высказывал неоднократно идею о создании Ассоциации туристических агентств. Честно говоря, я отношусь к этой идее довольно скептически. Не верю в лидерство в Ассоциации тех персон, которые к этому стремятся.
– А если не под их эгидой?
– Не вижу схемы для объединения. Пока каждый работает сам, и все проблемы решает тоже сам.
– Кстати, о проблемах. Мировой финансовый кризис медленно, но верно докатывается до нашего города. Ваш бизнес пострадал от него?
– Кризис – в головах людей. Если на нем не зацикливаться, можно его пережить. На нашу сферу бизнеса кризис особо не повлиял. Наоборот, наблюдается некоторый приток людей. Видимо, многие спешат отдохнуть, пока есть такая возможность.
– Вы считаете, кризис не отразится на городе?
– Отразится в том случае, если ММК будет проводить политику банкротства. В этом случае пострадают и люди, и экономика города в целом. Но пока такая тенденция не прослеживается. В принципе, мы привыкли жить в состоянии перманентного ожидания кризиса. Переживем и этот…
– Вы сейчас интенсивно растете как бизнесмен. Вершиной вашей карьеры будет участие в политике города?
– Нет. Точно нет. Может прозвучит немного пафосно, но сущность человеческого бытия – самореализация, реализация природных данных. А политика – это разовый момент социального воплощения – в крайнем случае, эту сферу можно было бы использовать для создания багажа в помощь собственному бизнесу. Но, уверен, это не мой путь.
– К чему вы стремитесь?
– К финансовому благополучию. К признанию в глазах моих партнеров, моих близких. Финансовый результат моей работы – не самоцель. Я очень хочу масштабно заниматься благотворительностью. Говорю вам об этом сейчас, потому что, когда появится такая возможность, говорить об этом уже не буду. На помощи людям, на благотворительности нельзя строить свой бизнес-имидж, делать себе имя. Это очень деликатная сфера. Я думаю, отдавая, ты сохраняешь и приумножаешь, но это при условии, что все идет от души.
– Душа – категория не коммерческая. Вы – верующий человек?
– Да, я православный.
– Чем вы увлекаетесь?
– Восточной философией. Предвидя ваш вопрос, скажу сразу: православие – это форма христианства, а оно уходит корнями в восточные учения. Поэтому никакого противоречия я здесь не вижу. Мы живем в либеральное время, время интеграции, синтеза. Каждый, кто ищет что-то для себя, находит. Я считаю, в наше время духовные потребности людей возрастают.
– Вы оптимист! Чаще говорят, наше время бездуховно, меркантильно!
– Может быть, но я не разделяю эту точку зрения. Мы живем в хорошее время. Время, когда можно не только реализовать свои детские мечты, но и выстроить свой бизнес. И познать себя как личность. И найти себе применение.
Фото: Фото автора