Необходимость владения дорогим внедорожником для путешествий — это миф, считает автопутешественник и блогер Алексей Жирухин. В прошлом году он с друзьями купил в Челябинске «Москвич-412» 1981 года выпуска и за полтора года наездил на нем больше 28 тысяч километров, в том числе проехал по построенной заключенными трассе «Колыма» из Якутска в Магадан. А это дорога считается одной из самых опасных в мире. Пока старенький «Москвич» плывет на корабле в сторону Чукотки (дорог там вообще нет), руководитель экспедиции рассказал 74.RU о своем экстремальном путешествии (которое по цене сравнимо с путевкой в Турцию).
В 50-градусные морозы было комфортнее, чем в летнюю жару
Большое путешествие на раритетном «Москвиче» в прошлом году началось прямо из Челябинска, где блогеры присмотрели его на сайте объявлений. Он стоил 70 тысяч рублей и внешне был в отличном состоянии. Но вот с технической частью пришлось поработать, вспоминает Алексей Жирухин.
— Мы пока перегоняли его из Челябинска в Тверь, в каждом населенном пункте что-то делали. И даже двигатель в итоге у него стуканул, и мы делали капитальный ремонт в итоге. Но после «Москвич» проехал уже 26 регионов России без особых проблем, — говорит Алексей. — Наша задача показать, что, если мы доехали на такой машине старой, которая 70 тысяч рублей стоила, значит, любой житель России, имеющий машину, тоже доедет.
Этой зимой автопутешественники добрались до самого северного населенного пункта Якутии и всего Дальнего Востока — Юрюнг-Хая, и потом приехали в город Мирный. Там оставили автомобиль до лета. В июне вернулись, чтобы проехать по трассе «Колыма». Это чуть более двух тысяч километров между Якутском и Магаданом.
«Колыма» — действующая автодорога федерального значения между Якутском и Магаданом протяженностью 2032 километра, из которых 1197 км проложено по территории Республики Саха, 835 — по Магаданской области. Построена в период с 1932 по 1953 годы. Главной рабочей силой были заключенные лагерей. Единственная из федеральных трасс России, на большей части которой нет асфальта.
Открытием стало то, что летом по этой дороге передвигаться сложнее, чем зимой.
— Летом здесь глубокие колеи, большие ямы, огромное количество комаров, и пыль от автомобилей стоит такая, что приходится почти останавливаться. Один раз чуть не столкнулись с выехавшей нам в лоб встречкой, — вспоминает Алексей. — Зимой те же самые дороги похожи на ровный отличный автобан, по сравнению с тем, что происходит здесь летом. Скорость движения в этих же местах у нас зимой была примерно в два–три раза больше и, что удивительно, комфортней, несмотря на 50-градусные морозы.
Еще одним испытанием стала печка в «Москвиче», которая не перекрывалась даже в момент 30-градусной жары за окном.
«Колеи такие, что застревают даже фуры»
Первые 200 километров от Якутска дорога напоминает автобан — уложен прекрасный асфальт. А вот дальше начинается самый сложный участок.
— Пыль! Очень много пыли! Если у вас автомобиль с салонным фильтром воздуха, то не будет никаких проблем. Если без него, то просто смиритесь. Но пыль еще не самое сложное на трассе «Колыма». В отличие от зимы, вам придется взять с собой запасные покрышки. Ho дорога отсыпана щебнем и скальником, который не щадит не только подвеску, но и колёса. Плюс глубокие колеи рыхлого песка. Там, где зимой ты летишь под сто километров в час, летом ты постоянно ползешь на брюхе и бьешься поддоном о камни. Колеи такие, что застревают даже фуры. Так что защита днища для летней «Колымы» обязательна.
Но есть и хорошие новости, говорит блогер. Дорога с каждым годом становится всё лучше и безопаснее. Строятся новые мосты. С этого года исчезла и «Заячья петля» — последний узкий и опасный участок дороги.
А ещё Якутия — это очень резко континентальный климат. Здесь зимой до -60 градусов, а летом почти +50. Здесь можно загорать и купаться хоть каждый день. Добавьте сюда огромные полчища комаров и оводов в облаках пыли — и вот вам почти полная картинка летней Колымы, говорит блогер.
Опасные северные дожди
Летом есть еще одна серьезная проблема на этой всемирно известной дороге — дожди, говорит Алексей.
— Во-первых, само покрытие дороги местами очень быстро превращается в месиво из грязи, камней и воды. Появляются колеи, ямы и огромные глубокие лужи во всю дорогу. Во-вторых, и без того бурные горные реки очень резко увеличивают свой объем и скорость, и даже ручьи превращаются в опасные бурные потоки, которые текут уже не по водопропускам, а несутся прямиком через дорогу, — рассказывает автоблогер. — Поэтому, если вы отправляетесь в путь по трассе Колыма, а у вас прогноз с дождями, то прежде, чем ехать дальше, лучше узнайте обстановку впереди. Иначе можно надолго остаться заблокированным где-то в тайге или горах.
Алексей с командой попали именно в такие условия. Они хотели проехать в Оймякон, но дорогу просто смыло, целый ряд поселков оказались полностью отрезаны стихией. Спустя пару дней появилась возможность двигаться дальше.
Еще одной точкой на трассе стал город-призрак Кадыкчан. Еще недавно в нем жили 6 тысяч человек.
Кадыкчан основан в годы Великой Отечественной войны как поселок при месторождении каменного угля. В лучшие годы там жило более 6 тысяч человек. В 1996 году в одной из шахт произошел взрыв, погибло шесть человек. После этого шахту закрыли, а людей начали переселять из поселка. Через несколько лет после аварии и закрытия шахты в поселке вышла из строя котельная, из-за чего отопительная система была разморожена и людям жить в поселке стало практически невозможно.
— И это было лучшим местом, чтобы сломаться «Москвичу». Дело в том, что дорогу туда уже давно размыло, и нам пришлось преодолевать большие промоины. Ну и в очередной раз двигатель нахватался воды и встал. Да, кстати, летом в Кадыкчане нужно быть очень осторожным! Улицы города уже сильно заросли, и по ним теперь спокойно прогуливаются медведи.
В итоге за две недели команда добралась до населенного пункта Сеймчан. Он расположен на берегу реки Колыма. Там «Москвич» погрузили на корабль с контейнерами, и он поплыл на Чукотку.
— В скором времени мы прилетим в Билибино, потом наш путь лежит в самый северный город России Певек. По навигатору вроде бы — 360 километров, но там нет как таковой дороги, как у нас в средней полосе. Планируем все окрестности объехать, полярные станции посетить, заброшенные поселки, — рассказал Алексей.
Такое масштабное путешествие всей компании обходится не дороже стандартной путевки на море.
— Мы скидываемся на бензин, еду и другие необходимые вещи. Ночуем мы в основном в палатках или хостелах, а это недорого. В этот раз у нас получилось по 30 тысяч рублей с человека, всего 120 тысяч рублей. Тот же билет на самолет до Магадана сейчас стоит 15 тысяч рублей. В Турцию, кажется, дороже будет поехать этим летом. Но главное, что я хочу сказать, что вам не нужен «Крузак» за 10 миллионов, чтобы отправиться в такое путешествие. Ваша машина в любом случае лучше и новее нашего «Москвича».
Примерно такие же маршруты ранее исследовал на своем внедорожнике челябинский путешественник Сайман. Еще почитайте историю, как челябинка на машине объездила Грузию и Турцию.