В последнее время мы много говорим о катастрофической нехватке учителей, их небольших зарплатах и в целом не слишком привлекательных условиях работы в школе. Может показаться, что у профессии нет будущего, но не всё потеряно: в школы идут молодые учителя, и некоторые из них будто не замечают никаких минусов выбранной стези.
Савелию Тарасову 21 год, он совсем недавно окончил Челябинский педагогический колледж № 1, а после этого устроился в ОЦ № 5. Здесь Савелий работает учителем начальных классов, педагогом проектной деятельности, а также ведет уроки русского и литературы. Рабочими буднями молодой человек активно делится в соцсетях, и со стороны кажется, что быть учителем для него — абсолютное счастье. Неужели это так? Приводим его рассказ от первого лица.
— Кто-то говорит, что учительский труд не дает отдачи, учителей не воспринимают, не уважают, но, наверное, всё зависит от того, как ты выходишь к детям, как ведешь урок. Каждое утро меня ждут 30 горящих умов, они ждут от меня чего-то нового, это не может не заряжать. У меня после выпуска не было никаких сомнений в том, чего я хочу. Я иду на работу как на праздник.
Бывает, что в школу приходят люди неплохие, но они честно признаются, что для них это не более чем работа, способ зарабатывания денег. Я думаю, что в системе образования должны быть те, кто искренне горит этим делом, может вкладывать в работу всю душу. Они могут не только что-то преподавать детям, но и действительно учить свои примером, как жить эту жизнь.
Нас и в колледже учили своим примером, и научили, на мой взгляд, самому главному: как любить детей, кайфовать от работы с ними. Нам было интересно учиться, мы шли на пары, зная, что нас ждут, слышат, у нас был настоящий тандем. И 95%, не меньше, моих сокурсников сейчас работают по профессии. Я не могу сказать за другие колледжи, но знаю, что в педвузах эта доля гораздо ниже.
У выпускников колледжа есть преимущество: даже в свои 21–22 года они не боятся детей, знают, что с ними делать, как с ними общаться, потому что у нас было очень много разной практики. Этого не хватает многим выпускникам педвузов, зато они сильнее в теории, методологии, и только они могут быть учителями-предметниками, работать со старшими классами.
После колледжа мы можем вести только начальные классы и уроки технологии, физкультуры, музыки, ИЗО. Но процентов 60–70 выпускников колледжей потом идут и в университеты, получают квалификацию, учатся работать с подростками. Теоретически я тоже готов это сделать, хотя с малышами мне очень нравится.
Я не отделяю «бумажную» работу от всего остального, не считаю ее бесполезной волокитой. Да, за первый месяц учительского стажа от руки и в электронном виде я заполнил несколько тысяч листов. Но я понимаю, что мне самому это нужно, что эти документы не связывают, а помогают: например, заполнение личных дел дает информацию о моих учениках.
Важная часть работы — это взаимодействие с родителями, но в этом нет ничего страшного. Да, в начальных классах, понятное дело, родители всегда рядом, они переживают, волнуются. С первого родительского собрания я обозначил, что не враг, что не знаю больше всех. Я знаю только, как учить детей.
Ставлю себя на место родителей: понравилось бы мне то-то? Хотел бы я увидеть другое? Разговариваю, обосновываю все свои требования, например подтянуть материал. Со своей стороны всегда максимально иду навстречу, если родители о чем-то просят.
Если случилось что-то срочное, я готов ответить на звонок в любое время, и в целом понимаю, что если у родителей нет какой-то информации, я обязан ее дать и в 6 утра, и в 9 вечера, потому что у всех своя работа и свои графики.
Ради 30 пар горящих глаз, которые меня ждут, я готов пожертвовать своим свободным временем. Если человек не готов к сверхурочной работе, не готов быть настолько погруженным, надо задуматься, стоит ли вообще устраиваться в школу, не лучше ли поискать себя в чем-то другом. Моя семья, к счастью, меня поддерживает, я с самого начала говорил, что хочу быть учителем, что этим горю, поэтому готов и к такому режиму работы, и к зарплате, может быть, не самой высокой.
Конечно, я и коллегам, и друзьям говорю: кто работает, тот и зарабатывает. Итоговый доход учителя складывается из многих мелочей: у меня сейчас практически две ставки, надбавки за классное руководство. Наверное, получается средняя по области зарплата, 35–40 тысяч рублей, если работаешь меньше — конечно, получаешь меньше, если больше — то больше.
А вы бы смогли работать в школе?