Глава Минпросвещения Сергей Кравцов выступил против использования телефонов на уроках. Рекомендации изымать мобильники у школьников на время занятий ведомство направит в регионы в мае. Мы спросили директоров челябинских школ, педагогов и родителей учеников, что они думают об этой инициативе. Как выяснилось, многие образовательные учреждения уже практикует это.
— Мы рекомендуем, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьника на уроке, их сдавать перед входом в школу либо перед входом в класс. Использовать только в том случае, если об этом просят учителя в рамках учебного процесса, — сказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
До челябинских школ рекомендации Минпросвещения на этот счет еще не дошли, но во многих образовательных учреждениях учителя предлагают ученикам оставить телефон в специально отведенном для этого контейнере или попросту в коробке.
— Да, у нас есть такая практика в начальных классах и среднем звене, — рассказала 74.RU директор челябинской школы № 75 Елена Пагнаева. — Что мы делаем: у нас есть коробочки, в которые перед уроком дети сдают телефоны, после уроков они их забирают. Из опыта работы — никогда ни одного комментария со стороны родителей по ущемлению прав детей не поступало. Ни письменных, ни устных. Мы проговорили с родителями предварительно, что телефоны мешают в некоторых моментах учебному процессу. Чтобы дети не отвлекались, чтобы не использовали интернет-ресурсы, а именно свои знания показывали и не было возможности где-то словчить. Ученики уже автоматически складывают свои телефончики и в конце урока забирают. Абсолютно всё спокойно, бесконфликтно, доброжелательно. Исходя из этого, я понимаю, что дети 45 минут без телефонов могут находиться.
Благодаря телефонам некоторые школьники действительно облегчают себе учебный процесс. Как рассказала мама восьмиклассника Анна, ее сын, например, пишет контрольные по ответам, которые ему сфотографировали и прислали друзья из параллельного класса.
— Дети сейчас ушлые, благодаря камерам на телефонах и соцсетям они скидывают друг другу контрольные, решенные домашние задания. Причем могут даже продавать это среди параллели. Я против этого, пусть на свою голову рассчитывают. Поэтому я была бы рада, чтобы учителя забирали телефоны, но у нас нет такого, — сказала Анна.
На ваш взгляд, надо ли оставлять детей без телефонов на время уроков?
— Мы в начале учебного года на родительском собрании решили, что принесем коробку в класс и дети будут там оставлять свои телефоны, — рассказала мама пятиклассницы Светлана. — У нас все уроки проходят в одном кабинете, поэтому дети как пришли, сложили телефоны, так они и лежат там до конца дня. Если надо позвонить, ребенок может взять его на перемене. Но некоторые могут хитрить и начинают играть, например. Но, чтобы этого не было, мы, например, принесли в класс разные настольные игры — шахматы, шашки, ходилки, чтобы они забывали про игры в гаджетах.
Многие учителя сходятся во мнении, что телефоны негативно влияют на школьников. И речь идет не столько о магнитном излучении, сколько о социализации.
— Школа — это же в большей степени место для общения, но ученики часто на переменах вместо того, чтобы общаться, разговаривать, просто смотрят в телефон, — констатирует учитель челябинского лицея. — Современные дети, которых с детства приучили к телефонам, к сожалению, не умеют договариваться, поэтому мелочная ситуация зачастую перерастает в конфликт. Что касается новых рекомендаций — Минпросвещения рекомендует ограничить использование телефонов. Там не говорится о том, что их надо забирать. Каждая школа это определяет самостоятельно, по согласованию с родителями. Если удастся договориться, что ребенок отключает звук, убирает телефон и не использует его во время образовательного процесса — никто их не будет складировать. Но, на мой взгляд, лучше убирать, чтобы дети могли лучше сосредоточиться на освоении образовательной программы.
«Родители, пожалейте своих детей, нет необходимости ломать копья и кричать: "Дайте моему ребенку использовать телефон в школе"»
Директора школ, где учителя еще не практикуют сбор телефонов в коробки, задумываются, как это можно организовать.
— Ограничивать телефоны в школах на сегодняшний день — это правильная позиция, — считает директор школы № 116 Татьяна Трапезникова. — К редчайшему сожалению, дети настолько в виртуальных играх зависают, что порой наблюдаешь, приходит первоклассник — и уже в телефоне. Поэтому в общем-то я согласна с тем, что во время учебного процесса телефоны мешают. Мы сейчас продумываем вопрос, как это всё организовать, потому что телефоны — это имущество школьников, каким образом сохранить это.
Ранее министр просвещения рассказал, что с 1 сентября следующего учебного года школьникам начиная с первого класса начнут преподавать историю. Вот что об этом думает учитель истории из Челябинска.