Челябинцы предпочитают ремонтировать крупную бытовую технику вместо того, чтобы покупать новую. Спрос на такие услуги вырос в четыре раза, подсчитали специалисты платформы Авито Услуги. Чаще всего в ремонт сдают плиты, холодильники и стиральные машины. Разбираемся, почему люди всё чаще стараются дать домашним гаджетам вторую жизнь и сколько это стоит.
Чаще всего ремонтируют плиты
В Челябинске за лето спрос на ремонт крупной бытовой техники подскочил в четыре раза. Такую тенденцию отметили специалисты платформы Авито Услуги, сравнив показатели с аналогичным периодом прошлого года. Чаще всего горожане искали мастеров по ремонту крупной бытовой техники. Так, на 172% больше поступило запросов на ремонт газовых и индукционных плит, холодильников — на 134%, стиральных машин — на 19%. Что касается популярных брендов, чаще всего заказчики стремились починить технику LG, Bork, Haier, Electrolux и Bosch.
В целом по России рейтинг техники, которую чаще всего отдают в ремонт, примерно такой же. Только на третьем месте — посудомоечные машины.
На ремонт мелкой бытовой техники спрос в Челябинске тоже растет, но менее интенсивно — на 32% за год. Горожане активно чинят микроволновки — спрос вырос на 125%, кофемашины — на 45% и пылесосы — плюс 32%.
— Заказчики ищут квалифицированную помощь по ремонту по доступным ценам. Финальная стоимость работы частного мастера в основном ниже, чем у крупных сервисных компаний или сетевых центров, — объяснил руководитель категории «Деловые и хозяйственные услуги» на Авито Услугах Александр Сёмочкин. — Кроме того, во многих случаях выгоднее вложиться в ремонт текущей техники вместо покупки новых бытовых приборов. Поэтому можно ожидать дальнейшего роста спроса на услуги.
Сегмент услуг, предлагаемых частными мастерами, уже активно расширяется. Как сообщили в пресс-службе Авито на Урале, объявлений от частных специалистов и сервисных центров по ремонту и обслуживанию крупной бытовой техники летом стало больше на 15%, а мелкой — на 18%.
«Раньше выбрасывали, теперь оживить пытаются»
Представители челябинских сервисов по ремонту бытовой техники разошлись во мнениях.
— Несут в ремонт всё подряд. Даже то старье, которое раньше поленились бы в гараж или на дачу отвезти. Меня спрашивали, сколько стоит ремонт китайского тостера 2000-х годов или советской электровафельницы «Сластёна», я про такую даже не слышал. В общем, раньше выбрасывали, а теперь оживить пытаются, — рассказал мастер по ремонту Сергей. — Ну, людей понять можно. Цены постоянно растут, на хороший холодильник сейчас вообще хоть ипотеку бери.
Другие специалисты особого ажиотажа не заметили. По их словам, спрос на ремонт бытовой техники держится примерно на том же уровне, что и в прошлом году.
— После начала спецоперации был значительный спад. Сейчас немного получше стало, но не сказал бы, что в разы вырос спрос. К прежним показателям не вернулись ещё. Хотя судить трудно. К нам в основном обращаются постоянные клиенты, и мы можем говорить только о них. А на сайтах объявлений есть фирмы, которые дают очень много рекламы. Возможно, у них другой поток клиентов, — отметил руководитель сервисного центра «Белый сервис» Дмитрий Тарасов. — Самый востребованный ремонт техники — это холодильники и стиральные машины. Чтобы починить стиральную машину, сейчас придется потратить в среднем 6–9 тысяч рублей. Если в холодильнике менять компрессор, то такой серьезный ремонт обойдется в 11–13 тысяч рублей.
Что выгоднее — отремонтировать или купить новое, мастера посоветовать затруднились. Каждый случай, по их словам, надо рассматривать отдельно, взвешивать плюсы и минусы. Как правило, люди отказываются от ремонта, если цена превышает 40% стоимости новой техники.
При этом, вопреки распространенному мнению, сервисные центры готовы взяться за ремонт приборов старше 20 лет.
— Ситуации разные бывают. Например, привозили нам старые холодильники «Юрюзань», которые давно не выпускают. Недавно принесли кухонный комбайн «Мрия-2», он еще советского исполнения. Лет 30 ему, наверное. Сейчас ждем запчасть, думаю, сделаем, — рассказал Дмитрий Тарасов.
Ситуация с ремонтом бытовой техники кардинально отличается от починки электроники. Сегодня, например, не найти сервиса, который взялся бы за ремонт кинескопных телевизоров.
— Кинескопные ТВ уже изжили себя, ценности не представляют. И дело не в том, что запчасти не выпускают. Просто возни много, а денег за это столько не заплатят. Вот никто и не берется, — объяснил руководитель сервисного центра. — Что касается холодильников и стиральных машин, бывает дефицит по отдельным позициям. Но в основном там используются взаимозаменяемые детали, аналоги оригинальных запчастей — их можно найти. Так что большой проблемы в годе выпуска техники нет. В стиральных машинах наоборот — всё, что старше 15 лет, сделано более качественно. Их как раз есть смысл ремонтировать.
Смена лидеров
Казалось бы, если народ затянул пояса и кинулся ремонтировать технику, то должен быть спад продаж. Но крупные торговые сети пока не заметили оттока покупателей и снижения спроса. Так, за семь месяцев этого года в целом на российском рынке, по оценке М.Видео-Эльдорадо, продано два миллиона холодильников. Это примерно на 10% больше, чем годом ранее. В деньгах объем рынка составил более 70 миллиардов рублей, средний чек — чуть более 35 тысяч рублей.
Самыми продаваемыми брендами на российском рынке стали холодильники Haier (лидер прошлого года), Indesit (занимал третье место годом ранее, второе место в 2022 занимал LG), «Бирюса» (пятая позиция годом ранее), Beko (шестое место в том году) и «Атлант» (сохранил позиции). Увеличили рыночную долю такие китайские бренды как Candy, Gorenje и Midea. Доля турецких брендов в целом по стране достигла 7%, отметили аналитики М.Видео-Эльдорадо.
Продажи стиральных машин в России с января по июль показали прирост чуть более 10% и составили около 2,2 млн штук. Средний чек - 30 тысяч рублей. Среди производителей первую строчку занимает Haier (годом ранее бренд был вторым). Следом идут Indesit (четвертая строчка в том году), Beko (шестое место годом ранее). Четвертое место у Candy (входит в Haier), пятое место у LG (лидер прошлого года). Около 35% приходится на продажи китайских брендов, 12% заняли турецкие торговые марки.
— Крупная бытовая техника сохраняет актуальность как категория товаров повседневного использования, необходимых для поддержания домашнего комфорта и решения бытовых задач. Отчасти на спрос позитивно влияет перераспределение потребителями бюджета. В этом сегменте на российском рынке значительно скорректирован ландшафт производителей. Появились новые бренды и усилили позиции уже знакомые потребителям торговые марки из Китая и Турции, также увеличился интерес к локализованным производителям из России и стран СНГ, в том числе, к технике СТМ-марок (брендов, выпускаемых по заказу ритейлеров, — Прим. ред.), — рассказали в пресс-службе М.Видео-Эльдорадо.
Росту китайских и турецких брендов способствует вариативность привлекательной по соотношению цена/качество бытовой техники в разных категориях и ценовых сегментах, стабильность с наличием товара, в том числе за счет производства в России и выстроенных логистических процессов. Торговые марки из России и СНГ традиционно наиболее сильны в крупногабаритной технике для кухни и дома — плитах, морозильном оборудовании, вытяжках, стиральных машинах. Потребители адаптируются и готовы пробовать новые для себя бренды, хотя часть покупателей остаются лояльны привычным компаниям, добавили в М.Видео-Эльдорадо.
В то же время статистика спроса на ремонт техники, по мнению экспертов, несколько лукавая. На самом деле произошло перераспределение потоков.
— Многие официальные бренды ушли, и Авито видит всплеск интереса к объявлениям частных мастеров по ремонту. Но в абсолютных цифрах рост незначительный — не в разы. Просто если раньше люди шли в официальный сервисный центр, то сейчас многие из них стали неофициальными или вовсе исчезли. За счет этого мы видим поток, идущий к частным мастерам — они публикуются на сервисах объявлений, — объяснил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Рынок крупной бытовой техники не упал, а вот рынок электроники — смартфонов, ТВ и так далее — безусловно, сократился. При этом средний чек везде растет по понятным причинам.
Говорить о том, что люди отказываются от покупки новой техники нельзя, заключил эксперт.