По их словам, за несколько лет вода отступила на полтора метра от берега. Люди винят в этом крупные предприятия, которые «перекачивают воду» в соседнее озеро, а чиновники и профильные специалисты — жаркую погоду. Подробности и мнения сторон — в нашем материале.
«Вода убыла метра на полтора — это огромный объем»
В редакцию 74.RU обратился директор расположенного на берегу Акакуля дома отдыха «Звездный» Евгений Фадюшин. По его словам, вода активно убывает из озера уже около четырех лет, и этим летом уровень упал очень существенно.
— У нас на Акакуле детский лагерь. Я помню, какой уровень воды был, когда 14 лет назад мы его приобрели и начали развивать. На настоящий момент вода убыла метра на полтора по всей площади озера — это огромный объем. В свое время у нас на берегу была сделана танцплощадка бетонная, и она была залита по щиколотку, то есть воды было избыточно.
По мнению Евгения Фадюшина, причина — канал, по которому вода из озера Акакуль уходит в озеро Большая Акуля.
— Этот канал еще в советские времена был прокопан, по нему идет бесконтрольный сброс воды в озеро Акуля. Как только вода перестает уходить из Акакуля, этот канал приезжают и углубляют. Сейчас по нему сумасшедшим потоком вода уходит, уходит, уходит, — говорит он. — Особенно активно и бесконтрольно она начала убывать года четыре назад.
У директора дома отдыха есть версия о том, куда уходит вода из озера.
— Я думаю, что из озера Акуля вода дальше потребляется перетоком и уходит на Аргаяшскую ТЭЦ. Аргаяшская ТЭЦ является конечным бенефициаром этой воды. Как мы предполагаем, раньше технологическая вода, которую использовала ТЭЦ, сбрасывалась в болота, а из болот перетоком возвращалась в Акакуль. Вода таким образом ходила по кругу, и ее хватало. Несколько лет назад на ТЭЦ, видимо, произошла какая-то реконструкция. После этого вода стала поступать только в одну сторону — туда. В болото, видимо, уже не сбрасывается, пополнения нет.
Впрочем, южноуралец признается, что с технологическим циклом ТЭЦ не знаком, поэтому его версия — только предположение. Чтобы разобраться в ситуации, Евгений написал запросы в несколько ведомств, в том числе в региональное подразделение Федерального агентства водных ресурсов и областное Министерство экологии, но ответы чиновников свелись к тому, что наиболее вероятной причиной обмеления является засуха.
— По информации Челябинского Гидрометцентра, с 2016 по 2020 годы по всем водным объектам Челябинской области наблюдалось понижение нормального подпорного уровня воды, что объясняется маловодным периодом и цикличностью. В сравнении с 2020 годом колебание уровня воды в 2021 году в водоемах области происходит в пределах нормы, — говорится в ответах этих ведомств.
Загадочные циклы
Заместитель министра экологии Челябинской области Виталий Безруков в разговоре с корреспондентом 74.RU подчеркнул, что специалисты ведомства неоднократно выезжали на Акакуль, и причина обмеления озера установлена.
— Это обмеление, связанное с 50-летним циклом водоема. Сейчас, как и 50 лет назад, оно ушло максимально, плюс все водотоки пересохли, и идет огромное испарение из-за жары, сопровождающейся отсутствием осадков, — объяснил Виталий Безруков. — К сожалению, в этом году почти все озёра Урала и Западной Сибири, Восточно-Европейской равнины испытывают такие проблемы. Делать здесь что-то очень сложно. Единственное — ждать обильные осенние осадки и обильный снег зимой. Уровень упал от метра до 10 метров в среднем по озёрам, но специалисты пока не говорят о сильно критическом состоянии. Такие явления наблюдали в 1972–1979 годы. При этом говорить об увеличенном антропогенном влиянии сложно, оно осталось на уровне прошлых лет, и об огромных дополнительных водозаборах тоже. Просто не хватит мощностей, чтоб столько откачать, да и новых объектов там не вводилось и не строилось, которым нужны такие объемы воды.
Отчасти подтверждает слова замминистра и ведущий гидролог челябинского Гидрометцентра Евгений Зайцев.
— Циклы, конечно, существуют, но тут, скорее всего, сказалось жаркое лето. Если озеро мелководное, оно находится как бы в блюдце, а из блюдца же вода быстрее испарится, чем из стакана — глубокого озера, такого как Тургояк, — приводит пример специалист. — У нас многие речки близки сейчас к минимальным многолетним отметкам.
Но это — о ситуации в общем. Что же касается конкретно озера Акакуль, то по словам Евгения Зайцева, в каждом случае в причинах обмеления нужно разбираться индивидуально, а на этом озере в последние годы никаких исследований не проводилось. На некоторых водоемах специалисты выставляют посты, например, на озёрах Кундравы, Чебаркуль, Тургояк и Увильды наблюдение производится постоянно, уровень воды замеряется дважды в день — утром и вечером. Запросов же на исследование Акакуля в Гидрометцентр, по словам специалиста, не поступало.
— Должен быть запрос от Минэкологии, там будем смотреть, нужно ли организовывать пост, — говорит Евгений Зайцев. — Сначала надо сориентироваться в ситуации, опросить местных жителей, возможно, какие-то архивные данные поднять, а потом решать, что там делать: открывать пост или, может быть, удастся выявить причину обмеления на месте. Конечно, тут надо изучать подробно, как живет озеро.
При чём тут «Маяк»
Меж тем, как удалось выяснить корреспонденту 74.RU, канал, о котором говорит директор дома отдыха, все-таки может вносить свой вклад в обмеление Акакуля, пусть даже не такой большой, как аномально жаркое лето, но все-таки. В администрации Кыштыма заверяют, что канал сейчас не работает и сброс воды в озеро Большая Акуля из Акакуля не осуществляется.
— Там перемычка засыпана грунтом, в нашу сторону, в Большую Акулю с Акакуля, вода сейчас не поступает, поэтому если кто-то говорит, что спускают воду, это неправда, — прокомментировал первый заместитель главы Кыштымского городского округа Петр Мошкин. — Перемычка закопана, ее просто так не раскопать.
Об этом же говорится в июньском ответе Минэкологии Евгению Фадюшину, но уже в июле в ведомстве сообщили, что очередная проверка показала — в канале обнаружены следы работ по углублению дна протоки, соединяющей два озера, кто это сделал, неизвестно. Но по данным комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Кыштыма, сама протока много лет назад была выполнена специалистами озерского ПО «Маяк». В комитете говорят, что вода из озера Большая Акуля используется именно этим предприятием (а не Аргаяшской ТЭЦ), и на «Маяке» эту информацию подтвердили, как и то, что канал действует, и что вода из Акакуля сейчас уходит в Большую Акулю.
— Протока между озерами принадлежит ПО «Маяк», объект находится в эксплуатации с 1960 года. Цель создания данного объекта — регулирование уровня воды в озерах путем открытия-закрытия водосброса, сброс воды производится за счет вскрытия грунтовой перемычки в верхней части протоки, — прокомментировал главный инженер предприятия Юрий Юлдашев.
На предприятии объясняют: весной сброс воды из Акакуля помогает избежать подтоплений на этом озере, а в засуху — поддерживать нормальный уровень воды в озере Большая Акуля, где установлена насосная станция, обеспечивающая водой поселок Татыш и один из заводов ПО «Маяк».
— В последние годы в связи с маловодностью периода возникает необходимость пополнять озеро Большая Акуля для обеспечения безопасности насосной станции, — объясняет главный инженер предприятия. — Каждый год оформляется техническое решение, о котором уведомляется отдел водных ресурсов Нижнеобского бассейнового водного управления по Челябинской области, которое осуществляет функции контролирующей организации в данном вопросе. Каких-либо претензий от контролирующей организации в адрес ПО «Маяк» не поступало.
Производственное объединение «Маяк» — федеральное предприятие по производству компонентов ядерного оружия, изотопов, хранению и регенерации отработавшего ядерного топлива, утилизации его и других радиоактивных отходов. Расположено в закрытом городе Озёрске Челябинской области.
Юрий Юлдашев добавляет, объем потребления воды предприятием в последние годы не менялся, и если на Акакуле и идет обмеление, то это обусловлено погодными условиями и не связано с деятельностью предприятия.
Возможно, это действительно так, но очевидно, если Акакуль перестанет быть донором для Большой Акули, мелеть озеро будет не так стремительно, но опять тогда же проблемы возникнут у потребителей воды озера-реципиента. Возможно, чиновникам стоит задуматься об этом уже сейчас, не надеясь на милость природы в виде обильных осадков в обозримом будущем.
Обомлели от обмеления
На обмеление водоемов сейчас жалуются жители и других территорий Челябинской области. По словам владелицы участка в СНТ «Железнодорожник» (расположен недалеко от поселка Бутаки в Сосновском районе) Ольги Стрижовой, в плачевном состоянии этим летом оказалась река Биргильда, которая является притоком реки Миасс, впадающей в Шершнёвское водохранилище.
— Речка превращается в болото и реально исчезает. Причины обмеления понятны — аномальная жара всё лето, наверняка и Полетаево активно берет воду из речки, и СНТ выкачивает для полива. Непонятно только, как спасти речку? Ведь если не будет подпитки из малых рек, откуда возьмется вода в Шершнёвском водохранилище? Что будут пить Челябинск и его пригороды? — задается вопросами Ольга Стрижова.
Видимо, пока остается надеяться на то, что маловодный цикл на Южном Урале все-таки скоро закончится и край голубых озер не успеет превратиться в бескрайнюю пустыню.
Погода в Челябинской области этим летом не раз била температурные рекорды. Днем 30 июня воздух прогрелся до +37 °С, и это был наивысший за всё время наблюдений показатель в июне. А в августе Челябинску удалось побить температурный рекорд 108-летней давности.
Всё об аномальной жаре этим летом и ее последствиях — в материалах 74.RU.