Курчатовский районный суд Челябинска в четверг, 7 сентября, начал рассматривать уголовное дело о нападении на школьников в фойе образовательного центра № 5. Первое заседание прошло в закрытом для СМИ режиме, поскольку большинство обвиняемых и пострадавших — несовершеннолетние. Самому младшему из фигурантов всего 15 лет. 74.RU удалось поговорить с обеими сторонами. Вот что они рассказали о причинах конфликта.
Что произошло в школе
По данным 74.RU, нападению на школу предшествовал давний конфликт между бывшими одноклассниками из образовательного центра № 2, расположенного в микрорайоне Парковый. Русский мальчик Н. и таджикский юноша Ф. выясняли отношения не один год, у них регулярно случались стычки, а затем напряжение усилилось из-за девушки (подробнее об этом можно прочитать тут). На очередную встречу в феврале 2023 года Н. и Ф. позвали товарищей и братьев, при этом сторонники Н. взяли с собой еще и молоток с травматическим пистолетом. Начало разборок попало на записи уличных камер наблюдения.
Выяснение отношений на улице продолжалось около пяти минут. А затем, убегая от оппонентов, Ф. и его группа поддержки забежали в тамбур расположенного рядом образовательного центра № 5. Вслед за ними туда пришли сторонники Н. с молотком и травматом.
Троим таджикским подросткам после той потасовки понадобилась помощь медиков, они проходят потерпевшими по уголовному делу. А четверо молодых людей из второй компании обвиняются в хулиганстве группой лиц. Одному из них 15 лет, двум по 17 лет, самый старший — совершеннолетний.
За хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, группой лиц (ч. 2 статьи 213 УК), предусмотрены различные варианты наказания — от штрафа в 500 тысяч рублей до 7 лет лишения свободы.
Версия родителей подсудимых
Родители попавших под уголовное преследование молодых людей заявляют: вину их дети признают частично.
— Драка действительно была, но не из хулиганских побуждений, — объясняют родители одного из подростков. — Он [наш сын] пошел заступаться за друзей.
Отец еще одного школьника заявляет, что подводом для конфликта была вовсе не девочка, а вымогательства со стороны таджикских подростков.
— Есть две группы ребят. Одна держит в страхе Северо-Запад — грабит, вымогает. Другая группа — наша сторона, — объясняет отец одного из подсудимых. — Группа номер один пришла собрать дань с Н. и П., в частности, а они отказались. Но Н. и П. знали, что их ждет, когда они выйдут из школы, — их вывезут в лес. И до этого подобное уже происходило. Это есть в материалах дела. И, зная, на что противники способны, Н. и П. позвонили той компании, которая сейчас стала подсудимыми. Те, бросив всё, побежали на выручку. Потому что тоже знали, что может случиться с парнями.
По словам родителей, их дети просто хотели защитить себя и друзей. При этом одна из семей рассказывает: все трое их сыновей были избиты приезжими ребятами. Поводом для конфликта чаще всего становилась внешность — ирокез, сережка в ухе. А после инцидента в тамбуре ОЦ-5, делится мама, она всерьез переживала за сына-школьника.
— Когда всё произошло, выложили фотографии с открытыми лицами. А потом я своего ребенка водила в школу за ручку, потому я боялась за него. Он идет через рынок, и его толкают плечом, — рассказывает мама подсудимого. — После этого мы проходим через дворы, и снова его толкают. Как я могу его защитить? А потом еще в телеграме выложили фотографии, где каждое лицо обведено и возраст указан.
— Почему наши дети не могут себя защитить? — вступает в разговор отец-участник СВО. — Я воевать умею. И, если что, расклад другой будет.
При этом у некоторых парней суд по хулиганству — не единственные проблемы с законом. Один из фигурантов проходит по делу о насильственных действиях сексуального характера. Его отец эти обвинения называет надуманным и обжалует действия следователей во всех возможных инстанциях. Еще на одного из несовершеннолетних написано заявление из-за избиения мужчины в маршрутке.
Версия потерпевших
Все обвинения в вымогательстве отрицает вторая сторона — родные таджикских подростков.
— Просто недопонимание пацанов. Просто про брата распространяли слухи. И чтобы не было за его спиной таких слов громких, [он пошел выяснять отношения], — говорит брат одного из потерпевших.
По словам мужчины, о том, что младший брат вымогал деньги у других школьников, не может идти речи.
— Зачем ему деньги? Я зарабатываю, отец зарабатывает. Зачем нам чужое? У нас таких случаев в роду ни разу не было, чтобы вымогали. Наоборот, на помощь приходили, — заверяет брат пострадавшего. — У меня самого много друзей русских, и не было конфликтов. Мы нормально общаемся.
Напомним, конфликт, переросший в бойню в тамбуре ОЦ № 5, случился 8 февраля незадолго до полудня. Напавшие на таджикских подростков были в балаклавах с травматическим пистолетом и металлическими инструментами. Свидетелями случившегося стали другие ученики, перепуганные дети прятались и звонили родителям. Всю информацию о происшествии мы собрали в онлайн-репортаже.
К вечеру 8 февраля полиция задержала пятерых подозреваемых. В СК возбудили уголовное дело о хулиганстве.
Вся информация об этом деле — в специальном разделе 74.RU.