В распоряжении 74.RU появилось новое видео смертельной драки в Челябинске, за которую судят бывших следователей СК. Записи зафиксировали, что происходило с участниками конфликта до его начала и сразу после. Реконструируем полную версию событий и рассказываем, что тем временем происходит в суде, где рассматривают уголовное дело против Дмитрия Зыкова и Кирилла Зубкова.
«Там человек почти умер»
Задержание следователей Дмитрия Зыкова и Кирилла Зубкова сняли на видео. После окончания потасовки сотрудники СК вместе отошли от перекрестка Маркса и Цвиллинга, но очевидцы указали на них полицейским. На руках у обоих сотрудники МВД заметили следы драки:
— Есть кровь. Всё, поехали оба с нами.
Но с выполнением этого требования следователи не спешили, назвав место своей работы:
— Следственный комитет России!
Кирилл Зубков при этом показал одному из полицейских служебное удостоверение.
Тем не менее полицейские настояли на том, чтобы они проехали в райотдел.
— На вас указали очевидцы, что были именно вы двое. Пройдемте с нами для дальнейшего разбирательства. Встаем на ноги, — потребовал на записи полицейский. — Пойдемте-пойдемте-пойдемте. Вы задержаны. Там человек почти умер. Еще неизвестно, может, карьера твоя закончилась сегодня.
Также задержали других участников драки, в том числе допрошенного в суде на прошлой неделе Матвея Базанова и его друзей. Они после окончания конфликта успели дойти практически до улицы Труда, но там их остановили сотрудники МВД. На месте драки рядом со скончавшимся впоследствии Владимиром Гончаровым до последнего оставался только его друг Владимир Гужевников.
«Врачи пытались откачать Вову»
Владимира Гужевникова в Центральном райсуде допросили 18 мая. Он рассказал, что вместе с другом и коллегой Гончаровым в Челябинск приехал около полуночи. До этого они вместе успели поработать (делали натяжной потолок заказчику), сходить в баню, выпить пива и встретиться с еще двумя друзьями. Вчетвером добрались на такси в OPERA bar, чтобы послушать диджея. Поскольку пить все продолжали, события того вечера Владимир Гужевников помнит фрагментарно.
— Там диджей выступал, на диджея поехали. У меня ребенок родился. Когда я еще съезжу в своей жизни? — сказал в суде Владимир Гужевников. — Мы зашли в клуб OPERA, я дальше продолжил выпивать. Потом я уже узнал, что нормально там оставил — в районе 7 тысяч. Это мне уже позже сообщила жена. Предполагаю, что я очень много выпил. Последнее, что я помню, — это я из одного зала в другой сходил, пришел, заказал выпивку — и всё уже.
Гончаров, по словам Гужевникова, в этот момент слушал диджея и тусовался. Никаких конфликтов у них там не было. Что происходило позже, Гужевников уже не помнит.
— Пришел в себя, увидел рядом полицейских, скорую помощь. Врачи пытались откачать Вову. Я до них пытался добраться, до врачей, — сказал в суде Владимир Гужевников. — Вова лежал, но мне сказали, что с ним всё нормально, что его погрузили [в скорую], откачают. Полицейские сказали, что нужно проехать с ними. Как только мы приехали в ОП «Центральный», мне сходу заявили, что он мертвый.
Такой амнезии, по словам Гужевникова, у него никогда раньше не было. Позже врачи объяснили ему, что повлиять могло большое количество спиртного и состояние психики — у родившегося у него накануне ребенка диагностировали порок сердца, и молодой отец из-за этого сильно переживал. О драке возле ночного клуба и гибели друга Гужевников понял не сразу. И при этом столкнулся, по его словам, с психологическим давлением.
— Около пяти утра я был в отделе полиции, потом меня отвезли на медосвидетельствование, а оттуда — в Следственный комитет, — рассказал он в суде. — Меня завели в кабинет к следователю. Он спросил, как всё было, что я помню и не помню. И он мне сказал: «Это либо ты, либо Базанов (с ним Гужевников начал драться еще до приезда следователей СК. — Прим. ред.) Кто-то из вас случайно рукой толкнул или ударил. Мы изучаем сейчас это видео, так что вспоминай. Если будешь содействовать, то не будет большого срока». Ни еды, ни воды не разрешали, грубо говоря, вставать — если в туалет [хотел выйти], то с кем-то.
Почему никто не вмешивался
Владимир Гужевников и Матвей Базанов первыми начали бороться на перекрестке возле клуба. Они падали на асфальт, катались по нему, оказываясь по очереди сверху. При этом никто из друзей не делал активных попыток их разнять. Погибший впоследствии Владимир Гончаров держался рядом, но сам не вступал в конфликт.
— Вы бы заступились за Владимира в случае, если бы ему что-то угрожало в драке? — спросил Гужевникова адвокат Сергей Сазанаков, защищающий в суде экс-следователя СК Дмитрия Зыкова.
— Если бы реально угроза была — конечно, — подтвердил Гужевников. — А если как мы с Базановым — просто боролись два пьяных, где ни удушья, ничего не было, то [позиция была бы такая]: «Сейчас поборются да разойдутся». Это даже не драка была. Просто два пьяных тела, которые валяются друг на друге по очереди.
С такой оценкой, правда, согласны не все свидетели. С Матвеем Базановым были два товарища-спортсмена (вместе играют в волейбол) и несколько знакомых девчонок. Одну из них — Татьяну Селютину — допросили в четверг в суде. Она сообщила, что инициатором первоначального конфликта был Владимир Гужевников.
— Я сразу поняла, что человек не в себе, очень сильно пьяный. Он грубить мне начал, я — ему, — рассказала девушка. — Базанов подошел, заступился, получил за это в лицо, и началась драка. Нанесение ударов было обоюдным.
— Почему, понимая, что драка происходит, не позвонили в полицию? — спросила гособвинитель Оксана Моржеухина.
— Я просто в шоке была, — призналась Татьяна. — У меня было шоковое состояние, я вообще ничего не понимала. И помочь хотелось, и не знала, что [делать]. Просто парализовало. За других не могу сказать.
Девушка объяснила, что просила вмешаться одного из знакомых парней, но тот отмахнулся:
— Мне сказали, что лучше Базанова не трогать.
Девушка говорит, что пыталась кричать парням, чтобы они остановились и перестали драться, но реакции не последовало, а подходить близко она побоялась, потому что «могло прилететь». Не стал подходить и товарищ Базанова, допрошенный сегодня, Андрей Плеханов.
— Я испугался за свою жизнь — это первое. А второе — обоюдная драка была, один человек на одного, — объяснил в суде свидетель.
Напомним, конфликт, в результате которого погиб житель Копейска Владимир Гончаров, произошел в ночь на 28 мая прошлого года на пересечении Цвиллинга и Карла Маркса в центре Челябинска. Первоначально в потасовке участвовали две компании, вышедшие из ночного клуба. Два сотрудника Следственного комитета проезжали мимо на такси, остановились и сами стали участниками драки.
30 марта стартовал процесс в Центральном райсуде. Адвокаты Зыкова просили прекратить уголовное дело в его отношении.
По статье 116 УК РФ (побои) Зыкову могут грозить различные варианты наказания — от обязательных работ до двух лет лишения свободы. Зубкова по части 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) могут наказать лишением свободы на срок до 15 лет.
Всё по этой теме — в материалах 74.RU.