
В Челябинске окончательно закрылась сеть магазинов по продаже тканей
Уральская сеть магазинов тканей и швейной фурнитуры «АтлантТекс» ушла из Челябинска. Две последние торговые точки — в ТК «Прииск» и на Теплотехе — прекратили работу 15 февраля. Разбираемся, в чем причина закрытия магазинов, как изменилось поведение покупателей и что ждет рынок текстиля и фурнитуры в будущем.
«У населения нет денег»
Еще несколько лет назад салоны тканей «АтлантТекс» действовали почти в каждом районе Челябинска. К началу 2025 года осталось всего три магазина. 1 февраля закрылась торговая точка на Доватора, 33; 15 февраля — на проспекте Победы, 170 и на проспекте Победы, 325 (ТК «Прииск»). Филиалы на Гагарина и Сталеваров прекратили работу еще раньше, они уже удалены из справочника 2ГИС.

Салоны тканей и фурнитуры размещались в разных районах города
— Сеть магазинов «АтлантТекс» в Челябинске закрыта! — подтвердили представители сети журналисту 74.RU.
Информация об этом появилась и в аккаунте сети «АтлантТекс» в соцсетях.

Часть сотрудников занимается освобождением площадки
В «Прииске» у торговой точки был отдельный вход. Внешне изменений там пока нет, но, по словам читателей 74.RU, уже в понедельник в магазин никого не пускали.

Покупателей внутрь уже не пускают
— Закрыто, больше не работает, — коротко ответили выходящие из салона люди.

О магазине уже мало что напоминает
С входной группы магазина на улице Доватора уже сняли вывеску, из помещения начали вывозить мебель.

Ткани уже вывезли, теперь — мебель
Сеть магазинов тканей и фурнитуры «АтлантТекс» ведет историю с 1992 года. Позднее на ее основе сформирована группа компаний «Атлант», зарегистрированная в Екатеринбурге в 2005 году (в 2021-м сменила «прописку» на Санкт-Петербург). Компания принадлежит бизнесмену Павлу Аляничу. Ранее в его холдинг входили продуктовая сеть «А-продукт» и «Атлант Косметик» (сейчас закрыты). По данным сервиса «Контур.Фокус» за 2023 год, выручка торговой сети «Атлант» снизилась на 10% — до 675 миллионов, чистая прибыль упала на 90% — до 2,4 миллиона рублей.
Популярная некогда сеть стремительно сокращается и в других городах. Несколько магазинов закрылось в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Тюмени и Санкт-Петербурге. За три года количество салонов «АтлантТекс» уменьшилась вдвое — с 40 до 20.
— Это происходит в связи с тем, что выручка падает: видимо, у населения нет денег. Магазины, которые работают в убыток, должны закрыться. Кроме того, сейчас нет рабочей силы — я не могу найти ни одного хорошего продавца, — объяснил собственник сети «АтлантТекс» Павел Алянич в разговоре с нашими коллегами из Е1.RU. — Когда выручка — 20 миллионов, расходов на 30 миллионов, а за прошлый год 24 миллиона убытков, я должен цены поднимать, но тогда покупатели перестанут брать.
Владелец магазинов также связал проблемы сети с активным развитием маркетплейсов и ограничением переводов денег за границу.
— Буду наблюдать за ситуацией на рынке. Магазины могут вновь заработать и хорошо развиваться дальше, если ситуация на рынке это позволит. Пока она этого не позволяет, — добавил Павел Алянич.

Маcсовое закрытие салонов тканей началось осенью 2023 года
Многие покупатели с сожалением восприняли известие о закрытии магазинов по продаже тканей и швейной фурнитуры.
— Очень жаль, отличный магазин, большой ассортимент, великолепные продавцы. На Теплотехе — самый востребованный магазин, — отметила Нелли.
— Очень печально, так любила этот магазин на Доватора, всегда выручал, — добавила Яна.
— Самый лучший магазин был на Сталеваров, 66. Очень жаль, что он закрылся, — переживает Ольга.

Многие помнят магазинчик на Теплотехе
По словам горожан, некоторые годами ходили в привычную торговую точку.
— Там всегда огромный ассортимент тканей — для портьер и шитья одежды, различные уплотнители, наполнители, резинки, пуговицы. Реально всё можно было купить — от мелочевки до больших полотен, всё, что нужно для шитья. Правда, в последнее время ценник сильно вырос, дороговато выходило, — поделилась Елена. — На маркетплейсах можно заказать, но не всегда есть понимание, какой именно материал нужен. В салоне можно потрогать руками, понять фактуру, плотность, оттенки — это совсем не то, что по картинкам выбирать.
«Маркетплейсы — вызов для традиционной розницы»
По словам экспертов, стремительное сокращение количества магазинов, торгующих тканями, — примета времени.
— Сейчас крайне тяжело людей завести в офлайн-точку. Это основная причина закрытия магазинов не только указанной фирмы, но и других компаний малого бизнеса, — отметил гендиректор торгового дома «Леди Прима» Денис Силин. — Тем более что точки «АтлантТекса» работали в основном в стрит-формате. Сейчас и в торговые центры сложно заманить покупателей, что говорить об отдельных магазинах. При этом люди очень хорошо покупают такие товары онлайн, на маркетплейсах. Для традиционной розницы это огромный вызов.
Интересно, что ни рост цен на ткани, ни возможная смена поставщиков не стали главными болезненными факторами, повлиявшими на рынок продаж текстильных изделий.
— С точки зрения предложения всё стабильно. Наши партнеры из Китая, Турции и Арабских Эмиратов, откуда, собственно, возит и «АтлантТекс», работают по-прежнему. Там всё спокойно. Но именно в недорогом и даже среднем сегменте люди переключились на онлайн-торговлю. Офлайн-магазин может привлечь покупателей только какой-то уникальностью. Допустим, сейчас невозможно найти итальянские чулки или драп определенного качества. За чем-то эксклюзивным люди пойдут, потратят время, чтобы приехать, посмотреть, выбрать, возможно, тут же заказать пошив. Такой уровень сервиса еще позволяет привлекать людей. А просто магазин, где торгуют недорогими тканями, неконкурентоспособен, — объяснил Денис Силин. — У нас за 10 лет тоже сократилось число магазинов. Максимум было 10 точек, сейчас с тканями осталось три. В широком формате всё это уже не окупается.

За три года количество магазинов сети сократилось вдвое
В то же время горожане по-прежнему ценят индивидуальный пошив и готовы тратить на это деньги, уверены эксперты. По данным 2ГИС, в Челябинске действует 188 магазинов тканей и 572 швейных ателье.
— Людям нравится делать что-то свое — самостоятельно шить или, по крайней мере, пользоваться услугами ателье. Соответственно, небольшие точки по продаже тканей живут на этом потоке, а также на спросе со стороны профессиональных ателье, — добавил Денис Силин. — Конечно, рынок постоянно меняется. Конечно, когда инфляция большая, покупка тканей не является первой необходимостью. Так что тренд на сокращение торговых точек может продолжиться.
По данным BusinesStat, в 2020–2024 годах продажи тканей в России подскочили на 38% — с 2,42 до 3,33 миллиарда кубических метров. Наиболее существенный рост пришелся на 2021 год — на 23,4%, что объяснялось восстановлением отрасли после спада в пандемию. Но в 2024-м прирост продаж тканей был невелик — всего 0,4%.
— Рост швейной промышленности, потребляющей основную долю тканей, замедлился. Это объясняется высокой конкуренцией со стороны производителей одежды и других швейных изделий из азиатских стран. Кроме того, развитие швейной отрасли в России тормозится высокой степенью изношенности оборудования, большой долей импортной техники, дефицитом квалифицированного персонала, прежде всего швей, — отметили аналитики сервиса обзоров промышленных и потребительских рынков BusinesStat. — Господдержка неравномерно распределяется между предприятиями легкой промышленности. В первую очередь ею обеспечиваются предприятия, работающие в сфере гособоронзаказа. При этом компании, производящие продукцию потребительского сегмента, зачастую поддержкой обделены.
В ближайшие годы полностью преодолеть эти проблемы не удастся, что будет оказывать замедляющее влияние на рост продаж тканей в России, резюмировали специалисты BusinesStat.
Закрытие сети магазинов «АтлантТекс» в Челябинске — не единичный случай, а часть более широкой тенденции, указали эксперты. Речь идет о сокращении традиционного розничного бизнеса, особенно в сегменте промтоваров.
— Основная причина — рост популярности маркетплейсов, где покупатели получают более низкие цены, широкий ассортимент и удобную доставку. Для малого и среднего бизнеса в рознице конкурировать с такими платформами становится всё сложнее. Офлайн-магазины несут расходы на аренду, персонал и логистику, тогда как маркетплейсы оптимизируют затраты и дают продавцам более гибкие условия. В итоге традиционные магазины либо адаптируются, усиливая онлайн-продажи, либо закрываются, — отметил независимый пиар-консультант Денис Голдман.
Тренд усиливается уже несколько лет и в ближайшее время продолжится, добавил эксперт. Особенно он заметен в нишах с высокими требованиями к ассортименту и ценовой чувствительностью покупателей, таких как ткани, одежда, электроника и товары для дома.