Бизнес Экономика Кризис-2024 Спецоперация на Украине подробности Отмена проверок, льготы и «грантоежки». Как челябинские предприниматели оценили обещания властей о поддержке

Отмена проверок, льготы и «грантоежки». Как челябинские предприниматели оценили обещания властей о поддержке

Главные проблемы, по словам экспертов, — нехватка денег и бюрократия

В России отменили все проверки бизнеса до конца 2022 года

Больше месяца предприятия и предприниматели живут в новом мире экономических потрясений. После начала спецоперации на Украине каждый день приносит известия об очередных ограничениях, проблемах с поставками, росте цен и прочих неприятных сюрпризах. Власти, в свою очередь, анонсируют все новые и новые меры по поддержке бизнеса — от малого до крупного. Мы поговорили с челябинскими предпринимателями и экономистами. Рассказываем, какие меры по поддержке бизнеса они считают эффективными, а где до сих пор больше рисков, чем пользы.

Что обещают власти


Власти практически ежедневно анонсируют меры по поддержке экономики в условиях антироссийских санкций, ухода иностранных инвесторов и обвала рубля. С 10 марта и до конца года действует мораторий на плановые и внеплановые проверки всех без исключения российских компаний. Он распространяется не только на малый и средний бизнес, как это было в разгар пандемии коронавируса, но и на все российские компании.

Особое внимание уделили IT-компаниям, их освободили от плановых проверок сразу на три года. А молодым предпринимателям — до 25 лет — пообещали гранты на создание или развитие собственного дела — от 100 тысяч до полумиллиона рублей (и до миллиона на проекты в Арктике). Раньше такая возможность была только у предприятий, которые занимаются социальными проектами.

«Поддержка частной инициативы остается для нас одной из приоритетных задач»

— Финансирование предоставят еще большему числу перспективных компаний самой разной направленности, — сказал премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Правительства РФ. — Необходимые для этого средства в бюджете уже предусмотрены. На текущий год — свыше 2 миллиардов рублей.

Также Михаил Мишустин заявил о необходимости максимально упростить взаимодействие между государством и инвесторами в сфере строительства, убрать барьеры при запуске инфраструктурных проектов. Так, чиновникам запретили запрашивать у компаний пакет документов, уже имеющихся у органов власти.

Среди новых мер поддержки — возможность повысить аванс по контрактам на капитальный ремонт многоквартирных домов. Сейчас это не больше 30%, а цены на стройматериалы резко выросли. Вдвое — до семи дней — сократятся сроки оплаты по договорам, заключенным госкомпаниями с малыми и средними предприятиями. Сельхозпроизводителям пообещали ежегодные субсидии на железнодорожные перевозки продукции аграрного сектора. Обсуждается возможность смягчить требования и продлить сроки по специальным инвестиционным контрактам.

Все это обеспечит комфортные и предсказуемые условия для развития бизнеса, надеются федеральные чиновники.

Важно пополнить оборотку


Главная болевая точка для предприятий сегодня — резкий рост потребности в оборотном капитале, акцентируют эксперты.

— В цепочках внешнеторговых поставок оказались заморожены средства, пропали отсрочки, удлинились сроки в логистике, а кому-то приходится срочно менять поставщиков. Плюс банки сократили кредитование и подняли ставки вслед за ЦБ. Поэтому самые важные для компаний меры господдержки — те, что эти оборотные средства позволяют пополнить, — объяснила директор аналитического агентства So invest Анастасия Кузьминова. — Произошло, наконец, то, о чем давно просили деловые объединения: увеличение доли аванса по госконтрактам и сокращение отсрочки по расчетам. Это высвобождает огромный массив денег всех поставщиков государства.

Цены меняются на глазах, а денег не хватает всем — от торговли до промышленности

На второе место по значимости Анастасия Кузьминова поставила субсидирование кредитов на оборотные средства: 20+% превращаются в 11% годовых для системообразующих предприятий. Аналогичная программа есть для малого и среднего бизнеса, но ставка снижается до 15% и 13,5% соответственно, добавила эксперт.

«Цифры 11–15% годовых, конечно, не выглядят манной небесной. Но для многих из тех, у кого высокая закредитованность, решают вопрос жизни и смерти»

Еще одна возможность для развития бизнеса — поддержка инновационных компаний субсидиями.

— С этим до сих пор было сложно: субсидионные программы обставлялись большим количеством условий и оговорок, а потом получатели буквально выли в голос от количества контрольных мероприятий и проверок со всех сторон. Сейчас на федеральном и региональном уровне анонсированы новые масштабные и потенциально интересные варианты, — добавила Анастасия Кузьминова.

Но они сработают, только если будет найден какой-то иной баланс интересов в контрольно-надзорной сфере, заключила эксперт.

«Нужны длинные кредиты»


Власти активно взялись за поддержку айтишников, опасаясь массового отъезда специалистов за рубеж. IT-компании уже освободили на три года от налога на прибыль, а сотрудников — от воинской обязанности. Цифровому бизнесу обещают все новые и новые «плюшки» — гранты, льготные кредиты. Дело в том, что в сфере компьютерных технологий наблюдаются большие проблемы с импортозамещением.

Представители челябинских ИТ-компаний признались, что с интересом следят за предложениями чиновников.

— Мы плотно работаем с Минцифрой, участвуем в онлайн-мероприятиях. Действительно, планов в этой сфере много, меры предлагаются адекватные. Но многие из них еще в стадии обсуждения. И в каком виде дойдут до реализации, неизвестно, — отметил директор интернет-компании INTEC Ярослав Голуб.

Айтишникам обещают златые горы

На гранты руководитель челябинской ИТ-компании не рассчитывает. По его словам, на их оформление уходит столько времени и бумажной волокиты, что проще вообще с этим не связываться.

— Есть целая индустрия так называемых «грантоежек». Люди заточены на получение гранта, а не на создание продукта. Специально открывают фирмы, чтобы получить грант, и делают все по минимуму. А нам некогда заниматься бюрократией. Чтобы получить не самую большую сумму, нужно заплатить юристу, тому, кто все это оформит, и так далее. Да еще рисков сколько… А выхлоп никакой. Формально нарушишь какое-то условие, придется возвращать всю сумму, — рассказал Ярослав Голуб.

А вот льготное кредитование под 3% годовых очень бы пригодилось, добавил директор INTEC.

«У интернет-компаний нет крупных материальных активов. Поэтому, когда мы приходим в банки за кредитом, возникают вопросы по залоговому имуществу»

— Сейчас обсуждается возможность предоставления льготных кредитов для ИТ-компаний в случае, когда залогом выступают нематериальные активы. Речь идет о программах для ЭВМ, базах данных, интернет-ресурсах и сервисах, — объяснил Ярослав Голуб. — В итоге банк получает залог, выдает ИТ-компании кредит под 3% годовых, а разницу доплачивает государство. Это станет классной мерой поддержки, если кредиты будут длинными — на три–пять лет, а суммы хотя бы 10–20 миллионов рублей.

25 марта по соцсетям пронеслась новость о разработке законопроекта, ограничивающего выезд IT-специалистов за границу. Но Минцифры выступило против ограничений, связанных с передвижением таких кадров и их трудоустройства.

— Наши специалисты действительно высоко ценятся на мировом ИТ-рынке. Мы должны предоставить им достойные конкурентоспособные условия труда, а не затруднять их передвижение или трудоустройство в иностранные компании, — говорится в официальном заявлении Минцифры. — Создание комфортных условий для развития ИТ-бизнеса в России — единственный разумный способ сохранить кадры.

«Рынок не работает, возвращаемся к плановой экономике»


Российская экономика сейчас получает удары со всех сторон. И шаги, которые предпринимают власти, предприниматели называют тушением пожара.

— Да, это необходимо, но надо понимать, откуда берутся деньги. Их печатают, разгоняя инфляцию, или забирают у сверхприбыльных отраслей — нефтегаз, металлургия, финансовый сектор и так далее? Привычные денежные инъекции могут спровоцировать спиральную инфляцию, которую трудно остановить, — рассуждает председатель комитета по промышленности «Опора России» по Челябинской области Павел Золотов. — Второй момент — нельзя постоянно выдавать деньги, нужно подкреплять это товарным предложением. То есть ускоренными темпами создавать производство реальных товаров. И начинать надо с критического импорта, влияющего на инфляцию. Это всем знакомые товары из потребительской корзины — от продовольствия до одежды, обуви и техники.

На Южном Урале опять все надежды на металлургов

Представитель региональной общественной организации предпринимателей напомнил о существующей специализации регионов, от которой никуда не деться. А также заявил, что пора вернуться к плановой экономике.

«Нет смысла в одном регионе производить одновременно все, нужно развивать свои сильные стороны»

— Челябинская область всегда была металлургическим краем, вот и надо концентрироваться на этом. Рынок сейчас по большому счету не работает, спасти нас может только директивная экономика. Государство может и должно формировать производственный заказ. Альтернативы этому нет, — уверен Павел Золотов. — Самое главное — выстроить длительные производственные программы. Например, нужен изготовитель дробилок породы на пять лет вперед. Государство с крупным бизнесом выбирает предпринимателей, кто бы мог этим заняться, насыщает оборудованием и технологиями. И начинается производство нужной продукции.

По словам эксперта, сейчас стране, имеющей огромное количество полезных ископаемых, вновь необходима опора на собственные ресурсы. Это позволит производить продукцию, в первую очередь, для себя, и лишь, во вторую очередь, — для торговли с другими странами.

«Не было заинтересованности в импортозамещении»


Руководитель «Центра развития промышленных инноваций», проекта «ПроПуск» Станислав Твердохлеб считает, что сейчас государство занялось поддержкой бизнеса осознанно и точечно. Поэтому высока вероятность, что это будет востребовано предпринимательским сообществом.

— Всегда все жаловались на чиновничьи проверки, поэтому отмена таких мероприятий — подарок судьбы для любого предпринимателя. Потому что некоторые проверки для кого-то заканчивались закрытием и крахом всей жизни. Соответственно, огромную армию чиновников можно переориентировать на что-то полезное, — отметил Станислав Твердохлеб.

Что касается распиаренного моратория на проверки, то не все представители малого бизнеса испытывают оптимизм по этому поводу. Дело в том, что запрет распространяется только на выездные проверки. А те же камеральные от ФНС как были, так и будут продолжаться.

В Челябинске есть задел для импортозамещения. Но, по словам экспертов, на реальные проекты нужны деньги и время

Разговоры об импортозамещении и инновациях звучали и раньше, было несколько подобных волн. Но, по словам предпринимателя, реальной заинтересованности верхов в этом раньше не было, а сейчас международная и внутренняя ситуация не оставляет выбора.

— И крупный, и мелкий бизнес поняли, что лучше иметь под боком своего поставщика — вырастить его, вместе с ним пройти возможно сложный путь. Сейчас стало понятно, что импортозамещение важно для всех. И с точки зрения создания рабочих мест, и благосостояния общества, и развития инфраструктуры, инжиниринга, кадров, — объяснил руководитель «Центра развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб. — Вижу, что многие меры поддержки связаны с НИОКРом, разработкой, изготовлением промышленных образцов и внедрением их в производство. Это то, чего раньше почти не было.

В то же время сейчас, по словам предпринимателя, реальный бизнес зажат в тисках. ЦБ поднял ключевую ставку, кредиты дорогие, поставщики перешли на стопроцентную предоплату.

«Льготные кредиты по приоритетным объектам, увеличение авансов и сокращение сроков оплаты по госзакупкам — отличная мера для поддержки малого бизнеса»

— Хотя надо, конечно, еще посмотреть, как это будет работать, — добавил Станислав Твердохлеб. — Еще хорошо бы обязать банки предоставлять факторинг в любой сделке (отсрочка платежа под процент — Прим. ред.). Это актуально для работы с крупными заказчиками — локомотивами типа ММК, ЧТПЗ, «Мечела», которые платят далеко не сразу — до 90 дней отсрочки. А для малого бизнеса это губительно. Нужно вообще убрать отсрочку платежа из практики ведения бизнеса.

Оборачиваемость денег в экономике — самая сложная и важная задача, особенно в такие трудные времена. Если удастся её разрулить, то можно говорить об эффективности принятых мер, заключил эксперт.

Что еще почитать об экономической ситуации


Столкнулись с проблемами в бизнесе? Не получили обещанную господдержку? Или, наоборот, у вас в кризисных условиях есть успешный опыт взаимодействия с государством? Напишите нам.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления