Повышение цен на обувь, хоть и от отечественного производителя, в будущем неизбежно. Такой прогноз дал генеральный директор «Юничела» Владимир Денисенко. Приводим его мнение об особенностях производства и логистики в этой отрасли, а также импортозамещении и помощи государства.
Работаем ли мы? Работаем и работать будем. И фабрика, и магазины. Фабрика еще в пандемию признана правительством системообразующим предприятием. Но, скрывать не будем, работать в нынешние времена сложно.
Импортозамещение
Все сейчас говорят: «Ну вам-то хорошо, вы российский производитель». Да. Но! С началом спецоперации резко выросли курсы доллара и евро, а у нас порядка 50% материалов и комплектующих для производства обуви — импортные, многие из номенклатуры в России просто не производят. Много лет для производства мы использовали немецкие нитки — лучшие в мире, итальянские клеи — лучшие в мире. И много чего еще — материалы для подошв, фурнитура, межподкладочные материалы, картоны для стелек. Привозили из Италии, Германии, стран Восточной Азии.
«Сейчас ищем варианты импортозамещения внутри России, но всё стало вдвое дороже, даже у российских кожевенных заводов цены выросли на 30–40%»
Это связано с подорожанием химических материалов для обработки и выделки кожи — тоже импортных. Последнюю крупную партию заказали до спецоперации, товар пришел, а растаможивать его нужно уже по новым ценам. Многие предприятия перешли на предоплату и фиксируют цену по курсу доллара на момент покупки. Это очень усложняет работу.
По сути челябинская обувная фабрика сегодня — это своего рода обувная империя, включающая в себя множество производств. Мы занимаемся не только выпуском готовой обуви, но сами отливаем колодки, делаем резаки для вырубки изделий из кожи, сами производим подошву. Такого нет на фабриках Италии или Испании. Но это вынужденная мера. Мы вынуждены это делать сами и шли к этому давно. Но даже при таком раскладе этого недостаточно. Например, мы сами отливаем подошву из термоэластопласта — легкий прочный материал. Но вот гранулы, из которых эту подошву изготавливаем, делают только за рубежом.
Цены
До последнего старались не повышать цены на обувь, но в будущем это неизбежно. Фабрика должна работать, она уже сейчас производит обувь для следующих коллекций, чтобы к сезону обувь была в магазинах по всей России, а значит, нужны материалы и комплектующие — а они уже продаются по новым ценам.
Но цены у нас вполне доступные, особенно на натуральную кожу, мы их ежедневно мониторим, во всяком случае, они точно ниже, чем у конкурентов, которые в первый же день взвинтили всё на 30%.
«Но самое страшное не это, а то, что потребительский спрос падает, люди тратят деньги только на продукты питания и товары первой необходимости»
Запасы предприятия истощаются, как и финансовые резервы, денег на новый оборот не хватает. Главная задача сейчас — сохранить коллектив уникальных специалистов и зарплаты. Поэтому бизнесу, и в первую очередь производственникам, необходима поддержка государства. Более 80% обуви на российском рынке — привозная. Во что будем обуваться?
Мы уже направили в правительство свои предложения, касающиеся социальных налогов и льготного кредитования предприятий. Есть большая надежда, что в ближайшее время эти вопросы будут рассмотрены и решены. В пандемию 2% кредиты на зарплаты сотрудников при условии сохранения численности штата позволили сохранить коллектив.
Согласны с автором?