В Челябинске выросли цены на кофе to go. Бизнес, существующий в формате небольших заведений и торговых точек, был вынужден поднять стоимость напитков на 10–15%. Акции и скидки больше не действуют. И виной тому не только подорожание зерна, но и серьезные проблемы с логистикой, а также дефицит многих сопутствующих товаров — например, тех же стаканчиков и чековой ленты. Разбираемся, останется ли кофе с собой в прошлом.
«+50% как "здравствуйте"»
Владелица двух кофеен Coffee Shiba Валерия Бабушкина говорит, что последние недели живет в режиме антикризисного управления: ищет стаканчики подешевле, некоторые продукты заменяет аналогами, максимально сократила расходы. Но несмотря на всё это, без повышения цен не обошлось.
— Цены на зерно +50% как «здравствуйте»! На кофейной бирже доллар сейчас считается по курсу 180–200 рублей, вне зависимости от реального курса, — рассказывает Валерия. — Это еще терпимо, но мы ведь продаем не только сам кофе, у нас выросли затраты на упаковку на 40%, на расходники — тоже 40%. Мы на днях уже сделали новые цены на меню — подняли некоторые позиции на 10, 20, 30 рублей. Это не для того чтобы сверхприбыль получить, а чтобы примерно ту же самую прибыль иметь хоть какое-то время.
Если раньше средний капучино (350 мл) стоил в Coffee Shiba 135 рублей, то теперь — 165. К тому же Валерии пришлось отказаться от популярной акции «Капучино за 90 рублей», она действовала по утрам четыре года подряд — с момента основания кофейни. А как еще? Кофе в закупе стоит по 2 тысячи за килограмм.
— Чековая лента — отдельная тема. Раньше рулон можно было взять за 20–30 рублей, а сейчас — 100–150, какие-то вообще стоят по 300 рублей, и ее нигде нет даже по этой цене, — возмущается предпринимательница. — А без чековой ленты по федеральному закону мы работать не можем. То есть можно научиться отправлять электронные чеки, но представляете, человек заходит за кофе, а ему нужно вникать в эти тонкости, тратить время. Как выяснилось, в мире работает всего четыре завода по производству чековой ленты, в России — ни одного!
«То пандемия, то теперь спецоперация. Сижу и думаю: "Черт! Я же просто хотела кофе варить и делать людям вкусно, хорошо и уютно"»
«Затянул пояски и хочу переждать»
Коллеги Валерии тоже не в силах сдерживать цены. Основатель кофейни Doza Coffee Сергей Куребеда переписал прайс три дня назад: поднял все напитки на 10%, кухня — пока без изменений. Капучино вместо 180 рублей за 350 мл — 210. Да и бонусы теперь не работают.
— Приложение Poster, с помощью которого начислялись бонусы, было украинское. 1 марта нам закрыли доступ в личный кабинет. Мы не по своей прихоти оставили людей без бонусов, — объясняет Сергей. — Мы ищем замену, но это не быстро. Мы даже не видим те бонусы, которые были раньше, приходится извиняться и разводить руками: это наши новые обстоятельства.
Но прежде всего на работу повлиял ажиотаж: бизнесмены ринулись скупать остатки зерна с оптовых складов и спровоцировали рост цен.
— Это как с сахаром и гречкой. Люди увидели, что цены поднимаются, и начали скупать впрок, чтобы потом втридорога продавать. А чем выше спрос, тем выше цена. Потом появились слухи, что кофе в Россию вообще больше не будет завозиться: одна компания, которая ввозила кофе, заявила о приостановке работы. Но в Россию кофе завозят три компании, две другие продолжат делать это, — успокаивает предприниматель. — В следующем месяце мы будем наблюдать, как спроса на зерно на бирже не будет, цена начнет падать и цена откатится процентов на 30%.
Сергей Куребеда признается, маржинальность его бизнеса сейчас упала до минимальных значений. Раньше прибыльность стаканчика капучино была — 200–350%, а сейчас 100% в лучшем случае, подсчитывает он.
— Я как владелец кофейни затянул пояски, сейчас поднял цены для клиентов на 10%, свел расходы к минимуму и хочу просто переждать турбулентность, — говорит он.
«Партнеров, коллег призываю: не паникуйте, не бегите скупать товар, не создавайте ажиотаж. Всё успокоится, ситуация нормализуется»
«Самое тяжелое — нарушение логистики»
Зеленые зерна кофе в Россию везут из Бразилии, стран Африки. Они поступают в Москву и Санкт-Петербург, оттуда — в крупные города, сначала кофе попадает к крупным компаниям, затем распределятся по небольшим точкам. Обжаривают кофе как в Москве, так и в регионах. В Челябинске есть несколько компаний, которые занимаются обжаркой, одна из них — Kofeop.
— На нашем предприятии падение рынка отражается позже чем, на кофейнях, — говорит директор Kofeop Станислав Антонов. — С поставками действительно есть проблемы. Предприятия по разным схемам работают: есть крупные компании, которые закупают огромными партиями для ритейла, у них всё более или менее хорошо. Есть компании маленькие, работают на минимальной марже и проблем у них будет гораздо больше, потому что, возможно, у них не будет денег на закуп. У многих есть проблема, что цена зерна рассчитывается относительно доллара, а они его покупают в долг с отсрочкой платежа в неделю-две. В текущих условиях они сразу попадают на удвоенную сумму оплаты.
Сейчас Kofeop работает по полной предоплате: поступает заявка от клиента, формируется счет, товар отгружается только после стопроцентного платежа. Это сейчас единственная понятная рабочая схема, считает Станислав.
— Самое тяжелое, что произошло из-за санкций на кофейном рынке, — это нарушение логистики. Сухогрузы, которые везли в контейнерах кофе из Южной Америки в Питер, в начале марта развернули. Они ушли в другой порт. Понимаете, не пришел большой груз зеленого зерна, его везли на всю страну. Образовался лаг в поставке. Его направили через другой порт, сейчас он уже по земле потихоньку идет, но есть задержка.
«Проблема с логистикой — очень серьезная! В этой части сейчас реально требуется помощь государства бизнесу»
Эта конкретная ситуация вскрыла серьезные проблемы, которые в ближайшее время могут затронуть не только кофе, но и вообще весь рынок страны.
— Сейчас занимаемся поиском транспортных компаний России. Компании, которые везут грузы по всему миру, — это Maersk (Дания), MSC (Италия), CMA SGM (Франция) и так далее. Нам точно не хватает российской компании с судами, которая может везти и забирать грузы, нужные нашей стране, — рассуждает Станислав. — Но тут встает вопрос гарантий: кто будет страховать груз? Кто будет выдерживать сроки? Кто будет нести ответственность? Там ведь очень много нюансов.
Что еще почитать об экономической ситуации
смотрим в одной картинке, как за 10 лет подорожала Lada Granta;
в Leroy Merlin и Castorama изменили условия покупки товаров;
разбираемся с экспертами, что теперь делать ипотечным заемщикам;
детское питание резко подорожало, как получить смеси и каши бесплатно;
во что будем одеваться после массового ухода зарубежных брендов из страны;
крупные алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка;