В России могут изменить систему регистрации транспортных средств после купли-продажи. Предложение озвучил глава думского комитета по транспорту, и оно уже вызвало неоднозначную реакцию общества. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассуждает: у реформы есть и явные плюсы, и несомненные минусы. Публикуем его мнение.
Глава комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев предложил реформу регистрации ТС. Это произошло сразу после крайне широко обсуждавшегося предложения Национального автомобильного союза по запрету на постановку на учет машин, которые не были зарегистрированы в десятидневный срок. Мы настаиваем на том, что весь транспорт на наших дорогах должен быть зарегистрирован, и ситуация, когда печатаешь два договора и годами ездишь без регистрации, даже штраф за несвоевременную постановку на учет не платишь, должна уйти в прошлое.
Что предлагает депутат
Прекратить учет можно будет не через 10 дней, а сразу, но только если договор купли-продажи оформлен через «Госуслуги» или нотариуса. Оба метода являются абсолютно экзотическими, люди их не используют. А возможность прекратить учет, отправив обычный договор купли-продажи через «Госуслуги», предлагают вообще упразднить.
«Лично я продал за последнее время три своих машины, ни одна из них на учет не встала»
Ни одна. Зачем? Новым владельцам нравится ездить без ОСАГО и штрафов. Учет я, конечно, прекратил, это заняло 5 минут. Москвичев предлагает в будущем делать это через подразделения ГИБДД. Значит, нужно будет потратить на это два дня минимум: добыть талончик (это практически невозможно, скажем так, с улицы), потом приехать в подразделение. И штрафы нового собственника оплатить или оспорить, причем уже не за 10 дней, а минимум дней за 20, быстрее, без коррупционных рычагов в Москве сделать просто не выйдет!
Это были минусы. Теперь плюсы
Зима прошлого года, Уфимцев приходит на пост главы РСА и выпускает программное интервью, где говорит, что штрафы за отсутствие полиса ОСАГО будут оформлять с помощью камер фотовидеофиксации вот практически завтра. В МВД, как показалось некоторым сторонним наблюдателям, очень не понравилась эта игра страховщиков в «без меня меня женили». Глава ГУОБДД Михаил Черников пишет письмо на сенатора Кутепова перед круглым столом по ОСАГО с позицией, что нужно прекратить требовать полис ОСАГО при регистрации ТС. Затем эта позиция неоднократно повторяется.
Почему она возникла?
«Понятно, что с обществом страховщики общаться и работать не умеют. Похоже, и с ответственными должностными лицами — тоже»
Далее информация о полисах поступает в ГИБДД с задержкой, реальной возможности проверки нет. И, безусловно, логично, что наличие страховки никак не должно быть связано с регистрацией ТС, это теплое и кислое. Наличие ОСАГО надо проверять на дороге.
Понятно, что страховое лобби будет драться не на жизнь, а насмерть. Регистрация — главный драйвер покупки полисов ОСАГО. Без регистрации дорогую страховку с минимальными выплатами будут покупать только самые законопослушные автомобилисты, типа меня с Яном Хайцеэром (вице-президентом Национального автомобильного союза — Прим. ред.). Остальные — просто забьют.
Почему однозначно негативное для автомобилистов событие, выпадение из системы ОСАГО еще миллионов водителей и окончательный откат в каменный век с выяснением на дороге, кто, кому и сколько должен, я называю положительным?
«Система ОСАГО разрушается на глазах, и вот такой ужасный конец, быть может, даже лучше, чем ужас без конца»
Быть может, хоть это заставит страховщиков отказаться от своей сверхприбыли в сегменте ОСАГО и начать работать хотя бы как в Белоруссии, где тарифы ниже, а выплаты выше.
Вот такой пакет предложений от Москвичева. Уверен, что предлагаемые поправки в порядок регистрации транспортных средств нужно менять, оставлять возможность направить сканированный договор купли-продажи для прекращения регистрации. Больше того, надо заставить продавца это делать, прекращать регистрацию автоматически. Начинать отсчет 10 дней, потом действовать по принципу «кто не спрятался, я не виноват» и запрещать постановку на учет. Перекупы, дилеры, мошенники, которые годами ездят без регистрации, должны быть остановлены.
Согласны с автором?