Один из вечных споров между автомобилистами — шипы или «липучка». Екатеринбуржец Стас Шаров много лет предпочитал первый вариант, но в преддверии этой зимы все-таки перешел в другой лагерь. Поводом для колонки стали несколько царапин после паркинга.
По асфальту на паркинге проехал всего один автомобиль. Скорость была меньше 10 километров в час, но, очевидно, водитель чуть активнее поддал газку, оставив череду царапок (они на фото). Всего один. А что если их тысячи в день? «Вода камень точит». Так за зимний сезон или два на всех перекрестках страны, где тормозят и активно разгоняются на светофорах и совершают прочие маневры, протачиваются ощутимые колеи, которые на третий сезон становятся уже опасными для движения, если не восстановить покрытие.
Ну и второй нюанс: весь асфальт, который отковырялся этими царапками, на долгие недели покрывает мельчайшей липкой черной пылью обочины дорог. Пыль при оттепели или посыпании дорог солью смешивается с водой и трудносмываемо налипает на всё вокруг: на стекла, двери, столбы и людей. И разносится равномерно по всему городу.
Да, если тщательно убирать улицы пылесосами и мойкой, грязь «в душе», конечно же, исчезнет, но...
«Но, пока я вижу на дороге эти царапки, сама проблема останется. Решение ее простое: планомерный отказ от шипованной резины»
Да, эта тема сродни религии, и переубедить сторонников шипов практически невозможно. В основном потому, что на кону — безопасность движения. Бытует мнение, что только шипы максимально эффективны на зимних дорогах. Да, это так. Но есть нюанс.
Во-первых, шипы максимально эффективны на льду или накатанном до твердого состояния снегу. На рыхлом снегу, который не позволяет шипам дотянуться до дороги, или на чистом асфальте шипы при экстренном торможении теряют свое преимущество.
Во-вторых — и это, пожалуй, самое важное, — шипы максимально эффективны, когда они есть. Обычно шина теряет шипы уже через пару-тройку сезонов. Я не уверен, что большинство водителей готовы тратить по 15–30 тысяч раз в несколько лет. Поэтому, возможно, ощутимый процент машин вокруг нас ездит с потерянными шипами. И это не плохо. Зимние шины, даже шипованные, имеют очень мягкую резину и прекрасно справляются со льдом и снегом даже с выпавшими шипами.
Проблемы наступают только еще через пару лет, когда резина от времени или износа дубеет. На своих старых шинах я проездил одиннадцать зим. Это плохо. Теоретически на резине старше десяти лет даже техосмотр нельзя пройти. Но я ездил аккуратно, поэтому шипы заметно выпали у меня только на девятую зиму. И даже тогда особой разницы я не заметил.
В этом году, на двенадцатой зиме, я уже при смене колес обратил внимание, что резина стала заметно жестче. И на первом гололеде я это почувствовал при езде. И поменял колеса наконец на «липучку». Она однозначно лучше, чем старая задубевшая резина без шипов! И если уж она как-то справлялась, то что говорить о новых шинах. Да, вероятно, шипы незаменимы на загородном бездорожье или при агрессивной езде по льду. Но в городах и на крупных трассах шипы нужны теперь гораздо реже, чем банальное соблюдение скоростного режима, дистанции и прочих ПДД.
И меня радует, что я всё чаще вижу вокруг «липучку». Уже не только на крупных внедорожниках, но и на легковушках. Недавно даже старенькую «Нексию» видел на «липучке». Именно поэтому если когда-то я хотел, чтобы шипы запретили, то теперь понял — от шипов мы откажемся сами со временем.
«Липучка» удобнее во всем: ее можно менять, не дожидаясь гололеда, на ней не выпадают шипы на рельсах и ухабах, она тише и комфортнее, и, конечно же, от нее гораздо меньше износ дорог на перекрестках и, как итог, меньше липкой черной грязи на лобовом стекле и в наших легких.
Шипы или «липучка»?
В сентябре мы подсчитали, что зимние шины подорожали почти в полтора раза. Переобуваться автомобилисты в Челябинской области в этом году начали в конце октября.