Представьте, что вас взяли на престижную работу – руководителем отдела маркетинга в крупной автокорпорации. И сказали: сделай техническое задание на идеальный городской автомобиль для России. Какие бы качества вы от него потребовали?
Он должен быть сравнительно компактным, не так ли? Но российские города, а особенно дворы, по весне напоминают лунный ландшафт, значит, он должен быть проходимым. Или даже полноприводным. Хорошо, а что с динамикой? Горожане – люди темпераментные, провинциальная сонливость для них нехарактерна, и машина должна быть бодрой, как чашка утреннего кофе. Комфорт? Комфорт должен быть на привычном для жителя мегаполиса уровне, а привык он, конечно, к иномаркам.
Когда мы взяли Nissan Juke на тест, подобные мысли полезли в голову, потому что я почти уверен – именно так он и родился. Создатели попытались совместить в нем почти исключающие друг друга качества, например, приспособленность к ежедневной эксплуатации вместе со спортивной поджаростью, характерной больше для купе.
Поводом вспомнить про Juke стал выход версии Nismo, которая является этаким барельефом его достоинств. Со включенной ESP 200-сильный «Нисмо» едет горячо и стабильно, допуская легкие скольжения, и без труда балансируя на бровке сцепных свойств шин. Отключаем ESP – жара! Сбросив оковы, Juke словно теряет 300 килограммов и на провокацию газом отзывается плавным, пропорциональным заносом, ну прямо карт-переросток. Нужно посильнее? Дави на газ, он охотно поедет боком, пересчитывая косточки ледяных надолбов.
А есть еще особый режим полного привода, 4WD-V (имеется он и у обычного «Джука»), который обостряет повадки машины до предела: ни дать, ни взять, заднеприводная «зажигалка». Juke охотно едет боком, при этом умный полный привод даже с отключенной ESP позволяет контролировать угол заноса. Доступная, пьянящая динамика...
Впрочем, хватит куражиться – в конце концов большую часть времени таким машинам уготована степенная езда по городу. Чтобы лучше понять характер машины, меняем 200-сильную турбоверсию на стандартный, 117-сильный Juke.
Что интересно, по первым впечатлениям «обычный» Juke очень напоминает версию Nismo. Фактически, она просто обострила некоторые качестве базового «Джука», начистила их до блеска, но генетика у машин одинакова.
В городе Juke кайфует – это видно по довольной ухмылке крутобоких крыльев. Кайфует и водитель, потому что высокая посадка и габариты, которые ощущаются, как собственные локти, позволяют ехать быстро, энергично, создавая минимум помех окружающим. Да и какие помехи на машина таких размеров? За счет точного руля сводятся к минимуму погрешность любых движений, и Juke несется вперед, как кавалерийская лошадь. Только что не ржет от удовольствия.
А уж на парковке и вовсе благодать: Juke разворачивает в одним присест там, где иным машинам нужно три, а при сложном маневрировании съеживается вокруг тебя, позволяя без страха и упрека лезть в самые гиблые парковочные дебри. Можно было бы попенять на узковатую абразуру, которую видишь в салонное зеркало заднего вида, да смотреть в него особенно и не нужно – есть камера, которая включается автоматически вместе с задней передачей.
Nissan отличается смелой маркетинговой политикой: так, в середине 2000-х годов марка ушла от традиционных типов кузовов в пользу более функциональных. Так родился бестселлер Qashqai, многофункциональный Note, а чуть позже – городской кроссовер Juke. Пока конкуренты предлагали легковые автомобили В-класса и постепенно уходили с рынка из-за низких продаж, Juke процветал и до сих пор удерживает лидерские позиции в сегменте. Он стал первым автомобилем в классе, и уже потом, с опозданием в год два, начали просыпаться соперники...
Подвеска версии Nismo достаточно жесткая, да и базовый Juke отнюдь не выглядит размазней: кочки отрабатывает сосредоточенно, по-теннисному, в одно касание. Отсутствие вторичных вибраций вызывает понимание у печени и желудка: уж больно они не любят качку. Поэтому Juke при всех его спортивных задатках едет весьма и весьма комфортно,чтобы водитель мог не обращать внимание на качество дорог.
Для этого есть и еще одна причина: просвет в 190 мм, дополненный короткими – почти отсутствующими – свесами. Juke может похулиганить, прыгнув через бордюр, а может использовать свои возможности в мирных целях – благо, весенние дороги бросают вызов чуть ли не на каждом перекрестке. Очень важно, что система стабилизации умеет подтормаживать колеса в случае пробуксовки, поэтому даже моноприводный Juke не теряется на легком бездорожье, вроде снежной поляны или некрутых склонов.
Полноприводные версии рождены не только для убитых грунтовок, но и драйва! Ведь привод у Juke очень хитрый, практически уникальный. Если у обычного кроссовера задние колеса включаются и выключаются одновременно (одной муфтой), то у Juke муфты две – левая и правая. И он может закидывать больше момента на левое колесо или на правое в зависимости от задач. Это позволяет добиться мгновенной реакции на газ в повороте и делает Juke непохожим ни на один известный нам кроссовер, кроме, быть может, BMW X6 и Infiniti FX.
В настоящий момент для Nissan Juke действуют специальные цены – экономия 45-87 тысяч рублей. Так, базовый автомобиль 2013 года выпуска оценивается в 599 тысяч рублей.
Для Juke доступно несколько моторов. Прагматичным людям мы без колебания советуем 1,6-литровый 117-сильный агрегат, который в паре с механикой или вариатором обеспечивает весьма убедительную динамику: все-таки, компактность автомобиля позволяет ему быть на коне даже без лишних «коней». Он дерзит городскому потоку, не пасует и на трассе: надо ли обогнать или просто держать высокий ритм, возможностей мотора достаточно. Версия этого же двигателя, дефорсированная до 94 л.с., адресована тем, кто хочет экономить на налогах.
Есть также Juke с турбоверсиями этого двигателя мощностью 190-200 л.с. Это не просто кроссоверы, это уже помесь оных с горячими хетчами. Они доминируют над потоком машина, а иной раз позволяют оттачивать водительские рефлексы (главное, делайте это на безопасных площадках). Причем даже мощные «Джуки» при активации всех электронных систем едут благопристойно – не нужно переживать, справится ли с такой машиной ваша дама. Но если уж проснулся в душе водительский дьявол, выезжаем на гоночную трассу, отключаем ESP и наслаждаемся повадками, которым позавидует иное купе.
Для пущей убедительности, автомобиль можно настраивать под свой стиль вождения и даже свое настроение. Скажем, помимо отключения ESP, есть два режима работы полного привода – обычный и «драйверский» (4WD-V – Torque Vectoring). Но можно пойти и дальше: специальными кнопками выбрать режим Eco, Normal или Sport, которые меняют алгоритм работы вариатора, ESP (если активирована), полного привода и остроту педали газа. Так, ездить по пробкам в режиме «Спорт» даже утомительно: каждое касание педали газа Juke воспринимает, как выстрел стартового пистолета и потом разочарованно бубнит на высоких оборотах, когда осаживаешь его из-за машин впереди. А вот Eco – самое то для пробок: разгоны становятся мягкими и тягучими, но стоит прижать посильнее, и Juke вспомнит о спортивной закваске: мотор раскрутится до 4000 с лишним тысяч оборотов и вперед! Отпустишь педаль – опять благодать и 1500 об/мин.
Размеры салона у Juke небольшие, но достаточные. Впереди его компактность и вовсе не чувствуется. На втором ряду за счет близкой к вертикальной компоновке сам за собой я сажусь с небольшим запасом по коленям. Багажник объемом 250 литров позволяет разместить ежедневную поклажу, причем частично – в специальном и довольно объемном поддоне, который находится под «фальшполом». Весьма удобное решение: мелочи, которые обычно захламляют полезный объем багажника, можно убрать с глаз долой. Например, бутылку для омывайки (правда, у полноприводных версий поддона нет).
В 2014 году Nissan станет рекордсменом по количество новинок: дебютируют новые Qashqai, Tiida, Pathfinder и потенциальный бестселлер Terrano. Уже доступна абсолютно новая Teana, а Patrol и Juke пройдут рестайлинг. Еще одна модель будет локализована и запущена на заводе в Ижевске – засекреченный седан D-класса (вероятно, Nissan Sentra).
А что до дизайна, которым Nissan расколол аудиторию на любителей и ненавистников… Машины с таким потенциалом (как и люди), не должны теряться в толпе. Кто-то проектирует автомобили, чтобы закамуфлировать личность владельца, смешать его с толпой. Практика показывает, что это самый надежный рецепт, потому что таких людей большинство. Но Juke изначально поставил на нон-конформистов, и не дал слабину нигде: ни в дизайне, ни в интерьере, ни в управляемости…
Было б много денег, подарил бы такой жене и потихоньку ездил сам. Juke – один из тех автомобилей, которые делают тебя моложе и азартнее.
Дилерский центры Nissan автокомплекса «Регинас»
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА