Город Александр Лазуренко, начальник Магнитогорской таможни: «В перспективе даже житель Владивостока, не выезжая из родного города, сможет подать декларацию в Магнитогорске»

Александр Лазуренко, начальник Магнитогорской таможни: «В перспективе даже житель Владивостока, не выезжая из родного города, сможет подать декларацию в Магнитогорске»

В этом году Федеральная таможенная служба отметила юбилей: 20 лет назад, 25 октября 1991 года в РФ был создан Государственный таможенный комитет, который впоследствии был преобразован в Федеральную таможенную службу. Магнитогорская таможня встретила профессиональный праздник вместе со своим новым начальником – генерал-майором таможенной службы Александром Владимировичем Лазуренко.

Какова роль Магнитогорской таможни в Уральском регионе? Что способствует созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности? Какие изменения в работу таможенников принесло создание Евразийского Союза? Об этом и много другом – в интервью Александра Лазуренко сайту Mgorsk.ru.

Александр Владимирович, как вы пришли в таможню? Где начинали службу?

– В детстве я мечтал стать моряком, поэтому после школы поступил в Морскую академию во Владивостоке. Но в 1994 году узнал, что таможенный пост «Аэропорт Кольцово» Екатеринбургской таможни впервые начал оформление и таможенный контроль международных рейсов. А я, еще будучи курсантом Морской академии, неоднократно наблюдал работу таможенников, пограничников и других контролирующих служб. И мне захотелось попробовать себя в этом деле. Так и пришел в таможенные органы.

Где вы служили до назначения в Магнитогорск?

– Послужной список у меня очень длинный. После работы на таможенном посту «Аэропорт Кольцово», который впоследствии был преобразован в Кольцовскую таможню, я перешел на Уральский таможенный акцизный пост, но после его расформирования вновь вернулся в Екатеринбургскую таможню. Вскоре стал там заместителем начальника отдела контроля за доставкой товаров. А в конце 90-х – начале 2000-х в Екатеринбургской таможне был создан специализированный пост по оформлению драгоценных металлов и драгоценных камней «Малахит», и я стал его начальником.

Вы каждый день имели дело с драгоценными камнями?

– И не только. Через нас проходили тонны золота, серебра и изумрудов. После работы на этом посту я понял, что в фильме «Золото партии» не все показано верно. Один из героев, уложив в дипломат четыре слитка золота, легко бежит с ним, что в принципе невозможно, потому что дипломат с таким количеством золота весит больше 50 кг!

Как вы оказались в Магнитогорске?

– В 2000 году я поступил в Российскую таможенную академию по специализации «таможенные платежи и валютный контроль» и в 2002 году перешел в качестве начальника на Орджоникидзевский таможенный пост Екатеринбургской таможни. Это самый крупный в регионе автомобильный терминал.

В 2007 году я стал начальником Ханты-Мансийской таможни, потом был переведен на службу в Уральское таможенное управление на должность заместителя начальника управления – начальника службы федеральных таможенных доходов, а 15 сентября 2011 года был назначен на должность начальника Магнитогорской таможни.

Отличается ли Магнитогорская таможня от любой другой российской таможни теперь, когда отменена граница с Казахстаном? Если да, то в чем ее специфика?

– На мой взгляд, ни одна таможня не похожа на другую, как не похож один человек на другого. Но после отмены таможенного контроля на российско-казахстанской границе Магнитогорская таможня стала внутренней и теперь отличается от многих подобных таможен только спецификой и объемами оформляемого товара и, соответственно, объемами поступающих в бюджет платежей.

После отмены российско-казахстанской границы этот объем у Магнитогорской таможни уменьшился?

– Да, после создания Таможенного союза наши платежи стали меньше. И это объективная ситуация, никак не зависящая от работников Магнитогорской таможни. Проведенный анализ показал, что внешнеторговая активность предприятий, которые находятся в зоне деятельности Магнитогорской таможни, повысилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в три раза.

Правительство пошло навстречу некоторым участникам ВЭД, и было издано постановление, освобождающее от уплаты таможенных платежей за оборудование, поступающее для модернизации производства.

С какими странами торгует Магнитогорск?

– Ведущее место во внешней торговле в зоне деятельности Магнитогорской таможни в январе – сентябре 2011 года занимали Иран, Турция, Италия, Украина, Китай, Германия и Узбекистан. При этом на страны дальнего зарубежья пришлось 87 процентов от общего объема товарооборота Магнитогорска, а это более двух миллиардов долларов, а на страны СНГ – 13 процентов, что составило 310 миллионов долларов США. Импорт составил 16,5 процента от внешнеторгового оборота – почти 400 миллионов долларов, соответственно на экспортные поставки пришлось 83,5 процента от всего товарооборота – два миллиарда долларов США.

Какова ваша основная задача, связанная с развитием Магнитогорской таможни?

– Магнитогорская таможня – одна из лучших в регионе и первая таможня на Урале: в следующем году ей исполнится 25 лет. Коллектив таможни высокопрофессиональный, устоявшийся, поэтому никакой задачи по перестройке чего-либо я перед собой не ставлю. Нужно просто сохранять то что есть и приумножать то, что будет наработано в дальнейшем.

25 октября таможенники отмечали свой профессиональный праздник. Несколько слов о ветеранах Магнитогорской таможни.

– Я еще не со всеми ветеранами успел познакомиться. Но знаю одного из первых начальников Магнитогорской таможни Николая Ивановича Цымбала, который исполнял обязанности начальника таможни в течение 14 лет! На мой взгляд, Николай Иванович – уникальная личность не только в Уральском регионе, но и в целом по России. Я считаю, что становление того коллектива Магнитогорской таможни, который мы имеем сейчас, произошло при нем. Я, к сожалению, не работал с ним, но общался. Это прекрасный руководитель и человек.

Какие изменения произошли в структуре таможенных органов в последние годы?

– Самые большие изменения произошли в связи с созданием Таможенного союза. Ликвидированы ставшие ненужными пункты пропуска и таможенные посты. Соответственно, идет реорганизация и штатной структуры. В дальнейшем к Евразийскому Союзу предполагается присоединение других стран: 18 октября правительством РФ было подписано соглашение о создании зон свободной торговли, в которые вошло большинство стран СНГ.

Интеграция мировой экономики каждый день набирает свои обороты, и Россия не отстает от этих процессов. Реформы будут. Они будут продолжаться. Будет происходить не только слияние подразделений, но и смена их функций. Но пока количество таможен в Уральском федеральном округе – а их сегодня девять – сохраняется прежним.

Какие службы есть в Магнитогорской таможне сегодня? Каково их назначение?

– Таможня – одно из звеньев четырехуровневой структуры таможенных органов. Если говорить в порядке возрастания, то это таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления (в нашей стране они совпадают с федеральными округами) и Федеральная таможенная служба – центральный аппарат в Москве. Основные подразделения таможни – это подразделения таможенного оформления и таможенного контроля, экономического и правоохранительного блоков. Их функции – наполнение доходной части федерального бюджета и борьба с контрабандой и правонарушениями.

С какими службами города сотрудничает Магнитогорская таможня?

– Являясь правоохранительной организацией и выполняя соответствующие функции, мы взаимодействуем со всеми правоохранительными органами: полицией, прокуратурой, федеральной службой по контролю и незаконному обороту наркотиков, ФСБ.

Какое направление является сегодня приоритетным для Магнитогорской таможни?

– Приоритетным была и остается многогранность экономического направления и самое главное – пополнение доходной части федерального бюджета. Не менее важными направлениями я считаю создание благоприятных условий для участников ВЭД и борьбу с незаконным ввозом товара. Особенно с контрабандой особо опасных видов товара – оружия и наркотиков. Мы с этим боролись и будем бороться.

В зону деятельности Магнитогорской таможни входили два автомобильных и железнодорожный пункты пропуска на границе с Казахстаном, и основная доля контрафакта изымалась именно там. Как можно бороться с контрафактом, когда нет границ?

– Сегодня акцент по борьбе с контрафактом перенесен внутрь таможенной территории Российской Федерации. И выявлением контрафакта мы будем заниматься непосредственно в Магнитогорске.

Но ведь искать внутри страны сложнее, чем на границе?

– Естественно. Но наибольшая сложность заключается не в поиске контрафакта, а в том, чтобы довести дело до суда. Контрафактная продукция на рынке есть, и вы ее видите. Однако борьба с контрафактом на внутреннем рынке зависит не только от таможенных органов, но и от других контролирующих органов. В частности, от УВД, а также от активности самих магнитогорцев.

Какие условия считаются благоприятными для участников внешнеэкономической деятельности?

– Основное – это увеличение скорости таможенного оформления деклараций и уменьшение издержек для участников ВЭД за счет перспективных таможенных технологий, информационного обеспечения деятельности таможенных органов и электронного декларирования. За девять месяцев текущего года 27 тысяч таможенных деклараций (91 %), оформлены в электронном виде. По количеству оформленных деклараций мы являемся крупнейшей таможней в регионе.

Карталинский таможенный пост является привлекательным для многих участников ВЭД, зарегистрированных в центральной России, и с точки зрения логистики, и с точки зрения времени: на оформление всех документов здесь уходит всего от одного дня до четырех часов, и, согласно статистике, каждые 12 минут оформляется таможенная декларация.

Проведение разгрузочно-погрузочных работ и хранение товаров, связанное с осуществлением таможенного контроля, сегодня делается выборочно по системе управления рисками, что тоже ведет к снижению затрат участников внешнеэкономической деятельности.

При этом Магнитогорский железнодорожный таможенный пост – единственный пост в регионе, который работает круглосуточно. В перспективе, например, зарегистрированные у нас участники ВЭД смогут оформлять свои товары при помощи «удаленного выпуска». Это новая перспективная технология, которая позволяет жителю, например, Владивостока, не выезжая из родного города, подать декларацию в Магнитогорске.

Какой основной товар поступает к нам в город, а какой мы экспортируем?

– 55 процентов от общего объема импорта в январе – сентябре 2011 года составили машины, оборудование и транспортные средства. Около 50 процентов – ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические приспособления. 0,6 процента – продовольственные товары и сырье для их производства, 0,1 процента – текстиль, текстильные изделия и обувь и немногим более одного процента – товары народного потребления.

98,7 процента от общего объема экспорта составили металлы и изделия из них. Экспорт минеральных продуктов – топливо, нефть и продукты ее перегонки – 0,9 процента. И только 0,1 процента – товары народного потребления.

Евразийский Союз будет расширяться. Как это скажется на Магнитогорской таможне?

– Страны СНГ, которые постепенно будут присоединяться к Евразийскому Союзу, занимают достаточно большой удельный вес во внешнеторговом обороте России. По нашему региону он составляет порядка 60-70 процентов. Поэтому, конечно, происходящие перемены несомненно скажутся на экономических показателях Магнитогорской таможни. Однако я рассматриваю эти перемены как объективные и совершенно правильные. Думаю, что скоро придет то время, когда таможенную декларацию можно будет оформить, не выходя из дома, через Интернет или даже по телефону. Сегодня уже создаются Центры электронного декларирования, которые исключат любые коррупционные проявления.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем