Город Василий Олейников, президент Союза риелторов г. Магнитогорска, директор агентства недвижимости «РиоЛюкс»: «Черных риелторов больше не будет»

Василий Олейников, президент Союза риелторов г. Магнитогорска, директор агентства недвижимости «РиоЛюкс»: «Черных риелторов больше не будет»

" src=

В кабинете Василия Олейникова сразу бросается в глаза фигура спортсмена-бегуна в полный рост. На шее бегуна – внушительная связка медалей. Приглядевшись, я увидела, что это портрет хозяина кабинета. «Подарок коллег», – улыбнулся Василий Олейников, марафонец по своей сути. И в спорте, и в сфере недвижимости.

Василий Петрович, прежде чем анализировать рынок недвижимости, давайте вкратце очертим расстановку сил на сегодняшний день. Участники рынка сегодня – кто они? Что такое Союз риелторов?

– Это организация, которую мы создали около двух лет назад. Я выступил в качестве одного из инициаторов. Сегодня в союз входят агентства недвижимости, наши партнеры. Целей у этого внутриотраслевого объединения было несколько. В первую очередь, это была для нас попытка создать информационную базу, и тем самым облегчить работу риелторам, затем – улучшить качество нашей работы и противопоставить себя некачественно работающим маклерам.

В вашем сегменте рынка всегда существовала жесткая конкуренция...

– У нас сейчас нет конкурентов. И это не потому, что мы, может быть, всех сильнее – нет, вопрос в другом. Теперь стало возможно партнерство, общение. Решение общих вопросов. Раньше этого не было – но и особо жесткой конкуренции тоже, в общем-то, не было. Конечно, были симпатии и антипатии между разными агентствами, но у нас в городе рынок недвижимости отличается от, например, челябинского или уфимского. Я бы сказал, в лучшую сторону – мы все давно работаем и все друг друга знаем. Я вхожу в совет Ассоциации риелторов Южного Урала, и поэтому мне много и часто приходится ездить в другие города. Это действительно так, рынок Магнитогорска всегда был более прозрачным, отношения – более позитивные, а теперь – тем более.

Сейчас во всех сферах бизнеса наблюдается тенденция к объединению компаний, вы по сути влились в нее?

– Мы об этом вообще не думали. И даже не смотрели, что же происходит в городе. Просто было огромное желание упорядочить наш бизнес и вывести его на новый уровень развития.

Ваш союз не входит в общественно-координационный совет по развитию малого и среднего бизнеса?

– Нет. Пока, видимо, наше время не пришло...

Означает ли это, что у вас нет взаимопонимания с властями города?

– Да нет, диалог с властями идет, другое дело, что он временами не так интенсивен, как хотелось бы. Но это, наверное, специфика нашей работы. Конечно, нам предстоит работать в городе и с городом, и такой диалог желателен и, я думаю, неизбежен. Но мы в первую очередь поставили задачи поднять планку собственного профессионализма, чего сейчас и добиваемся. Возможно, в других сегментах рынка общественные объединения носят другой характер. Там, где уже имеются определенные внутренние стандарты, естественно, и вопросы решаются внешнего плана. Но у нас – не так. Сейчас меняется сама сущность услуг по работе с недвижимостью.

Василий Петрович, вы давно работаете в этой сфере? Как вы можете оценить изменения в профессиональных стандартах риелторов?

– Я около 16 лет на этом рынке. Изменения просто глобальные! Причем именно за последние несколько лет. Начать с того, что никаких особых стандартов профессии и не существовало, к риелторам всегда относились с подозрением и некоторым недоверием. Сейчас мы начали работать по формату российской гильдии риелторов – есть свой комитет по этике, отдел рекламы, учебный центр. Кстати, в нем организованы курсы и для новичков, и для опытных сотрудников. Приезжают читать лекции из Москвы, из местных организаций, с которыми мы взаимодействуем, – регистрационной палаты, налоговых инспекций. Раньше о таком и мечтать не приходилось, а ведь все это действительно значительно повышает уровень профессионализма.

Как профессионалы со стажем относятся к идее обучения?

– Неоднозначо. Члены союза риелторов понимают ее необходимость, но, возможно, имеется у некоторых других риелторов негатив по поводу учебного центра, да и работы союза в целом.

С чем этот негатив связан?

– Всегда есть определенная категория людей, которые не желают меняться и расти. Но сейчас финансовая ситуация говорит однозначно: выживет сильнейший. Поэтому мы просто обязаны предоставить нашим специалистам такую возможность.

Всегда считалось, что риелтор – легкая и прибыльная работа, что они просто из воздуха вырезают деньги...

– Да, такое мнение бытовало. И бытует. Но, вы знаете, сейчас так работать никому не удастся, и это хорошо. Сейчас без специального обучения и повышения квалификации ты просто не удержишься на рынке. Буквально три недели назад более 100 человек из нашего города прошли аттестацию в Ассоциации риелторов Южного Урала, это и брокеры, и агенты. Причем я имею в виду не ипотечных брокеров, а именно специалистов по недвижимости высокого уровня, обладающих правом подписи. Причем в Челябинске были сильно удивлены, что сразу аттестовалось такое количество. И я вас уверяю, это была очень серьезная и строгая аттестация. Так что теперь мы работаем по стандартам. Пройдет совсем немного времени, и черных риелторов, наверное, совсем не останется. Хочется в это верить.

Реальный потребитель все равно, я думаю, будет бояться. С виду не поймешь, черный это риелтор или нет. Операции с недвижимостью всегда были рискованны.

– Ну не совсем так, отличить будет возможно. Сейчас начинается такой процесс, как сертификация агентств недвижимости. Так вот, сертификацию получат далеко не все. Необходимо, как минимум, иметь собственный офис, брокеров, иметь довольно большой стаж работы. В Москве уже идет позиционирование такого плана, что риелтор – это аттестованный специалист, а все остальные – маклеры, и со СМИ ведется разъяснительная работа – ведь когда проходят сюжеты о черных риелторах, люди автоматически переносят негатив на всех специалистов. А это неправильно. Мне за профессию обидно.

Василий Петрович, не может оказаться так, что все ваши усилия по повышению профессионализма окажутся, мягко говоря, невостребованными? Ведь кризис не обошел стороной рынок недвижимости?

– Нет, не окажется. Это миф, что рынок недвижимости остановился или останавливался. Ничего подобного. Да, объемы сократились значительно, это связано с ипотечными кредитами. Но и это направление продолжает действовать! Ипотеки ведь выдают, хоть и не в таких объемах, как раньше. Конечно, прогнозировать довольно сложно. Не так давно мы проводили конференцию с представителями банков – они действительно избегают делать какие-то определенные заявления. Но ряд банков продолжает кредиты выдавать.

А какие-то изменения в спросе и предложении на недвижимость кризис принес?

– Да. Одно из таких изменений – возврат на рынок обменных вариантов, «цепочек». Сейчас, когда многие не имеют возможности совершить «чистую» покупку, вновь стали актуальны обмены. Сейчас очень много возможностей для этого, а наши риелторы выстраивать цепочки умеют.

То есть интерес повышенный именно к вторичному жилью?

– Нет, так определенно я бы не сказал. Очень большим спросом пользуется именно первичное жилье, и форум «Новый дом», который проходил в конце октября, это ясно показал. Просто население очень неоднородно, и запросы поэтому разные. Первичное жилье многих интересует. Мы же все привыкли жить в хрущевках, а новые красивые дома, детские площадки, магазины, квартиры большей площади – конечно, это все производит впечатление. Люди стремятся повысить уровень комфорта. Бывает, что человек ищет трехкомнатную квартиру, а в результате останавливается на новой двухкомнатной с большей площадью.

" src=

А застройщики? У всех ведь были собственные отделы продаж, и с агентствами по недвижимости они работали неохотно?

– Не все. А сейчас некоторые из тех, кто не хотел с нами работать, подписывают агентские договоры. Так что и с застройщиками мы активно работаем.

Василий Петрович, пока получается из нашего разговора, что рынок недвижимости стабилен и не пострадал от кризиса?

– Пострадал. Многие агентства закрылись. В Уфе, например, из 200 агентств – 80.

80 закрылось? Так много?..

– Нет, 80 осталось... Но там все эти процессы начались раньше, еще летом. Мы только сейчас к этому подходим. У нас в городе примерно 100 агентств недвижимости, и закрылось уже 30. Многие пробуют работать дома, но это, конечно, сильно повлияет на качество услуг. Я думаю, что «агентства», состоящие из одного человека, могут не выжить.

Съезжают из офисов – арендная плата поднимается?

– Кстати, наоборот. Рынок аренды сейчас чрезвычайно расширен, и у нас в городе, как и в других городах, арендную плату активно снижают. Так что сейчас есть варианты найти помещение в достойном месте по значительно более низкой цене.

А что происходит с нежилым фондом? Спрос есть?

– Особого спроса на коммерческую недвижимость нет, процент продаж сравнительно небольшой.

Кризис? Или рынок в этом отношении перенасытился?

– Мои коллеги из Челябинска недавно впервые в Магнитогорск приехали и были поражены, сколько у нас нежилого фонда. Практически все первые этажи, куча маленьких магазинчиков. Насытить рынок в этом отношении трудно – спрос до кризиса был высоким. Но и сейчас люди склонны менять жилье и дома на коммерческую недвижимость.

Теперь предпочитают в жилье не инвестировать?

– В коммерческую недвижимость вкладываться намного выгоднее.

А земля?

– Землю покупают. Мы тут недавно проводили акцию – земельные участки продавались с проложенными коммуникациями. Так нам полгорода точно позвонило. Существует ведь лестница жилья, начинается она с однокомнатной, потом двухкомнатная квартира – и так далее, вплоть до собственного дома. Люди поэтому и стремятся прикупить землю на всякий случай и потихоньку строиться . Или продавать.

Так все-таки квартиры будут дешеветь? Или дорожать?

– Значительного изменения цен все-таки вряд ли имеет смысл ожидать...

Василий Петрович, вы много времени работе уделяете?

– Очень. Я очень, очень люблю свою работу. Никаких сезонных спадов у меня не бывает. Если себя не настроить, что летом все отдыхают, то много работы и летом. Тем более что сейчас общественной работы прибавилось очень много. Так что я в офис приезжаю к 8 утра – и до поздна.

А отдых?

– А отдых – это спорт. Марафоны. Мне повезло с коллективом, с союзом риелторов, с компанией спортсменов, с которыми участвуем в марафонах, с семьей. А когда тебя окружают хорошие люди – все в радость.

Столько медалей... Вы давно участвуете в марафонах?

– На лыжи встал года в три. Так что давно. Летом – марафоны, зимой – лыжные забеги.

Я за год участвую в пяти марафонах. Это и Омск, и Москва, и Зеленоград, и Финляндия, и Черногорье. Это потрясающий эмоциональный заряд дает. Ну и с семьей стараюсь проводить время, увлечение жены поддерживаю – она разводит розы.

Марафоны, видимо, настраивают на длительную работу?

– Несомненно. Я стараюсь поддерживать свою активную жизненную позицию. Пока темп выдерживаю. Впереди дел еще очень много. Кризис пройдет, и рынок недвижимости выйдет на качественно новый уровень.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем