Город Валентин Романов, президент Магнитогорского государственного университета: «Любой начальник по гроб жизни должен оставаться пионервожатым»

Валентин Романов, президент Магнитогорского государственного университета: «Любой начальник по гроб жизни должен оставаться пионервожатым»

" src=

В кабинете Валентина Федоровича до сих пор висит портрет Ленина. Снимать его никто не собирается. Портрет – не причуда, а символ. Двадцать лет изучавший научный коммунизм, Романов и поныне убежден, что у большевиков было чему поучиться. И вопреки всему в начале девяностых ему удалось создать у себя в вузе островок социализма посреди тогдашней рыночной дикости. Вуз не захлебнулся в передрягах девяностых. Они словно бы пошли ему на пользу. Из заурядного в общем пединститута тогдашний МГПИ превратился в МаГУ, в классический университет с тринадцатью факультетами, с прекрасной учебной базой… Но настало новое время. И вопросам несть числа.

На дворе первое сентября, народ идет учиться. А куда, на ваш взгляд, идет сама российская система образования?

– Одному Богу известно, куда она сейчас идет! Ясно одно, что нельзя было коммерциализировать все подряд, в том числе и вузовскую систему. Федеральные власти пытаются сегодня навести кое-какой порядок. Аттестацию высших учебных заведений стали проводить строже. Филиалы, липовые подразделения отдельных вузов закрывают.

Легко ли было МаГУ адаптироваться в условиях перехода на уровневую систему образования?

– По главным своим параметрам наш вуз входит в число ведущих университетов в России. Так что нам не страшны никакие реорганизационные передряги. Мы максимально подготовились к переходу на уровневую систему образования: и содержательно, и организационно, и технически. Еще три года назад у нас открылось отделение бакалавриата по специальности «Бизнес и информатика». В этом году специальностей уже двадцать.

Ваше личное отношение к переходу на уровневую систему?

– Это для меня не драма, не трагедия, а в определенном смысле объективная необходимость адаптации российской высшей школы к условиям западно-атлантического рынка. А наша дальнейшая задача – оптимизировать и перестроить учебный процесс так, чтобы наши бакалавры по глубине, широте и качеству знаний смотрелись не хуже любых специалистов с высшим образованием зарубежного и отечественного образца.

Развитые страны мира – такие как США или Япония – провозглашают идею всеобщего высшего образования…

– Идея всеобщего высшего образования – это реализованная мечта человечества об истинной справедливости и цивилизованности. К этому и Россия в недалеком будущем придет. Лет через 10-15.

Но сейчас Россия движется по иному пути, сокращая число вузов. К чему это приведет?

– Нельзя заранее упрощать и дискредитировать ожидаемую вузовскую реформу. Учреждения высшей школы будут дифференцированы по федеральной, региональной, отраслевой принадлежности. Появится новый тип учебных заведений с максимальной финансово-экономической самостоятельностью, автономные некоммерческие учреждения.

Что вы думаете о грядущем переводе школ на нормативно-подушевую систему финансирования? Ждет ли это вузы?

– Стремление власти приподнять материально-финансовую планку всех категорий «просвещенцев» похвально. Во что это выльется – жизнь покажет. А кардинальной ломки не будет. Ни одна власть на это не пойдет.

Как вам современная магнитогорская молодежь, особенно студенческая?

– В нашем университете все обращают внимание вот на что. На этажах нет ни одной урны, но при этом нигде ни бумажки, ни окурка. Вот вам и показатель! Молодежь у нас замечательная в основной массе своей! Ее надо просто любить, помогать, защищать, иногда корректно поправлять – и она обойдет старшее поколение.

Помню бесплатные обеды в студенческой столовой тогда еще МГПИ…

– Ну, бесплатные обеды – конечно, уже прошлое. Возврат к этому невозможен. Сейчас наша главная задача – дать возможность ребятам совмещать учебу и работу. Ведь почти 90% студентов нашего дневного отделения работает.

Как вы ощущаете себя в новом статусе президента?

– Должность сама по себе искусственная. Но так уж сложилось, что я был и остаюсь неформальным лидером коллектива. Я отвечаю за судьбу МаГУ не по долгу, а по совести. Мои двери, как и прежде, открыты для любого студента. Все нужные ребятам справки я стараюсь подписывать лично. Вообще, я думаю так: любой начальник по гроб жизни должен оставаться пионервожатым.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем