MGORSK
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+14°

ясная погода, без осадков

ощущается как +11

3 м/c,

южн.

737мм 54%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Город Анас Фатыхов, директор станции детского и юношеского туризма и экскурсий Магнитогорска: «Развивать детский туризм нужно на базе каждой школы»

Анас Фатыхов, директор станции детского и юношеского туризма и экскурсий Магнитогорска: «Развивать детский туризм нужно на базе каждой школы»

Как многие мальчишки и девчонки, Анас Фатыхов увлекся туризмом еще в школе. Учась в 9 классе, он любил рассматривать карту Челябинской области, находить различные населенные пункты и мечтал, став взрослым, обязательно пройти по всем этим городам. Однако после окончания педагогического института его сразу назначили директором школы в Молживе, и времени на походы не осталось. Потом был исторический факультет и еще одно – экономическое – образование. И лишь спустя годы Анас Галимович стал заниматься тем, что любил с детства.

Как время повлияло на детско-юношеский туризм? Какие задачи сегодня стоят перед ним, есть ли у него будущее? Об этом мы беседуем с директором станции детского и юношеского туризма и экскурсий Анасом Фатыховым.

Анас Галимович, вы так и не осуществили свою детскую мечту попутешествовать по городам?

– Осуществил, но в более глобальном масштабе. До призыва в армию я был комиссаром стройотряда, работая в самых разных городах Советского Союза, а в армии оказался в автомобильных войсках и опять же ездил по стране. За два года побывал на Сахалине, в Ташкенте, в Ставропольском и Краснодарском крае, в Астрахани, в Волгограде, в Саратове… А в 1996 году, став преподавателем истории в МаГУ и в Реальной школе, начал водить детей в походы, заниматься с ними исследовательской и краеведческой деятельностью. Работы ребят до сих пор хранятся у меня – такие они интересные. Но однажды товарищ по институту уговорил меня устроиться по совместительству на станцию туризма, директором которой был в то время Сергей Талызов. Вместе с Сергеем Николаевичем мы получили лицензию и открыли в нашем городе институт туризма. К сожалении, в 2012 году его закрыли как частный вуз, однако к тому времени я уже девять лет работал директором магнитогорской станции детского и юношеского туризма.

Чем интересны работы ваших воспитанников, что вы их так долго храните?

– В 1996 году в школах ввели экзамен по выбору, и многие ребята начали записываться на историю, в том числе в Реальной школе. Многие ученики даже писать хорошо не умели, ведь такие школы еще в царские времена предназначалась для малограмотных детей в целях получения ими профессии. У нас учились дети с 8 по 11 классы и получали профессии пожарного, милиционера, секретаря-машинистки и швеи-мотористки. Благодаря доброжелательной обстановке наши хулиганы и двоечники в походах и сплавах оттаивали. А перед экскурсией по городу я давал им задания, говоря: «История пишется ежедневно, ежеминутно, ежесекундно.

Мы с вами знаем ее как историю революций и войн, строительства капитализма и социализма, а ведь есть еще истории вещей и ежедневных событий. Возьмите карандаш, у него есть своя биография, у телефона – другая, у очков – третья. А теперь давайте посмотрим на наш родной город. На первый взгляд, это обычный рабочий поселок, но если посмотреть на него внимательно, то можно написать историю его архитектуры, которая начиналась с брезентовой палатки и бараков, а потом прожила переплетение всех стилей мировой культуры». В результате у детей просыпался интерес к своему городу, и они начинали путешествовать по нему с целью изучить архитектуру. То же было и с транспортом. Стоило им сказать, что Магнитогорск – единственный город в Советском Союзе, перевозки в котором начинались с импортных автомобилей – грузовых «мерседесов», которые базировались на левом берегу, как они с интересом начинали изучать историю транспорта. Вы знаете, как у нас появился первый автобус? Рабочие-строители Магнитогорска обратились с письмом к Калинину. В результате нам из Москвы прислали четыре автобуса «уточки» с водителями и кондукторами.

А что вам больше всего запомнилось из ваших детских походов? Что благодаря этому можете передать своим ученикам?

– Я учился в 43-й школе. Своих учителей у нас не было, они приезжали из города. Они же водили нас в походы. Нашим излюбленным маршрутом был Куйбас. Родители надевали на меня стеганую телогрейку, клали в вещмешок молоко, хлеб, лук и яйца, и мы колонной шли от школы через завод в лесопосадки или в село Кусимово в Абзаково. Кроме того, я посещал фотокружок при Доме пионеров, с которым мы каждые выходные выезжали на фотосъемки либо в Космакты, либо на Соленое озеро. На уроках ботаники много читали о природе, но только в этих походах я узнал, что такое гербарий, и понял, что растительный мир очень разнообразен. Учеников Реальной школы я водил по тем же маршрутам, по которым сам ходил в детстве. И здесь, на станции, мы уже много лет подряд ходим с детьми в Кусимово, останавливаясь в очень красивом месте у ручья.

А водные маршруты у вас предусмотрены?

– Конечно, но только по Белой, так как эта река самая безопасная для сплавов. В отличие от Инзера, Зилима и Нугуша, которые бывают очень бурными в апреле и получают в это время пятую категорию сложности, Белая имеет невысокое течение – всего три-четыре метра в секунду. На быстрые реки ходят только наши педагоги для повышения своего мастерства.

Как изменился туризм за последние 20 лет? Он чем-то отличается от того, что было в вашем детстве?

– Да, отличается. Раньше он был массовым, а сейчас им занимаются в основном подростки из неблагополучных семей. Сегодня большинство детей стремятся отдыхать комфортно. Как-то в одной из групп у нас произошел конфликт. Путевки наши очень дешевые, а все оборудование – палатки, спальные мешки, катамараны, рюкзаки. Остальное выдается бесплатно. Оплачиваются только продукты и проезд, а вся лесная жизнь строится на самообслуживании. В тот раз мы, как обычно, привезли детей на место сплава, и все начали собирать катамараны. А два мальчика сидят и смотрят, как все работают. Ладно, сели мы на весла, поплыли. Они задают вопрос: «А кто будет грести? Мы отдыхать приехали!» Так ведь грести и любоваться природой – разве это не отдых? Начинаем обед готовить, кто-то идет за хворостом, кто-то разводит костер, кто-то несет воду, кто-то чистит картошку… Они сидят: «Мы деньги заплатили. У вас должны быть повара». Но ведь лес – это не Турция, здесь действует специальная образовательная программа. Пришлось объяснять им, что в самодеятельном туризме нет обслуживающего персонала, все нужно делать самому. Здесь, на природе, молодые люди учатся взаимовыручке и ведению текущих общественных дел осваивая профессии, которые используются в походе. Для этого необходимо каждый день побывать в какой-либо роли. Уже на следующий день юноши вызвали родителей и уехали.

А вот детям из простых семей в походах очень нравится. Здесь присутствуют душевные отношения и определенная свобода. В городе этот ребенок ведет себя как бандит, иной раз хочется его поймать и отшлепать, но приезжает он в лес и преображается. Он все готов сделать. Мы только вышли на берег, а он уже сходил в лес за хворостом, костер развел и бежит получать продукты. В лесу нередко открываются таланты, которые в городе не востребованы. Дома все привыкли думать, что этот ребенок беспробудный двоечник, бесталанный человек, а в походе как-то вдруг оказывается, что он хорошо поет, или играет на гитаре, или прекрасный массовик-затейник, или артист. Но неправильно думать, что дети из состоятельных семей все такие, как те два подростка. Иной хорошо воспитанный ребенок становится примером для остальных детей.

Если же говорить о детском туризме как о системе, то во времена Советского Союза выделялись деньги для того, чтобы дети рабочих могли съездить в Ленинград, в Киев, работала туристическая экспедиция «Моя Родина – СССР», перед которой была поставлена задача, чтобы каждый ребенок побывал в столице своей Родины – в городе-герое Москве. Сейчас этого, как и многого другого, нет.

Но, думаю, сейчас уже никто не пойдет в поход с вещмешком.

– Конечно. Раньше на чем сплавлялись? Либо на плотах, либо на баллонах, связанных между собой, а вместо весел использовались багры. Сейчас их заменили красивые катамараны, нарядная экипировка, вместо лука и картошки берем с собой сгущенку, тушенку, фрукты… Да и сами маршруты стали гораздо интереснее. Если мы сплавляемся по Белой, то обязательно посещаем Капову пещеру, а иной раз и Сказку. Дети же везут с собой не фотоаппарат «Смена», а самую разнообразную и при этом качественную технику. Хотя, надо сказать, раньше, имея при себе всего 36 кадров, мы бережно к ним относились, поэтому все снимки получались постановочными и очень содержательными.

Какую основную задачу ставите перед детьми, когда ведете их в поход?

– Изучение родного края. И вторую – научить наших урбанизированных детей выживать в естественной природной среде. Человек всегда должен уметь действовать в экстренных ситуациях при помощи веревки и карабина.

С какого возраста современные дети занимаются туризмом?

– С шести. В это время они получают начальные знания и первые представления о туризме. Правда, введенная недавно система двойной оплаты сегодня не позволяет нам выходить со своими занятиями на детские сады.

Какие виды туризма доступны для таких маленьких детей?

– Только пешеходно-экскурсионный протяженностью до трех километров. Как правило, это выход в лесопосадки, расположенные по окраинам города, на родник в стороне Молжива, выезды на Банное и Соленое.

А с какого возраста ребята начинают осваивать серьезные маршруты?

– С 12 лет. Пятиклассники – самый любопытный возраст. Но они же и самые шебутные, поэтому в первые два дня преподавателю приходится быть предельно изобретательным. На третий день природа словно открывается перед детьми, и им все вокруг начинает нравиться.

Кто те волшебники, что выдерживают все испытания свободным детским коллективом?

– Это наши педагоги. Вот только их очень мало – из 58-ти после оптимизации осталось всего 14, да и среди них только четверо – мужчины. При этом женщина не может все лето проводить в походах, а если у нее есть ребенок до 14 лет, то я и вовсе не имею права ее в лес отправлять.

И все-таки наверняка есть те, кто не смотрит на подобные запреты.

– Например, А.В. Белова, заместитель директора и методист. Она пришла на станцию по направлению в качестве медицинской сестры, когда ей было 26 лет, да так полюбила туризм, что водила школьников в походы, даже когда ее собственным детям было меньше, чем по пять лет.

Евгения Дробот 17-летней девочкой пришла в туристский клуб «Веселые ребята» на Березках. Сегодня ей уже больше 70-ти, но она по-прежнему работает.

Сколько клубов объединяет станция?

– Еще недавно их было восемь, сегодня осталось четыре. При этом все походы с нового учебного года должны стать платными. К сожалению, мы не выдерживаем конкуренции с алкогольными, табачными и наркобаронами.

Какие направления сейчас действуют на станции туризма?

– Оно одно – это краеведение. Либо это поход с краеведческим заданием, либо исследовательская экспедиция. Большинство детей хотят быть туристами-водниками, но мы готовим и туристов-инструкторов, и туристов-проводников. Мальчишек последнее привлекает больше, так как это уже предпрофессиональная подготовка, после которой они могут работать в МЧС. Но в этом году мы смогли принять только 900 детей по сравнению с обычными 200.

Проводятся ли общие для всех клубов мероприятия?

– У нас проходит большое количество традиционных праздников и 14 ежегодных городских соревнований. Каждый учебный год открываем учительским слетом. Очень нравится детям спортивная игра «Дневной дозор». Зимой перебираемся в залы, где проводим состязания по туристской технике, викторины для знатоков родного края и месячник оборонно-массовой работы. В апреле начинаются соревнования по различным видам туризма: по технике пешеходного туризма памяти Лиханова, велотуризму, туристскому многоборью, горному и водному туризму. Завершается наш учебный сезон городским туристским слетом, которому в этом году исполнилось 60 лет. Участвуем мы и в областных соревнованиях. Например, Кристина Улановская, ученица 7 класса, в прошлом году заняла первое место по области в спортивном ориентировании. Она прекрасно ориентируется на местности, отлично читает карту, мгновенно определяет азимут. В течение всего года педагоги разрабатывают различные экскурсионные и научные работы. Среди них есть призеры областного и даже российского уровня.

У вас ведь и музеи есть?

– Да, у нас их два. Один принадлежит поисковому отряду «Рифей», участники которого уже в течение 20 лет ездят на вахты памяти, ищут и хоронят останки бойцов Великой Отечественной войны. Второй – этнографический. В пошлом году мы открыли детское экскурсионное бюро, чтобы рассказывать детям о памятниках, улицах и архитектуре их родного города.

Каким вы видите будущее детско-юношеского туризма?

– Если развивать детский туризм, то делать это нужно на базе каждой школы, чтобы учитель ОБЖ, истории, географии или любой другой был куратором этого направления и мог создать школьный актив по данному направлению. А городская станция туризма должна стать для них ресурсно-методическим центром. Захотел учитель сводить детей в поход, пришел к нам и получил все необходимое оборудование вместе с нашим инструктором. Сводил детей в поход и, глядишь, стал глубже разбираться в истории родного края. Тогда и дети его лучше поймут.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем