MGORSK
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+10°

ясная погода, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

южн.

738мм 67%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Город Полина Касымовская, руководитель юрклиники магнитогорского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ: «Найти работу по душе – одна из главных жизненных удач»

Полина Касымовская, руководитель юрклиники магнитогорского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ: «Найти работу по душе – одна из главных жизненных удач»

Уже в детстве Полина Петровна знала, что будет юристом. Для нее не существовало проблемы выбора, ведь жизнь ее отца, Петра Касымовского, тоже была связана с этой профессией. Имея большой опыт практической юридической работы, Полина Петровна в своей преподавательской деятельности старается внедрять передовые и совершенствовать существующие формы и методы обучения юриспруденции. Именно поиск эффективных моделей обучения практическим навыкам студентов-юристов и привел к выводу о необходимости создания юридической клиники в магнитогорском филиале РАНХиГС при президенте РФ.

Касымовская Полина Петровна

Что такое юридическая клиника и кому она нужна? Чем могут помочь студенты-юристы? Как руководство Магнитогорска оценивает их работу? Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем юридической клиники магнитогорского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Полиной Касымовской.

– Полина Петровна, что такое юридическая клиника? Когда впервые появился этот термин?

– Впервые термин «юридическая клиника» в 1855 году использовал профессор Казанского университета Дмитрий Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, – писал Мейер, – имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу». В этой же статье он отметил, что им самим была устроена юридическая клиника, куда частные лица являлись за советами, которые давал сам профессор в присутствии студентов.

В конце 19 века термин «юридическая клиника» стал широко известным в связи с обсуждением вопроса о преподавании права в России. Так, профессор А. О. Люблинский в своей статье «О юридических клиниках», опубликованной в «Журнале Министерства юстиции», отмечает недостатки отечественного юридического образования как исключительно теоретического. Он предлагает устроить при медицинских факультетах и академиях клиники, «где учащиеся разбирали бы под руководством профессора не вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали бы непосредственную юридическую помощь нуждающимся в том лицам, занимаясь живыми, не разрешенными еще делами». Кстати, именно профессор Люблинский сформулировал основные требования клинического обучения: бесплатный характер оказания услуг, требования к квалификации и опыту практической деятельности руководителей, допуск к обучению в клинике студентов, ограничение видов оказываемой помощи и т. д.

– Что сегодня представляют собой юридические клиники и как ведется работа в юридической клинике магнитогорского филиала РАНХ и ГС?

– В настоящее время юридические клиники получили весьма широкое распространение. Они создаются на базе высших учебных заведений с целью правовой помощи, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Достоинства юридических клиник очевидны: они приносят пользу как студентам, дающим консультации, так и их посетителям – гражданам, зачастую относящимся к категории малообеспеченных.

Юридическая клиника сегодня – это участник негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Будучи им, она стремится поддерживать качество своей работы на высоком уровне. Это позволяет, с одной стороны, готовить более квалифицированных специалистов в области юриспруденции, а с другой – оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам.

Юридическая клиника магнитогорского филиала РАНХиГС при президенте РФ была основана в ноябре 2011 года с целью получения студентами направления «юриспруденция» профессиональных практических навыков юридической деятельности, закрепления теоретических знаний, полученных в ходе изучения правовых дисциплин, выработки у них необходимых профессиональных навыков. Бесплатная юридическая помощь гражданам и общественным организациям оказывается здесь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Причем консультации в юридической клинике дают только студенты старших курсов и только под контролем преподавателей.

2012-2013 учебный год

– Какую юридическую помощь оказывают студенты-юристы?

– В юридической клинике мы объединяем условные игровые ситуации и работу с реальным клиентом, организовываем выездные юридические консультации по запросам общественных организаций, а также принимаем участие в правовом просвещении населения Магнитогорска в ходе проведения семинаров по различной правовой тематике. Полагаю, что именно практика работы с реальным клиентом создает более полное представление о профессиональной деятельности юриста. При этом одна из основных задач студента – уметь не только анализировать законы, но и соотносить факты реальной действительности с юридической нормой.

Немаловажное значение имеет и то, что в процессе проведения консультаций в юридической клинике студент учится налаживать контакт с клиентом, отличать реальные факты от их интерпретации клиентом, отрабатывает навыки ведения дел от момента первичного интервью до сдачи дела в архив. Любой юрист должен грамотно выполнять определенные виды работ с документами, налаживать профессиональное взаимодействие с организациями и органами, осуществляющими правовую деятельность, владеть навыками общения и взаимодействия с клиентами, уметь осуществлять организацию и планирование различных видов профессиональной деятельности. Именно этому и учит наша юридическая клиника.

Юридическая клиника МФ РАНХиГС оказывает бесплатную юридическую помощь (в том числе в составлении жалоб в прокуратуру РФ, исковых заявлений и заявлений в суды общей юрисдикции РФ) по различным отраслям права: трудовое, гражданское (в том числе жилищное), семейное, налоговое, наследственное, административное право, право социального обеспечения и исполнительное производство.

– Как организованы учебный процесс и прием посетителей в вашей юридической клинике?

– К работе в юридической клинике привлекаются студенты старших курсов под руководством преподавателей, являющихся специалистами по соответствующему направлению деятельности клиники. На первом этапе студенты получают теоретические знания в сфере анализа и подготовки дел к разбирательству, внесудебного урегулирования, проведения переговоров, техники оказания консультативной помощи, разработки нормативных, управленческих и служебных документов, проведения их правовой экспертизы. Только после освоения теоретической части студенты приступают к практической деятельности – юридическому консультированию реальных клиентов.

Несмотря на то, что в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи» перечислены категории граждан, кому юридическая помощь оказывается бесплатно, наша юридическая клиника помогает каждому лично обратившемуся. При этом запись на юридическую консультацию осуществляется по телефону: 23-34-73. Если правовая проблема обратившегося подпадает под те отрасли права, по которым юридической клиникой оказывается помощь, диспетчер регистрирует заявку. Для этого клиенту необходимо сообщить свои фамилию, имя, отчество, адрес и контактный телефон, краткую информацию о существе правовой проблемы, а также иную информацию по просьбе сотрудника консультации. Диспетчерами в данном случае являются сотрудники центра правовой информации «Библиотека Крашенинникова» Магнитогорска, так как прием граждан ведется в их помещении.

Консультирование клиентов, обратившихся в юридическую клинику, производится не менее чем за две встречи. В исключительных случаях, если вопрос не представляет сложности для студента-консультанта и на это получено согласие педагога-куратора, гражданин может получить консультацию при первой встрече. Однако по делам, требующим более продолжительного периода рассмотрения, срок консультирования может быть увеличен. Первая встреча назначается диспетчером в момент обращения граждан и представляет собой подробный рассказ обратившегося о правовой проблеме студенту-консультанту. На первой встрече гражданин передает студенту-консультанту копии документов, необходимые для разрешения дела. Вторая встреча, в ходе которой гражданину непосредственно оказывается правовая помощь, назначается студентом-консультантом после согласования ее времени с обратившимся человеком. В случае возникновения вопросов, требующих дополнительного времени для подготовки, по усмотрению студента-консультанта назначаются последующие встречи.

Таким образом, качество правовой помощи обеспечивается особой системой подготовки студентов, а также контроля со стороны куратора-педагога.

– С какими вопросами магнитогорцы обращаются чаще всего?

– С самыми разными. Например, как написать заявление о взыскании алиментов? Что делать, если решение суда о взыскании алиментов уже есть, а алименты так и не выплачиваются и на момент обращения к нам уже существует огромная задолженность по выплатам? Как получить положенные по закону и взысканные по решению суда эти самые алименты? Множество вопросов связано с наследством: как правильно составить завещание, в каком порядке наследуют наследники, как получить наследство, если срок для его принятия пропущен и т. д. Трудовое право, взыскание долгов, защита прав потребителей и множество других.

мозговой штурм

– Какие еще методы вы используете в работе юридической клиники?

– Клиническое обучение – это интерактивное обучение через практику. Оно включает в себя мозговые штурмы, семинары, деловые и ролевые игры, тренинги, имитации профессиональных процессов, формы особого взаимодействия с преподавателем в работе по конкретным правовым проблемам (консультации и рабочие совещания с кураторами) и многое другое. С самого начала мы сочетали и использовали различные методики, в разработке которых принимали активное участие и сами студенты-клиницисты.

Так, в 2011–2012 учебном году нашей студенткой Натальей Богатыревой совместно с педагогами была разработана деловая игра для старшеклассников «Гражданином быть обязан». Первый раз мы со студентами провели ее в агаповской средней школе. Получили огромное удовольствие и от подготовки, и от самой игры. В дальнейшем она успешно проводилась в школах Магнитогорска при непосредственном участии самой Натальи.

В том же учебном году студенткой Ксенией Скобеевой по запросу общественной организации «Многодетство» был разработан и проведен семинар по теме «Правовое регулирование многодетных семей в РФ». Студенты приняли активное участие в проведении семинара, показали умение работать в команде, сплоченность, неравнодушие к проблемам, с которыми сталкиваются многодетные семьи. Конечно, было непривычно, что на семинар пришли люди целыми семьями, с ребятишками, многие мамочки уже на больших сроках беременности, что также добавляло определенные трудности. Но наши студенты с блеском справились со всеми задачами.

Для старшеклассников Магнитогорска уже второй год подряд при поддержке городского управления образования проводятся семинары по теме «Юридическая ответственность несовершеннолетних лиц». Активное участие в проведении этих семинаров принимают студенты юридической клиники Е. Неясова и В. Первушин.

Таким образом, помимо консультационной деятельности наши студенты-клиницисты занимаются проведением семинаров по различной правовой тематике.

– Такая серьезная нагрузка на студентов не мешает их учебе?

– Опыт нашей работы показывает, что они начинают учиться еще лучше, так как убеждаются в практической целесообразности получения глубоких системных теоретических знаний. В юридической клинике им удается отшлифовать их и преобразовать в умения и навыки! Бесценный практический материал, наработанный на консультациях, студенты с успехом используют в своей научной деятельности. Во время подготовки к консультациям им приходится анализировать большой объем нормативной литературы, просматривать огромное количество судебных решений по подобным вопросам, что, в свою очередь, приводит к накоплению знаний и желанию высказать свое мнение по той или иной проблеме. А это и есть повод для написания научной статьи!

19 апреля 2012 года студенты нашей юридической клиники приняли участие в V юридическом форуме Южного Урала, посвященном теме «Модернизация права: тренды, опыт развития профессиональных практик». Форум проходил в Челябинске. Наши студенты активно работали на круглом столе «Проблемы реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи». Закон на тот момент действовал всего лишь три месяца. И когда на круглом столе объявили круг обсуждаемых вопросов, глаза у наших студентов загорелись. Оно и понятно, ведь у них уже был наработан опыт, и они смогли не только принять непосредственное участие в работе круглого стола, но и высказать свои предложения.

Зимой 2013 года наши студенты приняли участие в выездном семинаре, посвященном проектированию деятельности и развитию юридических клиник, проводимом в доме отдыха «Березки» на озере Банном. Здесь студенты успели не только отлично поработать на семинаре, но и замечательно отдохнуть.

Интервьюирование (Рябова Алена и Пудовикова Алена)

– Как руководство Магнитогорска оценивает работу вашей юридической клиники?

– В восприятии юридических клиник на первом плане всегда будет стоять их социальная роль – оказание юридической помощи тем гражданам, кто по независящим от них причинам не в состоянии оплатить дорогостоящие услуги квалифицированного юриста. Это обстоятельство учитывается органами государственной и муниципальной власти.

Так, 29 мая 2012 года в большом зале правительства Челябинской области состоялся круглый стол по теме «Мошенничество в отношении граждан, связанное с жильем», в котором приняли участие заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов, а также представители региональной прокуратуры, Главного следственного управления МВД РФ по Челябинской области, представители администраций Челябинска, Магнитогорска, Миасса, члены Общественной палаты области и т. д. В рамках работы круглого стола помимо обсуждавшихся вопросов был заслушан доклад руководителя юридической клиники магнитогорского филиала РАНХиГС о результатах оказания бесплатной юридической помощи населению Магнитогорска, изучен опыт взаимодействия с органами муниципальной власти и правоохранительными органами. Участниками круглого стола в резолюции была дана высокая оценка деятельности нашей юридической клиники, а также высказаны рекомендации использовать накопленный опыт.

Работа нашей юридической клиники получила высокую оценку и со стороны администрации города Магнитогорска, о чем свидетельствуют благодарственные письма главы города за активное участие в повышении правовой культуры молодежи и оказание правовой помощи жителям города в адрес наших студентов-клиницистов: Д. Побелянского, К. Скобеевой, О. Сапуглицевой, Е. Крячко, Е. Неясовой, В. Милова, В. Первушина и Н. Богатыревой.

И все же мы только начинаем, взят хороший старт в работе, и теперь важно развивать деятельность юридической клиники. Мы в самом начале замечательного и интересного пути, идя по которому, ребята со студенческой скамьи начинают себя реализовывать и приносить пользу людям. Успех нашей клиники – это успех объединения всех ресурсов вуза для расширения возможностей повышения качества профессионального обучения, которое в ХХI веке осуществляется на основе компетентностного подхода.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем