В школе Елене Косенко больше всего нравился урок черчения. А еще она мечтала работать учителем, заниматься с детьми. Поэтому после окончания Магнитогорского госуниверситета стала преподавателем черчения и инженерной графики в Политехническом колледже. Но вскоре поняла – все-таки главная самореализация для женщины заключается в том, чтобы быть успешной мамой. Сегодня у Елены и Даниила Косенко четверо детей: три сына и дочь. Будет ли пятый? Скорее всего, да, ведь ее дочери Даше нужна сестренка.
Может ли многодетная семья быть успешной? Об этом на примере своей семьи рассказывает Елена Косенко. Беседа с Еленой Михайловной состоялось накануне Дня матери.
– Елена, Михайловна, вы являетесь одним из организаторов общественного движения «Многодетство». Что это за движение? Каковы его цели и задачи?
– Наше движение объединяет многодетные семьи, оно помогает нам обмениваться информацией, касающихся именно нас, выстраивать отношения с администрацией города и области. Сейчас приняты федеральные, в том числе и президентские программы по поддержке многодетных семей. На них выделяются определенные ресурсы. Однако работникам соответствующих служб часто бывает сложно определить, в чем конкретно нуждаются семьи с большим количеством детей, и мы как представители таких семей можем им в этом помочь.
– Таких движений, как ваше, много в Челябинской области?
– Не знаю точно обо всей России, но в Челябинской области такого движения не было. Хотя его предвестники существуют. Это организации, выступающие в поддержку материнства. Но перед нами стояли немного иные вопросы. Чтобы ответить на них, каждый из нас в одиночку обивал пороги всевозможных кабинетов. На это уходило много времени. А однажды мы решили объединиться, чтобы все наши проблемы решались быстрее и более эффективно. Сначала нас было всего три семьи, потом мы сделали сайт, в котором обозначили себя как региональная организация, так как на уровне области многие вопросы решаются значительно легче. И о нас начали узнавать не только отдельные люди, но и организации, которые работают именно с нашей категорией населения. Сегодня в нашу организацию входят семьи и из Агаповки, и из Верхнеуральска. Звонят нам и из других регионов. Раз в месяц мы собираемся и обсуждаем наши текущие дела.
– Сколько семей сегодня объединяет ваше движение?
– 120 семей из Магнитогорска. Мы рассылаем им объявления о благотворительных акциях и о многом другом. Надо сказать, что, согласно последней переписи населения, такого количества многодетных семей нет ни в одной другой области России.
– Что такое «многодетная семья» согласно российским законам?
– Закон гласит, что это семья, в которой трое и более детей. Хотя в некоторых регионах России многодетной считается семья, где пять и более ребятишек, но я считаю, что это не совсем правильно. Конечно, ситуацию начала 90-х, когда даже второго поднять было сложно, нельзя равнять с более благополучным и стабильным днем сегодняшним, поэтому сейчас все больше родителей решаются на третьего ребенка. Для тех, с кем общаемся мы, это уже считается нормой. И конечно, если забыть о трудностях, то многодетной семью, в которой всего трое детей, не назовешь. Однако воспитать даже такое количество детей – удовольствие не из дешевых, и многих останавливает именно финансовый вопрос. Ведь есть семьи, для которых даже двое малышей – это уже большие трудности, а для кого-то и восемь детей не в тягость. И тут уже каждая семья сама решает для себя, где для нее норма.
– Многодетство, на ваш взгляд, передается по наследству, или от генов здесь мало что зависит?
– В моей семье нас с сестрой было всего двое, возможно, именно поэтому после того, как родились Миша и Даша, у нас был достаточно большой перерыв. Однако потом гены либо дали сбой, либо переключились на более старшее поколение, но я снова забеременела, и мы с мужем решили, что там, где нашлись две чашки каши, там и третья найдется. А насчет четвертой мы уже не сомневались. И сейчас я даже не представляю свой дом, в котором было бы всего двое детей: нам очень весело вместе.
– А как же профессия, личная жизнь, возможность побыть в одиночестве?
– Мне, честно сказать, совсем не хочется одиночества: когда я остаюсь одна, у меня все дела встают, я скучаю. Кроме того, у нас с мужем иногда появляется возможность отдохнуть вдвоем. И профессию я не забываю: освоила 3D-конструктор по сборке мебели, и когда у меня появляется свободное время, сажусь за компьютер и разрабатываю мебельные гарнитуры для своей семьи. На нашей кухне все сделано по моим чертежам. Рано или поздно дети вырастут, поэтому я считаю, что женщина должна иметь интересы и помимо семьи. И Даниил согласен со мной: женщина должна работать, иначе у нее прекратится личностное развитие.
– Вы упомянули о более старшем поколении. Какими были семьи у ваших бабушек и дедушек?
– У дедушек и бабушек Даниила и с той, и с другой стороны было по 15-18 детей. Но, несмотря на это, у их внуков семьи уже не были большими. То же могу сказать и о своих родных. Получается, что всего за одно поколение семьи значительно уменьшились. Думаю, что в послевоенное время содержать большое количество детей действительно было довольно тяжело.
– Как вы чувствуете себя в роли многодетной мамы? Вам не тяжело?
– Тяжело было с первым ребенком: опыта быть мамой не было никакого. Поэтому, когда Миша у нас родился, мы целый месяц жили у моей мамы. Потом мужа призвали в армию, и мы поехали с ним в Челябинск. Там родилась Даша, и я уже со всем справлялась сама. Сегодня наши родители помогают нам, когда могут – ребенка из садика забрать, на выходные детей взять… Но все они, кроме моего папы, до сих пор работают, поэтому основные задачи нам приходится решать самостоятельно.
– Какова, на ваш взгляд, роль мамы в многодетной семье? Из чего состоит ваш день?
– На мой взгляд, роль мамы в семье не зависит от количества детей: мама в любом случае – это и друг, и помощник, и немножко маг. Поиграть, помочь, успокоить, приласкать, постирать, выгладить, навести порядок и многое другое – все это входит в обязанности мамы.
Мой день начинается с раннего подъема, ведь до школы старшие дети должны позавтракать, а Павел – собраться в садик. А так как детский сад наш расположен далеко от дома, то Федор едет вместе с нами. При этом в большой семье мама, как правило, сама водит машину. После школы старшие едут в кружок ИЗО, в другие дни Михаил занимается русским рукопашным боем в клубе «Славяне», а Даша – танцами. Каждый день проходит у меня по расписанию. Главное – не забыть, кого и куда отвезти!
Вечером мы собираемся дома. А когда все в нем утихнет, я начинаю убираться: днем это сделать невозможно.
– А муж – это еще один ребенок?
– В нашей семье – нет. И это, на мой взгляд, очень правильно. Я считаю, что детям обязательно нужен мужской взгляд на все их вопросы. И это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Наша Дарья, например, за советом чаще всего бежит к папе: мужской совет ей кажется более весомым, чем женский. Наш папа после работы с удовольствием помогает мне, занимается с детьми и решает их проблемы.
– Елена Михайловна, а когда и как образовалась ваша семья?
– Произошло это 10 лет назад. Мой будущий муж стал для меня настоящим новогодним подарком, так как познакомились мы с ним под новогодней елкой. А ровно через год также под елкой Даниил сделал мне предложение.
– Если можно, расскажите о ваших детях.
– Миша у нас учится в третьем классе, он очень активный, ему постоянно нужно бегать или прыгать. В конце октября он в своей возрастной категории занял третье место в городских соревнованиях по рукопашному бою. Дарья в этом году пошла в первый класс. Она очень семейная и в то же время легко сходится с другими детьми. Павлу три года. Он любит настоять на своем: если что-то решил, то, правильно это или нет, все равно сделает по-своему и лишь потом будет анализировать свои действия и делать выводы, размышляя по-взрослому. Федору всего год, но он уже очень внимательный и правильный. Скажешь ему: «Нельзя», он ходит и думает: «Нельзя? Что, совсем нельзя? А если очень хочется, то, может быть, все-таки чуть-чуть можно?»
Мы можем подтвердить то мнение, что в многодетных семьях дети растут коммуникабельными и более самостоятельными, чем там, где два, а тем более всего один ребенок. При нас дети могут и повздорить, а когда остаются одни, всегда помогают друг другу. Старшие занимаются с младшими: то соревнования организуют, то танцы, то переодеваются в кого-нибудь и устраивают театральные действия или играют в совместные игры. Нам нравится наблюдать за ними.
– А если игра мальчишеская?
– Был однажды такой случай, когда мальчики затеяли игру в войну. Даша просится поиграть с ними, а они объясняют ей, что на войне девочкам делать нечего, поэтому ей быть некем. Тогда она нашлась: «Возьмите меня хотя бы собачкой!» А когда они согласились, так повернула игру, что начала командовать всем «взводом».
– Как вы относитесь к тому, что многодетные семьи в наше время причисляются к группе риска и в школах стоят на учете у социального педагога?
– Я считаю, что те годы, когда у нас рожали много детей не по желанию, а по случаю, прошли. Помню, в начале 90-х годов семьи с тремя детьми уже считались ненормальными. Сейчас время изменилось, многодетство стало более осознанным и ответственным. По общению через Интернет мы видим, что многодетных семей становится все больше, причем они планируют свой состав, поэтому далеко не каждую многодетную семью следует рассматривать как социально неблагополучную.
– Но ведь, как правило, даже обеспеченные родители и сегодня стараются не иметь больше двух детей: считается, что многодетная семья – бедная, а потому и несчастливая. На ваш взгляд, это верно?
– Нет. Часто в многодетных семьях дети вырастают даже более счастливыми и успешными людьми, чем в тех, где всего один ребенок. У одиноких детей легко может развиться самолюбие, а это значит, что они вряд ли научатся любить, дружить, помогать окружающим. Такой человек вырастает с ложным пониманием счастья.
– Как вы можете показать, что ваша семья счастливая и успешная?
– Каждая семья, как и отдельно взятый человек, определят для себя, что такое успех. Для кого-то это съездить на Канары, для кого-то – построить дом или купить шикарную машину, а кто-то имеет 15 детей и счастлив этим. Мы считаем, что счастье – это не только большое количество детей, но и возможность их содержать. Мы планировали купить большую семейную машину, и мы ее купили. Затем мы поняли, что нам нужна хорошая квартира, и на нее мы тоже смогли заработать. Конечно, мы не можем достичь всего сразу, но у нас есть планы, которые мы постепенно выполняем. Когда моего мужа спрашивают: «Зачем тебе столько детей?», он отвечает: «Я этого хочу и я могу себе это позволить». Мы постоянно ездим куда-нибудь всей семьей: часто бываем у бабушки с дедушкой в Челябинске, в прошлом году были в «Шуган-таше» – в Каповой пещере, в этом году отдыхали на Банном. Планировали съездить на юг, но из-за событий, которые происходили в Краснодарском крае, решили перенести свое путешествие на следующий год.
К группе риска я бы отнесла только малообеспеченные семьи, а они могут быть и не многодетными. Именно такими семьями интересуются органы соцзащиты.
– А в вашем движении таких нет?
– Большинство семей, которые присоединились к нашему движению, считаются хорошо обеспеченными.
– Где, на ваш взгляд, проходит граница между богатой и бедной семьями?
– Все считается от прожиточного минимума: если ваш общий доход превышает его, то семья считается богатой, если ниже – бедной. У нас есть семьи, у которых доход на 100 рублей выше этой границы, и они уже не получают тех льгот, которые могли бы получать от органов опеки. А их достаточно много.
– Например, какие?
– Самый больной вопрос для многодетных семей – жилье. Каждый из нас мечтает растить детей в своем доме. Но и 30-процентная скидка на оплату коммунальных услуг – это тоже хорошо.
Недавно мы рассматривали вопрос о предоставлении многодетным семьям земельных участков. Раньше такой льготой могли пользоваться только нуждающиеся семьи. Но чем успешный многодетный папа хуже? Причем по нашим законам любой предприниматель, даже если у него минусовой доход, автоматически считается богатым, и ему практически по любому вопросу говорят до свидания. Сегодня наша областная администрация убрала из закона эти два пункта.
Еще есть хороший закон по налогам за автомобильный транспорт и на имущество. Есть федеральные льготы по садикам, а в нашем городе действует и муниципальная программа. Многие семьи не знали об этом. До шести лет детям из многодетных семей лекарства выдаются бесплатно. И так далее.
Наш самый большой помощник в администрации города – Ирина Михайленко, начальник управления соцзащиты населения. Она помогает развитию нашего движения прежде всего тем, что теперь Комплексный центр обслуживания населения предоставляет нам помещение для наших собраний. У нас прошло уже три встречи на их территории. Через нее мы получаем всю информацию, касающуюся многодетных семей. Например, в начале своей деятельности мы разбирались с существующими в законодательстве льготами. Так мы узнали, что в Москве при наличии специального удостоверения мы можем бесплатно посещать зоопарк, получать существенные скидки в сети магазинов «Монетка» и «Пятерочка», в других городах России – бесплатно ездить в общественно транспорте и так далее. Сейчас мы готовим такие удостоверения для участников нашего движения. Через нее мы добились возможности раз в месяц бесплатно посещать театры и музеи Магнитогорска.
– Сегодня наше правительство начало заботиться о многодетных семьях. А если завтра политика правительства изменится?
– Дед Даниила был достаточно обеспеченным человеком. Но случилась революция, его раскулачили и сослали на Урал. Тем не менее он ни одного ребенка не отдал в детский дом, всех воспитал, поднял и дал образование. Так что как поступать со своей жизнью – это личное дело самого человека.
– Как вы проводите свои семейные праздники?
– Очень весело. Самые грандиозные из них – дни рождения детей. Мы всегда придумываем для них что-нибудь необычное и приглашаем много гостей, а бабушка приносит огромное количество надувных шариков. Дети тоже самоорганизуются и устраивают для нас самые разные представления.
– Сегодня институт семьи во многих странах разрушается. Как, на ваш взгляд, его можно сохранить?
– Мы часто говорим девочкам: «Ты будущая мама». И они уже в детстве неосознанно начинают готовиться к этой роли. А вот мальчики у нас – машинисты, летчики, защитники, солдаты, но никоим образом не папы. А ведь для мальчика быть хорошим папой – его главное предназначение, все остальное – только прилагательное к роли отца, которой можно и нужно гордиться.
– Что нужно женщине, чтобы чувствовать себя счастливой мамой?
– Любовь и поддержка не только со стороны детей, но и со стороны мужа и всех окружающих людей.