MGORSK
Погода

Сейчас-11°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода-11°

ясная погода, без осадков

ощущается как -14

1 м/c,

ю-з.

726мм 87%
Подробнее
USD 91,98
EUR 100,24
Работа

Время удивительных историй

Когда вы учились в школе, случалось, что «собака ела ваше домашнее задание»? Или вы придумывали более оригинальные отговорки? Почему нельзя просто взять и сказать правду? Не успел, забыл, не смог. Почему даже взрослые люди придумывают котоламповые истории в общении с рекрутером, лишь бы не признаться, что решили не рассматривать предложение или опоздали на работу из-за того, что проспали. Некоторые считают, что чем больше подробностей, тем правдивее кажется отговорка. Психологи говорят, что когда мы врем, наше тело выдает нас (привет, доктор Лайтман!).

Предположим, вы в поиске работы. В один прекрасный день поступает звонок от рекрутера с предложением прийти на собеседование. Вы соглашаетесь, но потом, поразмыслив, изучив информацию о компании, понимаете, что не готовы рассматривать эту вакансию. Итак, ваши действия: позвоните и отмените встречу, объяснив истинную причину, напишете письмо с отказом или просто проигнорируете время встречи? Казалось бы, первый вариант самый разумный. Но HR-специалисты говорят, что самый распространенный – третий.

И если кандидат не пришел на собеседование, менеджер по персоналу начинает ему звонить, чтобы выяснить причину и понять, как в дальнейшем выстраивать с ним отношения. В ответ, если кандидат возьмет трубку, можно услышать много разнообразных историй.

«У нас было несколько соискателей, которые назвали причину неявки на запланированное собеседование – не смогли найти наш офис, несмотря на то что наш адрес у него есть и офис расположен в хорошей транспортной доступности. Понятно, что такой работник в нашей компании не приживется», – рассказывает HR-директор SimbirSoft Екатерина Артюшина.

Психолог психологического центра «Беркана» Юлия Кроха рассказывает, что ей как-то приходилось набирать людей в штат (это были не психологи, представители другой профессии), кандидатам выдавалось тестовое задание. Когда она звонила всем желающим у нее работать, многие не брали трубку, и только несколько человек признались, что не справились с заданием. Нам часто стыдно признаться в своей некомпетентности, потому что в обществе сформированы социально приемлемые ожидания.

«Иногда социально одобряемое поведение берет верх над нашими установками и ценностями. Лучше сказать красивую, но неправду, чем некрасивую правду. Все очень индивидуально, – рассуждает Юлия Кроха о причинах, побуждающих нас соврать. – Если это нарциссичный тип, то его самооценка базируется на том, как одобряют или не одобряют окружающие. Он может соврать по мелочи, даже совершенно незнакомому человеку. Нарциссы боятся критики, даже предполагаемой критики, даже если ее не будет никогда. Ему просто покажется, что HR может его осудить. Есть социопатический тип: для них врать – как дышать. Они даже могут не иметь прямой выгоды».

Руководитель отдела по работе с персоналом онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» Альберт Мицевич приводит пример таких людей – у них всегда кто-то виноват. Но только не они сами: снимая деньги, три раза неправильно ввел PIN-код и долго разбирался с банком; остановили полицейские в метро и т.д. Причины, которыми сотрудники оправдывают невыполнение поставленной задачи, тоже не оригинальны: сломался компьютер – его долго чинили; забыл пароль от входа в почту – его долго восстанавливали в отделе IT; отправил результаты работы коллеге, который трудится над этим же проектом, и забыл поставить сроки ответа, а тот слишком затянул.

Психологи говорят, что человек по природе своей правдив, а когда он врет, тело его выдает. И если внимательно посмотреть, можно увидеть признаки лжи. Например, есть мнение, что если человек что-то сказал и сразу начал кашлять, то он, наверное, врет.

Эксперт Русской Школы Управления в сфере продаж и переговоров, управления персоналом и личной эффективности Дмитрий Михайлов вспоминает историю, когда он работал менеджером по обучению: «Мы начали, как положено, в 9:00, и я не досчитался одного новичка. Ну, передумал, наверное. И вот уже пора идти на обед, где-то в районе полудня является тот самый новичок и, опережая мой резонный вопрос "почему опоздали", говорит: "Извините, но я утром пошел гулять с собакой, а она (собака) подвернула ногу, и я возил ее к ветеринару". Я ничего не понимаю в животных и, возможно, поверил бы в этот бред, но следы "веселой ночи в клубе" были на лице нашего сердобольного новичка».

Некоторые считают, что если они добавят многочисленные подробности, то от этого их рассказ будет выглядеть правдивее. Психологи отмечают, что есть люди, которые подсознательно считают себя настолько незначимыми персонами, что специально придумывают невероятные истории.

Конечно, не каждый раз, когда руководитель слышит «застрял в лифте» или «закрыли дома, а ключей нет», он думает, что его хотят обмануть, но иногда незнание ситуации может сделать босса излишне подозрительным.

Так, Дмитрий Михайлов вспоминает неловкую ситуацию, когда молодая женщина 36 лет, мама двух детей, вышла на работу бухгалтером в его компанию. Через 3 дня она сообщила, что не может продолжить работу, потому что «вчера узнала, что уже 3 месяца как беременная». «В школе я проходил физиологию, и мне показалось странным, что женщина с двумя детьми ходит 3 месяца и не догадывается о своем интересном положении. Я подумал, что наш новый бухгалтер поняла, что не справится с нагрузкой, и решила придумать историю с беременностью. Но проверять не стал, а просто отправил с богом нашу Незнайку отдыхать. Во время обеда я поделился своим возмущением с коллегой. Вместо поддержки с ее стороны я услышал: "Знаешь, Дима, если честно, я была на 4-м месяце беременности и уже начала лечиться от ожирения. Ни одна из диет не помогала, и я пошла к врачу. Там-то всё и выяснилось". Ну что мне было сказать на это… Всё в жизни бывает».

Если человек принял решение не работать в компании и если он откажет HR, то ничего страшного не произойдет. Или если проспит и признается в этом – тоже. «Какой стороной мы поворачиваемся к миру, такой стороной и мир поворачивается к нам. Если мы просто скажем, что не хотим работать в этой компании, то у нас больше шансов, что на следующем собеседовании нам тоже честно откажут, а не будут обещать перезвонить и потом не перезванивать. На самом деле тут причинно-следственная связь не очень работает, это не карма, – говорит Юлия Кроха. – Можно просто честно сказать: "Я подумала и это немножко не мое". Это будет правильно».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем