MGORSK
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+4°

ясная погода, без осадков

ощущается как -1

4 м/c,

южн.

726мм 55%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Город Алексей Корчунов, проректор по международной деятельности МГТУ им. Носова: «Одна из главных задач образования – учить тому, что будет востребовано в будущем, а не тому, что осталось в прошлом»

Алексей Корчунов, проректор по международной деятельности МГТУ им. Носова: «Одна из главных задач образования – учить тому, что будет востребовано в будущем, а не тому, что осталось в прошлом»

В этом году Магнитогорскому государственному техническому университету им. Г. И. Носова исполняется 80 лет, и вуз может по праву может гордиться своими научно-педагогическими кадрами. Нынешний проректор по международной деятельности Алексей Корчунов считает себя коренным магнитогорцем, хоть и родился в Калининградской области. Окончив Магнитогорский горно-металлургический институт, он поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. А в конце 2012 года в МГТУ появилась должность проректора по международной деятельности, которую и предложили Алексею Георгиевичу.

Что позволит Магнитогорскому государственному техническому университету выйти на международный уровень? Чем интересен наш университет для иностранных вузов? Что даст такое сотрудничество Магнитогорску? Над этими вопросами уже второй год трудится проректор по международной деятельности МГТУ им. Носова Алексей Корчунов.

– Алексей Георгиевич, как вам удалось за такой короткий срок стать молодым перспективным ученым с высоким научным потенциалом?

– Я считаю, что в науке все зависит не от возраста, а от способности создавать новые идеи и от работоспособности. 16 лет научной работы – это немалый срок. Для проявления этого достаточно возможностей в нашем вузе. Конечно же, ты должен вести результативные научные исследования, сотрудничая с предприятиями, работать с аспирантами, выводя их на защиты, и так далее.

– Какое научное направление вам наиболее близко?

– Больше всего времени в аспирантуре я уделял технологиям производства метизной продукции. В нашем городе тогда действовали два самых мощных в Уральском федеральном округе метизных завода, где я занимался исследованиями. На одном из них, на метизно-металлургическом, я собирал информацию для диссертации по проблемам производства нового вида арматурной проволоки. А докторскую писал уже по теме управления качеством метизной продукции. Это был совершенно новый подход, основанный на теории технологической наследственности, которая позволяет проследить, как формируется качество готовой продукции от заготовки до конечного результата при переходе через все смежные технологические операции. Знание этих процессов позволит нам управлять качеством готовой продукции.

– Как связаномежду собой то, чем вы занимаетесь в статусе ученого, и международная деятельность?

– Любой современный университет, чтобы не отстать от мирового уровня (а к этому призывают нас правительство РФ и Министерство образования), должен развивать сотрудничество с зарубежными вузами. Толчком к созданию новой должности в МГТУ стала министерская процедура мониторинга, которая ввела критерий по международной деятельности для оценки эффективности вузов. В то же время за последние полтора года количество министерских программ и конкурсов грантов, в которых учитываются соответствующие критерии, значительно возросло. Последний мониторинг, например, строился на одном комплексном критерии международной деятельности и 13 промежуточных. В комплексную оценку входило количество иностранцев от общего числа студентов, обучающихся в вузе.

– Но ведь было время, когда у нас обучались иностранные студенты...

– Тогда их централизовано направляло государство, а в современных условиях вузы самостоятельно должны привлекать на обучение иностранцев.

Если рассматривать все остальные критерии, то можно выделить три основные группы. Первая представляет количество иностранных студентов, обучающихся в вузе, по уровню подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и странам (СНГ и другие). Вторая связана с академической мобильностью. Она определяет, студенты из каких вузов и каких стран проходят обучение в течение семестра или триместра у нас и в какие вузы едут наши студенты, а также аспиранты и преподаватели. Сейчас у нас обучается порядка 300 иностранцев, но подавляющее количество – это граждане стран СНГ. Они хорошо знают русский язык и легко адаптируются к нашим условиям.

Большую профориентационную работу мы проводим с Казахстаном. С этой страной у РФ существует межправительственное соглашение, согласно которому мы можем принимать абитуриентов из Казахстана на бюджет. В МГТУ есть также представители Литвы, Киргизии, Таджикистана, Вьетнама, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Туркменистана. Уже два года подряд к нам приезжают студенты из французского университета имени Жана Монэ, а в этом году мы должны сделать ответный ход. Ребята уже сдали международный экзамен на уровень знания иностранного языка.

– Какие специальности наиболее востребованы иностранными студентами?

– Наш вуз предлагает очень большой перечень образовательных программ, и студент любой страны может выбрать себе хоть техническое, хоть гуманитарное образование. Многим нравятся Институт горного дела и транспорта, Институт энергетики и автоматизированных систем, традиционно пользуется спросом металлургия. Магистры из Казахстана постоянно проходят у нас стажировку. Недавно к нам приезжал наш выпускник из Киргизии, он уже два года работает в своем университете, и там его прочат на заведование кафедрой по маркшейдерскому делу.

Идет постепенное закрепление нашего бренда за рубежом, и сегодня мы начали оценивать спрос на наши образовательные программы, если бы они уже преподавались на английском языке. Один курс по технологии машиностроения мы разработали, и когда к нам приезжают иностранные студенты, читаем его для них либо на французском, либо на английском языке. В связи с этим ввели программу повышения языковых компетенций для преподавателей. Те, кто прошел тестирование, обучаются по ней бесплатно, остальным предложено подтянуть свои языковые навыки на льготных условиях в нашем центре иностранных языков. Английский язык по-прежнему остается основным на международном образовательном пространстве – до 70% программ магистратуры в мире преподаются именно на нем.

Последняя группа критериев связана с результативностью научной деятельности. Здесь оценивается количество научных статей, которые индексируются в наукометрических системах Sсopus и Web of Sciensе. Это тоже достаточно новая для нас работа, тем более что всю ее нужно выполнять на английском языке, поэтому, несмотря на то, что мы имеем очень качественный и конкурентоспособный материал, процесс его подготовки к опубликованию требует временных и материальных затрат.

– Какие еще новые проекты действуют в МГТУ в плане международной деятельности?

– Уже четвертый год комплексные группы наших студентов проходят практику на дочернем предприятии ОАО «ММК» – ММК-Metalurji, которое построено на берегу Средиземного моря в городе Искендерун (Турция). Сейчас мы прорабатываем такую возможность с фирмой Danieli (г. Буттрио, Италия), для которой уже несколько лет готовим кадры. Три наших аспиранта (из 60 по стране) получили стипендии президента Российской Федерации для обучения за рубежом (Германия, Польша, Китай).

– Что такое «Темпус»? Когда начала развиваться эта программа?

– Это программа трансевропейского сотрудничества в сфере высшего образования. В рамках этого проекта в нашем университете осуществляется три программы, что достаточно солидно для нас, особенно если учитывать количество партнеров, которые в них участвуют. Это 50 университетов из Бельгии, Германии, Франции, Польши, Португалии, Финляндии, Чехии, Словакии, Литвы, Израиля, Белоруссии, России и Украины. Первый проект посвящен созданию рабочих программ в области материаловедения, второй – электронных образовательных ресурсов в области экологии, третий – нового учебного плана по программе магистратуры «Цифровой дизайн». У каждого проекта есть свой координатор. Их цель – объединить наработки и потенциал всех университетов-партнеров с тем, чтобы создать новый уровень качества образовательных продуктов.

Все создаваемые программы трансевропейского сотрудничества финансируются Европейской комиссией. Конкуренция на этапе подачи заявки между желающими стать участником этого проекта была очень велика. Проводилась тщательная экспертиза. Ее задачей было определить, чем каждый из вузов усиливает данный проект. В результате сейчас мы работаем над современными образовательными программами.

– Что даст участие в данном проекте магнитогорскому государственному техническому университету?

– В данной программе предусмотрена хорошая возможность стажировок разной продолжительности наших преподавателей за границей. Мы планируем около 15 человек отправить в зарубежные вузы, чтобы они посмотрели, как там преподают подобные курсы. В основном такую возможность получат молодые преподаватели за счет субсидий, которые выделяет европейская комиссия. Кроме того, мы рассчитываем получить три новых компьютерных класса с современным программным обеспечением – по одному на каждое из направлений, которые я назвал. В рамках проектов также запланированы мастер-классы европейских преподавателей для наших студентов.

И конечно, когда получаешь 50 серьезных отзывов по своему проекту, это значительно расширяет наши компетенции и возможности сотрудничества с зарубежными вузами. И хотя это только начало – все программы рассчитаны на три года, – уже сегодня мы работаем очень интенсивно, ежедневно находясь на связи с нашими новыми партнерами.

Участие в подобных проектах поднимет имидж МГТУ на новый уровень, позволит нам стать вузом, который будут узнавать за рубежом, а это наша главная задача: мы должны занять в международном рейтинге то место, которое соответствует нашему статусу. Для этого нам надо проделать еще очень большую работу, прежде всего по внутренней интернационализации наших образовательных программ, усилить работу по публикациям на иностранных языках в научных журналах и освоить процедуру участия в международных рейтингах. И еще нам очень важно наладить международное сотрудничество в области научных исследований с ведущими зарубежными вузами и технологическими центрами. Для этого мы стараемся заключать договоры с университетами, которые входят в топовые международные рейтинги. Уже заключили договоры о международном сотрудничестве с рядом ведущих университетов: с Индийским институтом технологий Бомбея (Индия), Университетом технологий г. Тойохаси (Япония), Падуанским университетом (Италия), Стамбульским техническим университетом и Бразильским федеральным университетом Санта-Катарины.

В наши интересы входят также вузы стран БРИКС и СНГ, которые сейчас развивают свою экономику. Только за последний год у нас побывали ученые из Италии, Индии, Великобритании и Японии, шесть молодых ученых стажировались в вузах Германии, Чехии, Ирландии и Великобритании; два польских аспиранта по гранту РФФИ приезжали к нам на два месяца для выполнения исследований. На стадии заключения находится договор о совместной аспирантуре с Падуанским университетом. Когда наши партнеры видят крепкий сплав между теорией и практикой, их интерес к нам возрастает многократно, и у них возникает большое желание с нами сотрудничать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем