MGORSK
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

с-з.

718мм 52%
Подробнее
USD 92,05
EUR 98,64
Город Андрей Ушеров, доцент кафедры химической технологии и физической химии МГТУ: «Естественно-научное образование в России разрушается»

Андрей Ушеров, доцент кафедры химической технологии и физической химии МГТУ: «Естественно-научное образование в России разрушается»

Минувший год был объявлен ЮНЕСКО годом химии в честь столетия присуждения Нобелевской премии русской женщине-ученой Марии Склодовской-Кюри. В Челябинской области немало ученых и преподавателей, которые так же, как Склодовская-Кюри, считают эту науку делом своей жизни. Один из них – магнитогорец Андрей Ушеров. Он преподает химию с 1987 года. Наряду с математикой и географией она еще в школе стала для Андрея Ильича любимым предметом. Сегодня он проводит занятия по химии не только для студентов, но и для школьников, поднимая их до олимпиадного золота. Что происходит с преподаванием химических дисциплин в школе и вузе? За счет чего его воспитанникам удается добиваться побед на олимпиадах? Об этом и многом другом – в интервью Андрея Ушерова сайту Mgorsk.ru.

Андрей Ильич, вы в школе не мечтали стать последователем древних греков, которые искали пути превращения свинца в золото?

– Такой идеи у меня точно не было, потому что, как современный человек, я уже в школе понимал, что далеко не всякий материал можно превратить в золото. А вот что-нибудь взорвать, поджечь, цвет изменить – такая идея была у меня всегда: на то она и химия, чтобы что-то шипело, взрывалось и горело.

А что, это все-таки возможно превратить если не свинец, то какой-нибудь другой элемент в золото?

– Возможно. Однако такое золото будет значительно дороже того, которое добывается обычным способом, поэтому никто таким образом не станет его добывать.

Почему же тогда все исследования древнегреческих алхимиков, в частности, Демокрита, были уничтожены?

– Думаю, Демокрит изучал не только возможности превращения свинца в золото, но и многое другое. И кому-то не понравились полученные им результаты.

Каков, на ваш взгляд, вклад русских женщин в развитие химической науки мира и России?

– Большинство учителей химии в школах – это женщины. И все заслуги наших химиков-мужчин связаны с тем, что на начальном этапе их обучали замечательные женщины. Ведь делать открытия – это одно, а уметь так научить человека владеть химией, чтобы он становился способным сделать открытие в этом направлении – это иное. Физика и химия – это фундамент, на котором строятся все естественно-научные дисциплины. Например, в биологии больше химии, но есть и физика, а астрономия – это, в основном, физика, но и без химии эта наука тоже обойтись не может.

А как же математика?

– Математика – это универсальный язык количественного описания любых форм материи и ее превращений, поэтому ее используют не только в химии и физике, но и в любых других науках.

А каковы заслуги перед наукой русских химиков в целом?

– Об открытии Дмитрием Менделеевым одного из фундаментальных законов природы – периодичности химических элементов – известно всем. Его таблица стала путеводной нитью, благодаря которой существует сегодня вся современная химия. Кроме того, Дмитрий Иванович является автором первого русского учебника по органической химии, который вышел в 1861 году. Нельзя не сказать и о нашем первом российском химике, основателе Московского университета, Михаиле Ломоносове, который вывел закон о сохранении массы вещества. Большой вклад в развитие органической химии внес Александр Бутлеров, создатель теории химического строения органических веществ, а из современных ученых – основатель фосфорорганических соединений Александр Арбузов, который первым осуществил магнийорганический синтез – реакцию, известную сегодня как «реакция Гриньяра». Для нас это открытие принесло возможность обрабатывать поля пестицидами. Огромная заслуга Валерия Лунина, декана химического факультета МГУ, состоит в том, что его факультет остается главной кузницей химических кадров не только для нашей страны, но и для всего мира. Благодаря ему поддерживается высокий уровень российских школьников в олимпиадах по химии. Все наиболее сильные химики нашей страны подготовлены его кафедрой. Еще хотел бы отметить русского немца, профессора Казанского университета Карла Клауса, который в 1844 году открыл рутений – 44 элемент в таблице Менделеева.

Чему посвящены ваши научные труды?

– Основное направление моей работы – это определение среднего химического состава сыпучих материалов. Для производства очень важно знать средний химический состав партии, к примеру, железной руды, которая движется по конвейеру. Ее вес может составлять от 1 кг до 1000 тонн. Узнать состав партии можно разными способами, например, сделать вручную энное количество проб и проанализировать их в лаборатории, а можно поставить над конвейером специальный прибор, который будет сканировать этот поток и непрерывно выдавать его химический состав. Затем при помощи математических моделей обсчитываются полученные результаты. Этот сканирующий прибор я разрабатываю и адаптирую под конкретное производство и под конкретный вид продукции. Такие производственно– аналитические комплексы мы внедрили на ММК на третьей аглофабрике.

Для каких предприятий в МГТУ готовят специалистов, хорошо знающих химию?

– Прежде всего для коксохимического производства. Наши выпускники там являются очень востребованными с точки зрения квалификации. Без химии не может обойтись ни одно металлургическое производство, поскольку металлургия – это химия высоких температур. На нашем комбинате знания химии используются на горно– обогатительном производстве, коксохиме, в доменном и сталеплавильном производстве, в травильных отделениях прокатных цехов, в прокатных цехах, где производят оцинкование или лужение металла. Да и в самом прокатном производстве химию знать необходимо, так как физические свойства металла очень сильно зависят от его химического состава. Какой бы цех комбината мы ни взяли – везде есть химия.

Химию надо знать и в пищевой промышленности, поэтому на некоторых специальностях технологического факультета химия тоже является базовым предметом. Например, на «Технологии пищевых производств» и «Тара и упаковка». Наши выпускники будут разрабатывать новые виды полимерных материалов для создания упаковки с заданными свойствами.

К сожалению, в современном обществе интерес к химии утрачивается, в результате чего на многих специальностях сокращается количество часов, отведенных на химию.

На ваш взгляд, знаний по химии, получаемых сегодня студентами, достаточно для того, чтобы они развивали производство?

– На мой взгляд, происходит развал естественно-научного образования России. Количество часов химии на специальностях, для которых этот предмет является базовым, сократилось в 1,5-2 раза по сравнению с концом 80-х годов прошлого столетия. А если сравнивать в 70-ми годами, то почти в три раза! И это происходит не только в университетах. В школе сегодня на всю органику отводится один час в неделю! Да лучше ее вообще не преподавать, чем давать в таком количестве! За этот час дети даже понять не успевают, что такое органическая химия. Зато объем знаний, которым должен обладать современный школьник при сдаче ЕГЭ по химии, сегодня больше того, который требовался от нас в 70-80-е годы.

И как же выпускники сдают этот предмет?

– Очень просто: не сдают совсем! В Магнитогорске химию выбирают не более 10% выпускников! Среди них те, кто хочет пойти в медицинские вузы, или те, кто по– настоящему бредят химией.

Где обычному человеку может пригодиться химия?

– Химия вокруг нас. Что бы мы ни взяли в руки – это химия, что бы мы с этим предметом или веществом не сделали – это тоже химия. И человек должен знать, как это вещество воздействует на человека в тех или иных условиях. К сожалению, наши выпускники, в основном, даже на таком бытовом уровне химию не знают. Сейчас ведь они уже в 8– 9 классе должны сделать выбор: кем они станут в будущем. И если кому– то химия не понравилась в самом начале (а такое бывает довольно часто), то изменить мнение шансов у него уже не будет.

Вы также являетесь педагогом дополнительного образования. Значит, все-таки есть школьники, которые увлечены химией?

– Да, это школьники, которые изучают химию в Школе олимпиадного резерва: я готовлю их к участию во Всероссийских олимпиадах. Могу сказать, что количество детей, которые хотят учиться и получают кайф от самого процесса получения знаний, всегда, независимо от политического строя, составляло 4-5% от общего количества учащихся.

– И как вы находите эти крупицы?

– За это большое спасибо управлению образования нашего города, работники которого находят одаренных детей и присылают их ко мне.

– Где вы с ними занимаетесь?

– В нашем университете. Это связано с тем, что в школах нет достаточно хороших лабораторий и химических реактивов, нужных приборов, поэтому то, что делают мои ученики в университете, в школе сделать невозможно. Здесь же они проходят полный курс химии и достигают знаний отличников первого курса МГУ. Кроме того, университет нейтрален по отношению ко всем школам.

Часть моих учеников поступает в наш родной технический университет и занимаются химией уже на более высоком, университетском уровне, продолжая участвовать в олимпиадах – теперь уже студенческих.

– Каковы результаты занятий ваших учеников?

– В 2009-2010 учебном году у нас было два победителя и два призера, в прошлом году – один победитель и один призер Всероссийской олимпиады школьников. В том же году у нас был один серебряный медалист Международной Менделеевской и обладатель золотой медали Всемирной олимпиады по химии. Это Илья Устинович, который находится на втором месте в международном рейтинге школьников после китайца. Проиграл ему меньше балла!

В прошлом году Алексей Ямщиков (4 курс) стал победителем Всероссийской олимпиады среди студентов химических вузов и призером международной интернет-олимпиады среди студентов, а Георгий Немых (3 курс) – победителем Международной интернет– олимпиады среди студентов и призером Всероссийской олимпиады среди студентов химических вузов. Александр Сеничев из Казахстана пришел ко мне заниматься, только когда стал первокурсником МГТУ, но уже в этих олимпиадах стал призером.

Я готовлю детей к олимпиадам с 2003 года и могу сказать, что заниматься с теми, кто учится с удовольствием – это совершенно иное, чем заставлять кого– то учиться. Но нет у нас сегодня общественной потребности в знающих людях.

Где состоится заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в этом учебном году?

– Обычно заключительные этапы проходят в областных городах в федеральных университетах. В этом году честь принимать финальный этап выпала нашему университету как подтверждение того вклада, который наш вуз вносит в олимпиадное движение.

Приходят ли к вам повышать свою квалификацию люди, уже работающие на комбинате или других предприятиях?

– Нет. А вот для учителей химии мы проводим курсы повышения квалификации.

Сегодня много говорят не только о пользе, но и о вреде химии: химизация сельского хозяйства, к которой призывал еще Менделеев, привела к экологической катастрофе, лекарств создано столько, что организм человека разучился сам справляться с болезнями…

– Давайте так: если вы съедите одну конфету, вам будет вкусно? Да, будет. А если вы съедите сразу килограмм конфет?.. В химии все точно так же: вредит не химия, а люди, которые неправильно руководят химическими превращениями, неправильно руководят производством или страной. Почему сегодня так много химии в пищевых продуктах? Потому что производители стремятся удешевить продукты. Капиталист пойдет на любые преступления, если норма прибыли превысит 300%. Например, из соевого и казеинового белка можно создать колбасу, в которой не будет ни грамма мяса. К счастью, в нашем городе еще сохранились некоторые традиции советского периода. И как химик могу сказать, что продукция, например, нашего молокозавода самая лучшая.

Возможны ли сегодня большие открытия в химии?

– Открытия возможны везде и всегда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем