Город Надежда Палий, директор Центра дополнительного образования детей: «Педагог дополнительного образования сегодня – это и методист, и аналитик, и программист, и воспитатель»

Надежда Палий, директор Центра дополнительного образования детей: «Педагог дополнительного образования сегодня – это и методист, и аналитик, и программист, и воспитатель»

Что такое система дополнительного образования? Чем она отличается от внешкольной работы? Как создавался Правобережный Центр дополнительного образования для детей? Что, кроме названия, изменилось в работе Домов пионеров и школьников? Будут ли все занятия в кружках платными? Как оценивают систему дополнительного образования России гости из-за рубежа? Каковы перспективы развития данной системы и как это повлияет на обучение наших детей?

Обо всем этом – в нашем интервью.

Надежда Дмитриевна, почему вы не стали учителем начальных классов, ведь вы мечтали об этом?

– В середине 70-х годов прошлого века было очень трудно устроиться учителем в школу, поэтому после института я стала лаборантом в школе №2. Потом я узнала, что в школе №33 должны открыться дополнительные первые классы, и я устроилась туда старшей пионерской вожатой в надежде в будущем стать учителем.

Что привело вас в систему дополнительного образования?

– Я тогда совершенно случайно встретилась с Владимиром Павловичем Ушачевым, с которым познакомилась в лагере труда и отдыха, куда я ездила от 33 школы с группой ребят. И он пригласил меня в Дом пионеров, директором которого был назначен. Но самого Дома пионеров тогда еще не было! Был только приказ о его строительстве, и в 46-й школе для его будущих педагогов выделили маленькую комнатку. Летом мы с подругами только посмеялись над его предложением, а осенью я согласилась поработать руководителем районного пионерского штаба. Но только один год. С тех пор прошло 34 года. Вот так и получилось, что пришла на год, а осталась на всю жизнь. Сначала нас в Доме пионеров было три человека, потом пять, а к концу года – 17.

А работали где?

– По школам. Я выезжала в 57-ю школу, которая тогда относилась к Правобережному району, и в школу №4. Там проводились с ребятами занятия штаба и готовились массовые мероприятия. В это время в южной части Правобережного района шло строительство школы, впоследствии районного Дома пионеров.

Школы? Разве не Дома пионеров?

– Строилась именно школа, так как внешкольные учреждения тогда строить не разрешалось. А когда 29 октября 1978 года в День рождения комсомола состоялось открытие этого здания, оно официально было названо Домом пионеров и школьников Правобережного района.

Где и какие кружки работали в начале вашей карьеры?

– Тогда все кружки открывались на базе школ. И первой была принята в Дом пионеров и школьников Людмила Анатольевна Харина, руководитель комсомольского штаба, ныне заместитель директора по УВР школы №47. Кружок «Мягкая игрушка» вела Екатерина Николаевна Гунина. Римма Ивановна Сидельникова учила детей кройке и шитью. Лидия Ивановна Проскурякова руководила районным штабом «Зеленый патруль». Руководителем кружка «Цветоводы» была Раиса Ивановна Бойко, занятия проводились в теплице школы №28. На хоккейной коробке школы №66 проводились занятия хоккеистов под руководством Сафронова Виктора Леонтьевича.

Детские клубы Магнитогорска помнят гораздо лучшие времена, чем сейчас: их снабжение было делом не только города, но и комбината. Расскажите, пожалуйста, о том времени.

– Мы никогда не находились под опекой комбината, так как Правобережный район Магнитогорска относился к тресту «Магнитострой», поэтому снабжением нас никто никогда не баловал. Я тогда по собственной инициативе пошла в управление «Металлургмеханомонтаж» и упросила их стать нашими шефами. Тогда эта организация была очень крепкой, и я до сих пор благодарна им за то, что они помогали нашему Центру. В начале 90-х годов также «самозванкой» ходила в «Прокатмонтаж». И хотя как такового шефства уже не существовало, они нам помогали.

А сейчас?

– У Центра в настоящее время нет шефствующего предприятия, которое бы могло оказать материальную и финансовую помощь. В 70-80-е годы полки магазинов были пусты и приобрести необходимый товар для работы было невозможно. А сейчас в магазинах чего только нет! Только бери! Но из всех статей финансирования у нас защищены законом только коммунальные услуги и зарплата. Все остальное мы оплачиваем с помощью родительских средств и развития дополнительных платных образовательных услуг.

В магазинах раньше действительно ничего не было, но в кружках-то было все! И на соревнования педагоги могли выезжать не за свой счет. Как вы пережили тот переломный момент, когда все устремились за деньгами?

– Было страшно видеть измалеванные в черный цвет с красными разводами детские клубы города. Многие помещения, в которых раньше занимались дети, были отданы под магазины и другие частные предприятия. Полуподвальные помещения в основном сохранились для детей. Но сейчас надзорными органами выставляются жесткие требования по отношению к помещениям, в которых занимаются дети. Выполнить все их предписания для нас проблематично. Системе дополнительного образования было очень тяжело в 80-90-е годы. Но мы знали одно: разрушить легко, а восстанавливать трудно. Поэтому мы общими усилиями начали искать новые интересные направления и формы работы для детей. И в своем поиске мы уже отталкивались не от идеологии, как это было раньше, а от потребностей самого ребенка.

Что новое открылось у вас тогда?

– Совместно со школой №66 была открыта «Школа радости». Вместе с директором НОУ «Арт» Леонидом Августовичем Савинковым была открыта «Дошкольная гимназия», в которую стали набирать детей от 5 до 6 лет, для подготовки детей к школе. А сейчас социальный заказ родителей направлен на еще более раннее и более качественное развитие детей. Все идет к тому, чтобы начинать обучение детей уже с трех-четырех лет. Поэтому мы открыли программу раннего развития ребенка «Растишка». Программа рассчитана на адаптацию дошкольников, на развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей. Занятия проходят в форме игры. Для старшеклассников создан «Профи-клуб» – объединение по профессиональному самоопределению и допрофессиональной подготовке. По инициативе директора школы №33 Федоровой Галины Петровны создали Школу эстетики и здоровья. Тогда нас за это критиковали, а недавно вышел Закон о федеральных государственных образовательных стандартах, в котором предлагается то же, что мы делали в 90-е годы прошлого века. Согласно новому закону каждый ребенок начальной школы должен заниматься не менее десяти часов в неделю дополнительным образованием. Сейчас в нашем городе начинают действовать экспериментальные площадки по реализации этого закона. Совместно со школой №7 разработана программа «Мастер-град».

Как будет работать эта программа?

– После занятий в школе дети приходят в Центр, где будут мастерить своими руками, делать сувениры и поделки, заниматься спортом.

Долгое время шли споры о возможности предоставлять платные услуги в системе дополнительного образования? Как я поняла, эти споры разрешились положительно?

– Долгое время действительно было неясно, как организовать дополнительные платные образовательные услуги. Сейчас разработана нормативно-правовая база по организации дополнительных платных образовательных услуг и работа в Центре ведется в соответствии с этой базой.

Как сейчас проходит набор кружковцев?

– Система набора у нас очень простая: 1 сентября мы проводим день открытых дверей Центра, о котором знают все жители города. В этот день и дети, и родители могут познакомиться со всеми кружками и педагогами. В течение года дети имеют право переходить из кружка в кружок. Многие ребята занимаются по нескольку лет: из «Школы радости» переходят в «Дошкольную гимназию», затем выбирают кружок или секцию по интересам, а, обучаясь в старших классах, могут заниматься в «Профи-клубе».

Это потому что у вас все в комплексе и дети имеют возможность знакомиться друг с другом?

– Да. Помимо занятий в кружках и секциях, дети участвуют в различных мероприятиях: турслет «Весенние тропы», традиционный итоговый праздник в конце учебного года «Мы зажигаем звезды», новогодние праздники и т.д. Ребята любят соревноваться, ежегодно для них проводятся «Веселые старты», первенство Центра по плаванию, шашкам, шахматам, армрестлингу и др. Лучшие воспитанники Центра награждаются стипендиями (от 500 до 1000 рублей), почетными грамотами Центра. И эти грамоты ребята сейчас очень ценят. Многие из них создают портфолио – папку личных достижений. Мы надеемся, что в будущем достижения воспитанников в области дополнительного образования будут учитываться наряду с успехами в школе при поступлении в вузы. В этом году мы отправили материалы о лучших обучающихся и педагогах Центра для публикации в энциклопедии «Одаренные дети – будущее России». А Николай Прокопьев из хореографического коллектива «Уличные танцы» (рук. Остроглядов С. А.) был удостоен стипендии главы города в рамках городской программы «Одаренные дети». Он стал призером всероссийского конкурса современной хореографии.

Как можно сформулировать основную цель дополнительного образования прошлых лет? Чем она отличается от той, что вы ставите перед собой сегодня?

– До 90-х годов мы работали в соответствии с Положением о Доме пионеров и школьников. Основным в этом Положении значилось воспитание через пионерскую организацию будущих строителей коммунизма. Если раньше все цели образования и воспитания были направлены на развитие общества («Раньше думай о Родине, а потом о себе»), то сейчас акцент сместился на личностное развитие и самоопределение. Все, что было положительного в пионерской организации, наш педагогический коллектив старается сохранить. Например, День пионерии – 19 мая – мы проводим и сейчас как День творчества. Работает историко-краеведческий музей, в котором собираются ветераны комсомольского и пионерского движения. Лучшим коллективам присваивается звание «Образцовый детский коллектив Центра». Их заносят в Книгу почета Центра. В этом году звание «Образцовый детский коллектив Центра» присвоено клубу авторской песни «Феникс», которым руководит Яна Станиславовна Морозова, и коллективу «Уличные танцы», руководитель Сергей Александрович Остроглядов. У нас есть и коллективы, которые являются образцовыми на более высоком уровне. Изостудия «Солнышко» (рук. Тихомолова Вера Степановна) является «Образцовым детским коллективом Российской Федерации».

Какие направления действуют в вашем Центре?

– Эколого-биологическое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, научно-исследовательское, социально-педагогическое, культурологическое и естественно-научное. Кроме образовательной деятельности организуется также методическая и культурно-досуговая.

Какое из них вам больше импонирует и почему?

– Как методисту мне ближе, конечно, методическая работа. Но как директор я занимаюсь всеми направлениями. И, конечно, без глубоких знаний содержания дополнительного образования и современного менеджмента было бы трудно работать. Кроме того, необходимы знания психологии, так как педагоги дополнительного образования – это народ особый. К каждому нужно найти подход. Педагог сегодня – это и методист, и аналитик, и программист, и воспитатель.

У вас есть опыт общения с директорами зарубежных школ дополнительного образования?

— В конце 80-х годов к нам приезжала американская делегация из трех женщин. Я тогда уже была директором, и мы с ними тесно общались. Они говорили, что у них есть волонтерское движение, педагоги-энтузиасты, которые сами учат детей чему-то, но систематизированного внешкольного обучения у них нет. И они восторгались нашей системой дополнительного образования, хотели бы создать такую систему у себя. В городе Магнитогорске функционирует десять учреждений дополнительного образования детей. Система дополнительного образования нашего города одна из самых сильных в Челябинской области.

Что здесь подразумевается под системой?

– В дополнительном образовании образовательный процесс строится в соответствии с уровнями: первый (начальный) – досуговый; второй (репродуктивный) – практико-ориентированный; третий (эвристический) – дифференцированный и четвертый (креативный) – творческий. Основными целями и задачами дополнительного образования являются формирование ценностных ориентаций у воспитанников, общей культуры, адаптация к жизни в обществе и взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.

А как быть с теми детьми, которых называют «трудными»?

– Мы с ними работаем: ведем учет их, сейчас набираем трудовой отряд из таких детей для работы по благоустройству города. «Трудный» ребенок в школе может оказаться вполне успешным у нас в дополнительном образовании. Такие дети, как правило, трудолюбивы, любят спорт, туризм, их нужно только в нужное русло направить.

Что бы вы хотели изменить в системе дополнительного образования?

– Определить обязательства муниципалитета по финансированию дополнительного образования. Определить документы государственного образца для выпускников учреждений дополнительного образования детей. Учитывать при поступлении в вузы достижения обучающихся в области дополнительного образования. Повысить заработную плату педагогам дополнительного образования.

Чем занимаются педагоги дополнительного образования летом?

– Большой популярностью среди детей и их родителей пользуется лагерь дневного пребывания «Самоцветы» на базе Центра. Этим летом в лагере отдохнет около 500 детей. Будет работать трудовой отряд «Искра» для подростков. 55 человек сходят в туристические походы. Пройдут небольшие ремонтно-хозяйственные работы по подготовке здания к новому учебному году. Продолжат работу кружки и секции. В июле будет работать плавательный бассейн.

Каким вы видите будущее дополнительного образования для детей в Магнитогорске и в России в целом?

– Я думаю, что система дополнительного образования, конечно же, будет претерпевать изменения. С подвальными клубами, скорее всего, придется расстаться. Родители привыкнут к тому, что дополнительное образование будет частично платным. Я думаю, что по окончании обучения у нас дети начнут получать документ, который будет, как и ЕГЭ, засчитываться при поступлении в вуз. Продолжится интеграция общего и дополнительного образования.

Если бы вам сейчас предоставилась возможность стать, как вы хотели по окончанию вуза, педагогом начальных классов, пошли бы?

– Я по характеру такой человек, который не может долго заниматься одной и той же работой. Поэтому думаю, что судьба правильно распорядилась, направив меня именно в систему дополнительного образования, где ни один день не похож на другой. А в целом моя мечта сбылась – я же работаю с детьми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем