Город Наталья Зубаревич, профессор МГУ: «Магнитогорск достиг в кризисе своего дна. Неизвестно, последнее ли это дно»

Наталья Зубаревич, профессор МГУ: «Магнитогорск достиг в кризисе своего дна. Неизвестно, последнее ли это дно»

" src=

20 марта в рамках выездного заседания Молодежного регионального собрания депутатов Челябинской области в администрации г. Магнитогорска состоялась встреча с профессором МГУ, доктором географических наук, директором региональной программы Независимого института социальной политики Натальей Васильевной Зубаревич. В своем выступлении профессор Зубаревич осветила вопросы, связанные с влиянием мирового финансового кризиса на разные регионы РФ. Сегодня специально для читателей Mgorsk.ru мы приводим выдержки из этого выступления.

Для того чтобы понять сегодня место определенного региона на экономической карте страны и определить те риски, которые повлияют на судьбу региона в целом, необходимо посмотреть, с какими результатами регион подошел к кризису.

Один из факторов, повлиявших на сегодняшнее положение регионов – эффект масштаба, хорошо известный в экономике: эффект удешевления в условиях плотной концентрации населения. В большей мере он проявился в Москве, где оказался еще и огромный административный эффект, в меньшей – в Питере и прилегающих к этому городу областях, а с 2003 года начался экономический подъем в городах-миллионниках, в том числе и в Челябинске. Второй фактор – это обеспеченность регионов ресурсами и активами, перерабатывающими ресурсы. Это территории, где есть богатые залежи и есть активы, перерабатывающие попадающие на мировой рынок ресурсы. К ряду таких городов можно отнести Магнитогорск, выпускающий конкурентоспособную металлопродукцию. И третий эффект, совсем недавний – в России в 2000-х годах начали расти выгодно расположенные приморские районы (запад и юг страны). Три этих преимущества отразились в трех зонах роста РФ. Таким образом, лидерами роста можно назвать столичные города, города-миллионники, города экспортного производства и приморские районы.

Если анализировать темпы роста российских регионов, то в числе лидеров можно назвать Ростовскую область, Краснодарский край, а на Урале явный лидер – Свердловская область. Челябинская же область подтянулась к группе лидеров только в последние годы.

Факторы роста/спада регионов РФ

Финансовый кризис – тяжелая ситуация, которая очень четко выбирает все больные точки российской экономики. Кризис в первую очередь ударил по тем регионам, которые имели очевидные структурные дефекты. Это монопрофильные города и города, близкие к монопрофильным структурам, в которых ситуация осложняется очень слабой модернизацией промышленности. В России сейчас можно назвать две отрасли промышленности, наиболее сильно подверженные кризису – это металлургия и машиностроение. Обычная мировая практика – это резкое падение слаборазвитых регионов, но в России ситуация специфическая. В нашей стране очень сильно перераспределение денег между субъектами РФ. Если во многих регионах бюджет на 60-80% формируется за счет федеральных дотаций, то, пока эти дотации выплачиваются, там, независимо от собственных экономических ресурсов, особых проблем не возникает.

Кризисная инверсия в России заключается в первую очередь в том, что пострадали регионы, связанные с глобальной экономикой, тогда как экономические дистрофики до сих пор чувствуют себя нормально, живя на федеральные дотации.

Если мы посмотрим на диаграмму, то увидим, что более 2/3 населения живет там, где не хватает собственных экономических ресурсов для развития – это ПГТ (поселки городского типа, село, маленькие города). Для этих регионов необходимо найти внутренние точки роста, поддержать их и через них «вытягивать» весь регион. 14% населения живет в слаборазвитых регионах, которые мы всей страной кормим и будем кормить, от этого никуда не денешься. 13% населения живет в богатейших регионах – Москве, нефтяных и газовых округах, Питере.

Риски глобальной экономики в сочетании с дефектами экономической структуры и определили ту картину, которую мы имеем.

Две зоны максимального риска – группы монопрофильных металлургических и машиностроительных регионов. Челябинская область показала снижение объемов экономики на 30% за январь, в феврале-марте наблюдается небольшой прирост. Но никто не может сказать: для металлургических городов это дно, или это первое дно, за которым следует ожидать последующих. Можно пока твердо сказать, что металлургические регионы за три месяца кризиса достигли первого дна, и резкого ухудшения ситуации в ближайшие несколько месяцев не ожидается. Следом по уровню спада идут машиностроительные регионы, и здесь разброс уже очень большой. Если у металлургов средний уровень спада минус 30%, то машиностроители подошли к 30%, но дна еще не достигли, и разница состоит в том, что металлургия начнет оживать сразу после того, как оживится спрос на мировом рынке, потому что она включена в цепочки обменов. Магнитогорск, можно заявить довольно точно, в числе первых войдет в переформатированное экономическое пространство. А вот с машиностроением обстоит хуже: эта область недореформирована, часто работает на дедовском оборудовании, и кризис лишний раз говорит – вы здесь неконкурентоспособны. За январь максимальный спад показал «АвтоВАЗ»; Самарская область, бывшая в лидерах, упала на 39%.

Кто сегодня, в кризисной ситуации, еще держится на плаву? Это Дальний Восток. Причина проста: все, что там могло умереть, уже умерло в 1990-е, там санировать уже нечего. А то, что выжило, относительно жизнеспособно. Достойно выживает агломерат федеральных городов, специализирующихся на пищевой промышленности. Из газово-нефтяных регионов большой уровень спада – 12% – наблюдается только в Ямало-Ненецком округе, и причина проста: Газпром – осколок советской системы управления. В последние годы в газовой отрасли не было нормальных инвестиций в технологическую сферу. Для примера – Ханты-Мансийский округ показывает спад физических объемов только на 0,5%.

Кроме того, Россия – страна с неэффективной промышленной занятостью. Во всех регионах с высокой долей занятости в машиностроении и металлургии неизбежно будет происходить сокращение занятости. В Челябинской области следует ожидать увольнений и законными, и теневыми способами. Падение бюджетных доходов (в некоторых областях достигает 3-4 раз), спад объемов производства и безработица – это три фактора, которые и определят в итоге уровень региона по выходу из кризиса.

В развитых странах базовый кризисный формат – увольнение. Все кризисные регуляторы в западных экономиках – это регуляторы занятости. У нас уникальная экономика, мы в 1990-е прошли по сценарию резкого сокращения зарплат, задержек выплат населению. Сокращение доходов населения почти в два раза превышало темпы спада экономики. Тогда мы вырулили за счет немыслимо сильного спада дохода населения. Что будет сейчас, сказать трудно. Пока статистика показывает, что массовых тупых неплатежей зарплат не наблюдается, средняя задержка зарплаты по стране на одного занятого составляет около 120 рублей.

Специфика этого кризиса состоит в том, что проблемы возникают даже не на уровне регионов, а на уровне поселений.

Челябинск и Магнитогорск – в зоне промышленного роста благодаря модернизации производства. Но эта волна модернизации не докатилась до монопромышленных и тяготеющих к ним городов, таких как Миасс, Златоуст, Сатка, Верхний Уфалей. Это города с плохими, неконкурентными активами, которые серьезно страдают от кризиса. Смысл кризиса как раз и состоит в санировании неконкурентных активов. Когда мне говорят, что никелевый завод в Верхнем Уфалее должен заработать опять, я сразу вспоминаю уровень инвалидности рожденных детей в этом городе, а он в десятки раз выше, чем по стране! Таких активов не должно в стране остаться. У нас еще паровые двигатели есть на производстве! Государство должно помочь людям в таких регионах переобучиться, создать условия для каких-то микробизнесов, для самозанятости, образования для детей. Эти города как промышленные центры вымрут, главное – чтобы издержки для населения были минимальными.

Делать конкретный прогноз развития Магнитогорска да и всей Челябинской области в целом ни один эксперт сегодня не возьмется. Но у этого региона отличный экономический потенциал, и, несмотря на серьезный кризис перепроизводства в Магнитогорске, прогнозы их развития вряд ли окажутся особо неблагоприятными.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем