В России ощутимо упало производство бензинов: за последнюю отчетную неделю оно оказалось на 14,2% ниже, чем год назад. Сокращение заметно и в сравнении с отгрузками топлива до 12 марта — даты массированной атаки украинских дронов по крупным российским НПЗ. Розничная стоимость бензина пока стабильна, но биржевые и оптовые цены держатся на высоком уровне.
Запас на форс-мажор — 10%
О важности объемов производства бензина ранее высказывались эксперты по топливному рынку: если дизтопливо Россия производит с большим запасом и активно экспортирует его, то с бензином подушки безопасности почти нет.
— Его мы производим примерно столько же, сколько потребляем. В обычное время около 90% произведенного за год бензина реализуется на внутреннем рынке, только 10% экспортируется, — рассказал тогда эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Для производства бензина важен Нижегородский НПЗ «Лукойл», подвергшийся атаке. Он обеспечивал примерно 10% выпуска светлого топлива, подчеркнул эксперт. Возможное сокращение объемов производства бензина прогнозировалось еще в первой половине марта. При этом в мае традиционно возрастает потребление из-за начала сезона отпусков, поэтому важно, чтобы НПЗ сохраняли достаточную мощность в марте-апреле.
Производство упало ниже 800 тысяч тонн в неделю
С 18 по 24 марта российские НПЗ произвели 755 тысяч тонн бензинов всех марок. За неделю до этого они выпустили 815 тысяч тонн, что также ниже среднего уровня. В предыдущие недели объем колебался в диапазоне 837–906 тысяч тонн, а год назад во второй половине марта (с 20-го по 26-е число) произвели 880 тонн. Отгрузки дизтоплив остаются стабильными и составляют 1,6–1,7 миллиона тонн в неделю.
Посла мартовских атак дронов биржевая стоимость топлива увеличилась: по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, еще 14 марта она превысила 60 тысяч за тонну АИ-95, через несколько дней достигла 67 тысяч, а сейчас колеблется вокруг отметки 63 тысячи рублей. Это не рекордный уровень: в сентябре 2023 года стоимость превышала 76 тысяч рублей за тонну АИ-95.
Розничные цены остаются стабильными с начала года: по данным Росстата, АИ-92 стоит в районе 50,5 рубля за литр, АИ-95 — чуть более 55 рублей за литр. За последнюю неделю они выросли, но крайне незначительно: на пару копеек. Но цены производителей поднялись, например, в феврале бензин АИ-95 подорожал почти на 17%, пишет «Интерфакс».
«Это больше психологическая атака»
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что критических последствий от атаки дронов возникнуть не должно:
— У нас много перерабатывающих мощностей, и нанести реальный чувствительный удар нашей переработке всё-таки сложно. Да, у нас основные НПЗ в европейской части России. Если мы говорим про зону поражения 1000–1100 километров, туда попадает большое количество объектов нефтепереработки, нефтехранения. К этому нельзя относиться легкомысленно. Но говорить о том, что Украина сможет нанести серьезный удар по переработке, что это вызовет дефицит бензина, что в стране вырастут цены на топливо, — это явное преувеличение. На это, кстати, и рассчитано. Это больше психологическая атака, нежели реальный удар по переработке.
В качестве превентивной меры правительство запретило экспорт бензинов с 1 марта по 1 сентября 2024 года: по замыслу, это должно оставить в стране упомянутые 10% бензина, которые обеспечат стабильные поставки даже в условиях форс-мажора.
В прошлом году ситуация с бензином обострилась к августу. В сентябре независимые АЗС стали жаловаться на сложности с покупкой топлива. Тогда власти анонсировали план по сдерживанию розничной стоимости бензина, включая и частичный запрет на экспорт нефтепродуктов. До конца сентября топливо пропадало даже на крупных сетях АЗС. Ограничительные меры сняли с нефтяных компаний в конце ноября.