Владельцам автомобилей, ввезенных параллельным импортом, грозят дополнительные (и зачастую крупные) сборы, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Это касается машин, растаможенных с занижением стоимости или с использованием льготных схем, которые действуют в странах ЕАЭС. Поскольку параллельные импортеры активно пользовались всевозможными лазейками, речь идет о сотнях тысяч автомобилей.
Цель таможни — 7 триллионов
Антон Шапарин обращает внимание на высказывания министра финансов Антона Силуанова, который комментировал амбициозную задачу таможенной службы по сбору более 7 триллионов рублей в бюджет РФ в 2024 году.
— Это может быть реализовано в том числе за счет усиления работы мобильных групп в рамках пресечения серых схем ввоза в Россию высокомаржинальных товаров, таких как автомобили, оборудование, электроника. Видим, что в последнее время именно такие товары поступают в Россию через серые схемы завоза, — сообщил министр агентству «Интерфакс».
Антон Шапарин подчеркивает, что начисление разнообразных доплат владельцам импортной техники является отработанной практикой:
— По другим товарам разницу в пошлинах доначисляют постоянно: есть контроль таможенной стоимости, который работает в Российской Федерации исключительно эффективно, — объясняет эксперт. — Поэтому у таможни есть весь инструментарий, чтобы провести эту работу.
Он добавляет, что сборы касаются не только самой таможенной пошлины, но и любых других платежей.
«В Киргизии НДС отличается от нашего, в Казахстане тоже, следовательно, эта разница и обсуждалась господином Силуановым»
Практика, по мнению Антона Шапарина, приобретет массовый характер:
— В Россию из Киргизии и других стран ЕАЭС въехали сотни тысяч машин, и я подозреваю, что взыскание может касаться всех платежей, которые были так или иначе занижены.
Много ли придется доплачивать?
Суммы очень разнятся в зависимости от машины, количества уже оплаченных сборов, а также способа ввоза (на физическое лицо, юридическое лицо). Для примера возьмем популярный у параллельных импортеров Geely Monjaro, который у официальных дилеров стоит минимум 4,7 миллиона рублей, а у серых продавцов — от 3,3–3,5 миллиона рублей. Разница примерно в полтора миллиона рублей получается за счет экономии на таможенных сборах.
В Китае полноприводные Monjaro с 238-сильным мотором стоят от 185 тысяч юаней (2,4 миллиона рублей). При белом ввозе юридическим лицом совокупный таможенный платеж составляет 1,483 миллиона рублей, при ввозе «физиком» для перепродажи — 1,469 миллиона рублей. Несмотря на похожесть сумм, формируются они по-разному: в случае с частным лицом львиную долю составляет таможенная пошлина (1,154 миллиона рублей), в случае с юрлицом самые крупные суммы — это НДС (597 тысяч), пошлина (361 тысяча) и утильсбор (300 тысяч). При ввозе физическим лицом для личного пользования платеж составит 1,166 миллиона, но в этом случае автомобиль запрещено перепродавать в течение года. Получается, что владельцев «дешевых» Monjaro могут попросить о доплате 1–1,5 миллиона рублей.
Еще хуже ситуация с электромобилями. Лидер российского рынка Zeekr 001 ввозится только по серым схемам, и цена в прошлом году падала до 5,5 миллиона рублей, тогда как при честной растаможке он стоил бы 7,5–8 миллионов. Средний уровень совокупного таможенного платежа за полноприводный Zeekr 001 составлял в районе 2,6 миллиона рублей, а для рестайлинговых моделей 2024 года — более 3 миллионов (они мощнее). Поэтому владельцам «недотаможенных» Zeekr может прийти счет на сумму в районе 2 миллионов рублей. И, кстати, в случае с электромобилями НДС оплачивается даже при ввозе частными лицами и достигает 1+ миллиона рублей.
У несогласных приостановят регистрацию
Автоюрист Лев Воропаев ранее объяснял, что срок исковой давности по взысканию таких сборов составляет 3 года, в течение которых Федеральная таможенная служба (ФТС) может потребовать у автовладельца доплатить разницу в пошлинах, утильсборах, НДС или акцизах. Он считает, что практика будет применяться избирательно, но достаточно регулярно:
— По-хорошему ФТС должна сначала уведомить владельца о необходимости погасить долг, но я подозреваю, что они будут уведомлять человека, который ввез автомобиль. А новый владелец, вероятно, даже не узнает об этом, пока у машины не приостановят регистрацию, — говорит юрист.
«Если автомобиль ввезен через ЕАЭС по выгодной цене, а продавец не показывает таможенную декларацию, машина, скорее всего, проблемная»
В КоАП есть статья 16.21 «Незаконное пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка», которая подразумевает ряд крупных штрафов, а главное — конфискацию товара. Но Лев Воропаев говорит, что к описываемой ситуации ее применяют редко и статья в большей степени касается машин, которые не прошли растаможку вообще.
Как дожимают серые схемы
С 1 апреля 2024 года начинают действовать новые правила параллельного импорта автомобилей, которые автоматически приплюсовывают всю разницу в НДС, пошлинах и акцизах к сумме утилизационного сбора. Фактически это делает «киргизские схемы» бессмысленными. В том числе ФТС будет доначислять разницу в случае занижения таможенной стоимости.
Лазейки для параллельного импорта возникли из-за того, что в странах ЕАЭС действуют собственные схемы растаможки «для внутреннего пользования». Подробнее об этом мы рассказывали на примере официальных Zeekr 001 из Белоруссии, которые удивляют низкой ценой (но требуют доплат при ввозе в Россию).
Правительство России уже неоднократно заявляло о желании бороться с серым импортом.