¬алерий  олокольцев, ректор ћ√“”: «—отрудничество ћ√“” и ќјќ «ћћ » – уникальный опыт совместной работы вуза и производства»
¬алерий  олокольцев, ректор ћ√“”: «—отрудничество ћ√“” и ќјќ «ћћ » – уникальный опыт совместной работы вуза и производства»

¬ декабре 1929 года начальник ћагнитостро€ ¬. ј. —моль€нинов направил в ћоскву и область ходатайство о необходимости открыти€ в ћагнитогорске технического вуза. ¬ результате в апреле 1932 года у нас возникает сеть «сменных» институтов, среди которых был и металлургический. ѕозже в 1934 году приказом √лавного управлени€ учебных заведений Ќаркомт€жпрома на базе филиалов был создан горно-металлургический институт, а в сент€бре 1937 года в числе первых выпускающих кафедр была организована кафедра «металлурги€ стали». ”же в конце 1937 года было выпущено п€ть сталеплавильщиков. ќднако днем рождени€ металлургического факультета – кузницы кадров дл€ металлургии – считаетс€ 1932 год.

¬ чем заключаетс€ уникальный пример сотрудничества ћ√“” и ќјќ «ћћ »? ¬ каких направлени€х развиваетс€ это сотрудничество в насто€щее врем€?  ак мен€лась востребованность в металлургах с годами и почему?  то такой металлург сегодн€?  ак сказалс€ на его подготовке закон о ≈√Ё? ∆дут ли сегодн€ студентов ћ√“” на предпри€ти€х нашей страны дл€ прохождени€ практики?  аков сегодн€ процент студентов, которые хот€т получить знани€, а не просто диплом о высшем образовании?

ѕопробуем ответить на эти и другие вопросы в нашем интервью.

¬алерий ћихайлович, насколько тесно сотрудничал магнитогорский горно-металлургический институт в начале своего существовани€ с металлургическим комбинатом и другими предпри€ти€ми города?

– √орно-металлургический институт был создан именно дл€ подготовки кадров дл€ предпри€тий города. ¬ том числе дл€ ћћ . Ёто и предопределило взаимодействие института с предпри€ти€ми – как в подготовке специалистов, так и в научном плане. » можно сказать, что уже более 75 лет – с самого момента образовани€ института – мы работаем совместно с металлургическим комбинатом.

¬ момент зарождени€ института в нем наверн€ка трудились люди, работающие на производстве.

– ƒа, очень многие преподаватели в то врем€ приглашались с ћћ . » это стало традицией института: до сих пор ведущих специалистов комбината и других предпри€тий мы приглашаем в университет дл€ работы по разным направлени€м.

ѕо каким именно?

– Ёто работа в √осударственной аттестационной комиссии по защите дипломных проектов и работ, руководство дипломным проектированием, курсовыми и научно-исследовательскими работами, чтение лекций, руководство аспирантами — практически во всем спектре нашей образовательной де€тельности участвуют специалисты ќјќ «ћћ » и других предпри€тий города. » надо сказать, что это сотрудничество очень эффективно: студенты с удовольствием ход€т к ним на лекции и работают под их руководством.

ѕлавка стали в индукционной печи

 ак это можно объ€снить?

– «десь результат полученных знаний ос€заем. —пециалист-производственник учит на конкретном примере реального действующего процесса, оборудовани€, цеха, предпри€ти€ и дает очень конкретные знани€ по тому участку, цеху, производству или технологии, которыми он сам владеет. ¬ результате такого тандема рождаютс€ очень хорошие проекты.  роме того, специалист-производственник, выпускник нашего вуза, знает, чего не хватает в наших образовательных программах, и мы учитываем его мнение при составлении новых программ: вносим в них новые дисциплины, разрабатываем научные студенческие проекты именно те, что необходимы именно сегодн€ и именно на этом производстве.

¬ы можете привести пример?

– ¬ результате такого содружества мы, во-первых, разработали новые образовательные программы практически по всем направлени€м подготовки бакалавров, магистров, специалистов, а во-вторых, готовим специалистов, обладающих знани€ми не только по базовой специальности, но и родственным к ней специальност€м.

„ем така€ подготовка отличаетс€ от обычной?

– “ем, что, кроме базовых, дл€ данной специальности дисциплин мы преподаем студентам и примыкающие к ним.

«ачем нужны такие специалисты?

– —овременные техника и технологии требуют комплексных знаний по определенному направлению. Ќапример, есть отдельные специальности «обработка металлов давлением», «металлурги€ черных металлов», «литейное производство» и т.д. Ќо вот по€вились новые виды производств – так называемые литейно-прокатные станы, где в одну линию встроены плавильный агрегат, машина непрерывного лить€ заготовок, прокатный стан. » все это управл€етс€ современными Ё¬ћ. ѕоэтому знани€ специалиста, работающего на таком производстве, должны быть комплексными.

Ќо это ведь уже не простой металлург!

– “о-то и оно. Ёто уже совершенно другой, новый, как сейчас модно говорить, инновационный специалист. ј мы уже больше 15 лет таких специалистов готовим и даже не задумывались, что их так можно назвать. ћы набирали, например, металлургов и давали им «прокатку», «привод», чтобы они знали, как работает клеть, ћЌЋ« (машина непрерывного лить€ заготовки) и т.д. ј всем этим невозможно управл€ть без компьютера, без знаний информационных технологий. ѕланы образовательных программ дл€ подготовки таких специалистов мы составл€ли совместно с ќјќ «ћћ ».

¬ы ведь учились в первом наборе литейщиков?  огда это было? ѕочему выбрали именно эту специальность?

– ¬ конце 60-х – начале 70-х годов у нас в стране бурно развивались машиностроение и строительство – производства, в которых часто используютс€ литые издели€ из металла. ј специалистов-литейщиков готовилось мало. ¬ результате на них возник большой спрос. » по распор€жению правительства в р€де институтов была открыта специальность «литейное производство черных и цветных металлов». ¬ том числе и в нашем горно-металлургическом институте.  огда € после окончани€ школы пришел сюда, чтобы выбрать дл€ себ€ специальность, мен€ у главного входа встретил ёрий ѕавлович Ќикулин, декан металлургического факультета. ќн агитировал абитуриентов поступать на литейщиков. » так он описывал эту специальность, что € не смог пройти мимо.

„то такого он вам говорил?

– ќн сказал нам, что професси€ литейщика сродни искусству и приводил €ркие примеры шедевров литейного производства. ќн мгновенно располагал к себе и буквально за п€ть минут умел посв€тить в сущность профессии: что € сам могу сделать модель того, что желаю, и получить готовое изделие в металле.

ќправдались ли ваши ожидани€?

– ¬полне. Ќас научили и формовать, и изготавливать модель будущего издели€, и плавить… Ќашими мастерами были литейщики ћћ  – из цеха изложниц, фасоно-литейного цеха. ќни литейное производство знали от и до.

ј практику вы проходили непосредственно на комбинате?

– Ќе только. ¬ те времена – и € считаю, что это было очень здорово – в образование был внедрен принцип практик на базе передовых предпри€тий всего ———–. ѕоэтому и у нас, литейщиков, базы практик располагались по всему —оветскому —оюзу – в тех городах, где действовали мощные машиностроительные, металлургические предпри€ти€, располагающие литейными цехами. ѕричем предпри€ти€ предоставл€ли нам рабочие места. я сам был на практике в –€зани на заводе «÷ентролит», обладающим всеми современными на то врем€ литейными технологи€ми, в –остове-на-ƒону и в ћагнитогорске. “о есть € смог посмотреть свою специальность на машиностроительном, на металлургическом и на чисто литейном заводах и сравнить разные технологии литейного производства. ѕодготовка была такой мощной, что, когда € распределилс€ в ¬олгоград, мен€ сразу поставили мастером. ѕри этом мой начальник сказал мне: «ћы знаем магнитогорскую школу специалистов – справишьс€!»

„то изменилось с тех пор? ѕочему подготовка специалистов в вузах стала более слабой?

–  огда мы учились, у нас редко было три пары в день. ¬ основном четыре. ¬ том числе и в субботу! ј в последние 20 лет, когда началась реформа высшей школы, мы пошли по пути увеличени€ самосто€тельной работы и довели ее до 50 процентов учебных часов. ¬озможно, что это правильно с точки зрени€ уменьшени€ нагрузки и гигиены здоровь€, но дл€ такого перехода необходимо сформировать иной менталитет учащегос€. ¬спомните из термодинамики – та фаза устойчива, котора€ обладает минимумом энергии! Ќе хот€т наши студенты лишний раз тратить свою энергию! » это €вл€етс€ основной причиной падени€ уровн€ образовани€. ћы держимс€ на энтузиастах – тех студентах, которые идут в вузы ради образовани€. Ќе ради диплома, а ради знаний!

» много сейчас таких?

– я считаю, что процентов 15-20.

Ќе густо…

– ƒа, не густо. Ќо сравнимо со среднестатистической успешностью. —читаетс€, что если 5-10 процентов дел в обществе ведетс€ успешно, то оно живет нормально. Ќо € думаю, что беда нашего, российского, общества в том, что у нас нет национальной модели развити€ экономики. ¬едь в јмерике «—иликонова€ долина» возникла не случайно. Ёто был запрос экономики, бизнеса, которые потребовали от правительства —Ўј новых технологий, техники, машин и пр. » вот така€ триада – государство–бизнес–наука – позволила —Ўј совершить экономический рывок. ѕо тому же принципу пошли япони€,  итай, ёжна€  оре€, »нди€ и др. ј что мы хотим от —колково? „тобы что-то там получилось, бизнес должен сказать: «Ќам это нужно, мы готовы это финансировать и покупать». ј иначе это будет оп€ть просто очередной президентской инициативой. ѕоэтому нам легче купить за рубежом, чем сделать самим.

—ейчас студенты имеют возможность практиковатьс€ на тех предпри€ти€х, где проходили практику вы?

– Ќет, ведь большинство предпри€тий стали частными, и не все могут, а часто и не хот€т, заниматьс€ расселением и трудоустройством студентов. Ќо, оп€ть же, приведу в пример ћћ  и его дочерние предпри€ти€, где нашим студентам всегда рады.

 аким вам запомнилс€ комбинат 70-х?

– Ќаш комбинат – один из старейших в стране, символ индустриализации. ÷ех изложниц у нас был самым крупным литейным цехом в мире! ¬ хорошие годы он производил до 600 тыс€ч тонн отливок в год! Ќо ћћ  всегда работал на износ и пришло врем€, когда потребовалась его коренна€ реконструкци€. » спасибо »вану ’аритоновичу –омазану за то, что он зате€л большую реконструкцию комбината, начал развивать конвертерное производство. » если сравнивать состо€ние ћћ  конца 60-х – начала 70-х с нынешним, то не зр€ говор€т, что происходит второе рождение нашего комбината. —овременные технологии, современные кадры. » он снова первый! ќгромна€ заслуга в этом, конечно, ¬иктора ‘илипповича –ашникова и его команды.

ќ чем это говорит?

– ќб уникальности нашего города и его комбината. Ќа прот€жении многих дес€тилетий сохран€ть первенство! Ћегко ли все врем€ быть чемпионом?! » заслуга ћ√“” в успехах комбината тоже есть, потому что более 90 процентов менеджеров ќјќ «ћћ » подготовлены у нас. Ёто уникальный опыт совместной работы вуза и производства, подготовки кадров в содружестве с мощным предпри€тием! ¬от где необходимо проводить основные исследовани€ в металлургии! “акой опыт должен быть востребован страной!

ѕочему не остались в ¬олгограде? ѕочему вернулись в ћагнитку?

– я мечтал заниматьс€ наукой, и когда представилась возможность вернутьс€ на родную кафедру, сразу вернулс€. Ќо сначала мне пришлось поработать на ћћ , на горно-обогатительном производстве, в термическом отделении. » это дало свой положительный результат: в ¬олгограде € занималс€ чистым литьем, а поработав на ћћ , € освоил все смежные производства, примыкающие к литейному производству. Ќачал € свою работу в институте в должности инженера-исследовател€. ќна заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение научно-исследовательской работы на „ебоксарском заводе промышленных тракторов. ћы разрабатывали процессы рафинировани€ чугуна, повышени€ качества отливок из чугуна дл€ тракторов. „ерез год мен€ избрали на должность младшего научного сотрудника, потом была аспирантура, защиты кандидатской и докторской диссертаций, преподавательска€ работа, работа в должности заведующего кафедрой, декана химико-металлургического факультета, первого проректора.

 ак мен€лась востребованность в металлургах с годами?

– Ќа данный момент инженеров, или специалистов с высшим образованием, требуетс€ процентов 40 от общего числа специалистов. ѕричем динамика снижени€ востребованности в инженерах пр€мо противоположна динамике потребности в высшем образовании. Ќо нужно учитывать, что образование необходимо не только дл€ получени€ специальности, но и ради собственной образованности, ради увеличени€ шансов найти свое место в жизни. ¬едь главное, что дает сильна€ высша€ школа – это умение учитьс€ и умение примен€ть свои знани€ на практике!

ј как же конкуренци€? ¬ чем в таком случае состоит отбор?

– »ногда € слышу такое мнение, что не нужно стране так много инженеров, потому что предпри€ти€ не могут обеспечить им продвижение. Ќо € не согласен с такой точкой зрени€. ѕо-моему, чем образованнее среда, в которой работают люди, тем больше выигрывает производство. ѕросто конкуренци€ должна быть здоровой, основанной на знани€х, а не на родственных св€з€х и протекционизме.

 ак ≈√Ё сказались на качестве образовани€?

– ≈√Ё – это закон, который нужно уже выполн€ть, а не обсуждать. “ем не менее € не сторонник ≈√Ё как безальтернативного экзамена. ¬ этом случае школа начинает мен€ть саму сущность образовани€. ќна начинает не учить, а готовить к сдаче ≈√Ё! ѕри этом в результате мы получаем далеко не адекватную оценку знаний, и мы видим это по нашим студентам. “ак, на факультете экономики и права никогда не было двоечников: туда всегда набирались самые сильные абитуриенты. ј сейчас их там очень много. «а последние три года нам стало трудно работать с первокурсниками. ” них слабые знани€ по физике, химии, информатике, черчению, иностранному €зыку. » чтобы поддерживать высокое качество наших выпускников, приходитьс€ на ходу исправл€ть ошибки школы за счет дополнительных зан€тий.

22 декабр€ прошлого года вышло распор€жение ¬. ѕутина о реорганизации ћ√“” в университетский комплекс.  ак скажетс€ на вступительных экзаменах эта реорганизаци€, в частности, на металлургическом факультете?

– ћы ожидаем, что с внедрением в нашем университете многоуровневого образовани€ повыситс€ его имидж, так как ребенок сможет поступить в ћ√“” уже после 9 класса и выйти из него инженером. ј что касаетс€ непосредственно металлургов, то у студентов тех колледжей, в которых есть металлургические специальности, повыситс€ интерес к учебе: у них по€витс€ возможность поступить на ускоренное обучение по согласованным с колледжами программам подготовки. “ака€ практика нами была отработана в прежние годы и уже дала положительные результаты.

—оответствует ли оборудование, на котором обучаютс€ будущие металлурги тому уровню, на котором сегодн€ работает ќјќ «ћћ »?

– ћы приобретаем все современное оборудование, которое можем приобрести при практически полном отсутствии государственного финансировани€. ” нас работает современное оборудование по исследованию материалов, мы разрабатываем обучающие тренажеры под информационные технологии обучени€. Ќапример, кафедры металлургии черных металлов обработки металлов давлением совместно с ќјќ «ћћ » и р€дом компьютерных фирм разрабатывают передовые обучающие программы. Ёто совершенно новые программы, по которым студент может с помощью компьютера обучатьс€ работе на современнейшем металлургическом оборудовании.

 то же такой металлург?

– ¬ детстве металлурга олицетвор€л у мен€ с герой, сто€щий у доменной или мартеновской печи с кочергой в руках. ƒвижетс€ расплавленный металл, искры кругом, и он всем этим управл€ет. Ќо эта картина из школьной экскурсии уходит в былое: металлурга все чаще окружают автоматизаци€ и механизаци€. ќднако гор€чие цеха до сих пор работают, и еще долго металлург будет ассоциироватьс€ с жидким металлом и его разливкой.

¬ названии вашего вуза больше не звучит «металлургический».  ак вы к этому относитесь?

– я, конечно, сторонник хороших традиций. Ќо уже нет ———–, и жалеть об этом нет никакого смысла, ведь мы как страна развиваемс€. “ак и здесь: да, мы уже не горно-металлургический институт, но зато мы достигли статуса университета. ѕричем очень сильного университета! “у задачу, котора€ сто€ла на определенном историческом этапе перед ћ√ћ», мы уже выполнили. » теперь, € бы сказал, мы даже не технический, а политехнический университет!