јбдулла Ѕаракшин, имам-хатыб ÷ентральной —оборной мечети города ћагнитогорска: «»слам – это альтернативное видение, особый образ жизни»
јбдулла Ѕаракшин, имам-хатыб ÷ентральной —оборной мечети города ћагнитогорска: «»слам – это альтернативное видение, особый образ жизни»
”рал впитал в себ€ культуру многих народов, в том числе и тех, кто €вл€етс€ носителем исламской веры. ¬ чем же особенность этой религии?  ого можно считать истинным мусульманином, а кто – всего лишь этнический мусульманин? ѕочему именно ислам порождает так много террористов? „то дает ислам женщине, а что – мужчине?

Ќа эти и другие вопросы, простые с одной стороны и сложные – с другой, мы искали ответы в беседе с имамом јбдуллой.

–  ак истори€ ислама св€зана с ”ралом?

– Ќа территории ”рала мусульман было много испокон веков, а когда »ван √розный покорил  азань, позиции ислама в нашем крае стали еще крепче за счет беженцев из ѕоволжь€. ѕоэтому именно в ќренбурге в 1789 году ¬ысочайшим ”казом императрицы ≈катерины II было образовано ÷ентральное духовное управление мусульман –оссии (÷ƒ”ћ) как ќренбургское магометанское духовное собрание. Ѕыл назначен муфтий. ¬ообще на территории –оссии у мусульман всегда был один духовный лидер. ”ходил один, на его место назначали другого. ћирное существование закончилось с приходом советской власти. ћы, мусульмане, всегда раздел€ли и раздел€ем судьбу всех росси€н. ѕоэтому ислам, как и христианство, иудаизм, другие религии, подвергалс€ гонению после ќкт€брьской революции. я знаю много историй, передаваемых из поколени€ в поколение, о том, как убивали наших служителей, разрушали мечети, отнимали религиозные св€тыни у простых граждан, наказывали их за то, что не захотели отказатьс€ от своей веры.

–  то сегодн€ посещает мечети города?

– –аспространенное заблуждение многих – это относить определенную нацию к определенной религии. Ќа самом деле это не так. ћы все знаем о нагайбаках – крещеных татарах. Ѕашкиры тоже не все мусульмане.  ак и не все русские – христиане. ћы, богословы, не причисл€ем отдельную нацию к конкретной религии, не делим людей по национальному признаку. ¬ нашем городе есть русские мусульмане. » есть башкиры, посещающие церковь.  онечно, среди народов –оссии есть такие, где мусульмане представл€ют большинство. Ёто чеченцы, башкиры, татары, дагестанцы, казахи, ногайцы и другие. Ќаш город всегда был многонациональным, поэтому в мечеть приход€т разные люди.

– ћировой ислам сегодн€ расколот на два основных лагер€. —казываетс€ ли это на российских верующих?   какому лагерю причисл€ет себ€ магнитогорска€ община?

– ƒва больших лагер€ – это сунниты и шииты. Ќо все они – мусульмане.  ажда€ группа признает, что јллах один и ћухаммед (гал€йхис–сал€м) – его пророк. ј пророк ћухаммед сказал: « то признает единство јллаха и мое пророчество – тот мусульманин». ѕоэтому и сунниты, и шииты – мусульмане. ¬ нашем городе есть и те, и другие. ¬се они приход€т по п€тницам в мечеть. »мам проводит намаз, все верующие – и сунниты, и шииты – сто€т в одном р€ду и вместе читают намаз. » если, к примеру, имам поднимает руки до ушей, то кто–то поднимает руки только до груди. Ќо это не принципиально. ƒл€ Ѕога все едины. ј что касаетс€ вопросов веры, поклонени€… ѕонимание  орана мен€етс€ в зависимости от времени.  аждый век привносит что-то свое, новое.

– »слам до сих пор считаетс€ закрытой религией, хот€ число верующих достигает на насто€щий момент около 20 млн человек только в –оссии. ¬ чем простота и сложность религии ислам?

– ¬ исламе, конечно, есть свои тайны и загадки. ¬нешне ислам некрасив: очень строг, имеет определенные законы. ¬  оране прописано более 70 больших грехов, которые став€тс€ под запрет любому мусульманину. ѕоэтому человек, принимающий ислам, должен изменитьс€ внутренне, он должен изменить свое поведение в обществе, образ жизни. » если рассматривать ислам с этой стороны, то да, он сложен.  роме того, каждый мусульманин в своей жизни должен совершить п€ть вещей: шахада, сал€т, зак€т, саум, хадж – в этих п€ти незамысловатых словах и кроетс€ сущность ислама. Ёти столпы исследователи ислама часто именуют «символами веры», ибо именно по их соблюдению можно сказать, верит ли данный человек в јллаха или нет, и чего не хватает в его образе жизни дл€ того, что бы полностью считатьс€ правильным и не противоречащим нормам исламской религии. Ёто п€ть непреложных истин, которые мы соблюдаем св€то.

ќсновополагающим считаетс€ исповедание – это первый столп. ѕризнав јллаха единым Ѕогом, а ћухаммеда (мир ему) его пророком, можно стать правоверным, которому предписаны ежедневные молитвы (намаз) – это совершение определенных движений – второй столп.  аждый мусульманин раз в год об€зан соблюдать тридцатидневный пост – третий столп. ѕодача милостыни бедным – четвертый и об€зательный хадж к св€тым местам – п€тый. Ќо с другой стороны, ислам охватывает всю жизнь человека – от его рождени€ до смерти. ќн предусматривает все, вплоть до того, как и чем кормить младенца, как его пеленать.

«абота ислама о человеке начинаетс€ еще до его рождени€. ¬  оране вы найдете описание, как и что должна делать беременна€ женщина, ее правила гигиены. Ќадо сказать, что гигиена, чистота в »сламе – основное. ћы не придумываем ничего. Ќа любой вопрос вы найдете ответ в  оране, суннах пророка. ¬ них описан каждый шаг, каждое действие, и мусульманину остаетс€ только следовать описанию. » поэтому, когда человек проникаетс€ духом ислама, начинает жить по его законам, ему становитс€ очень легко. » в этом смысле ислам можно назвать очень простой религией. ¬от как раз за счет простоты следовани€ ислам и находит массу последователей. ѕриведу пример. ќдин мусульманин купил квартиру в дев€тиэтажке. ќн и жена одеты по–мусульмански, девочки на улице в платках играют. » первое, что он почувствовал – негатив, который шел от соседей по площадке. ќтторжение. ƒело в том, что в –оссии еще существует стереотипное воспри€тие мусульман как ваххабитов-террористов. Ќаш мусульманин очень переживал, ведь ѕророк ћухаммед (мир ему) сказал: «“ы не сможешь войти в рай, если тебе сосед не разрешит». ќни с женой стали ходить к бабушке–соседке в гости с едой. —ебе готов€т и ей несут. ѕостепенно подружились. ј через год бабушка им сказала: «я хочу прин€ть вашу веру». ќдин из этнических мусульман однажды пришел в мечеть помолитьс€ за своих предков, а в это врем€ шла п€тнична€ молитва. „еловек послушал проповедь и решил остатьс€. » таких случаев много. ∆енщинам нравитс€, что мусульмане не пьют. ќдна женщина пришла к нам, потому что ее отец пил, бил маму, а соседи-мусульмане всегда жили в мире.

– Ќеужели все мусульманские семьи живут дружно? –азве характер зависит от веры?

– ’арактер человека мен€етс€ от веры.   примеру, если вспыльчивый мужчина читает  оран, читает слова пророка ћухаммеда, он видит, что там написано: « огда ты гневаешьс€, если ты стоишь – с€дь, если ты сидишь – л€г, если и лежа не проходит, пойди, умойс€».

– –азве »слам не агрессивен по своей природе? –азве он не завоевывает мир?

– «авоевание мира не €вл€етс€ основной целью »слама. я бы сказал, что »слам – это альтернативное видение, особый образ жизни.

–  ак ислам относитс€ к вегетарианству?

—оборна€ мечеть

–  ак раз с такой едой у нас нет никаких проблем. Ёто и еда кришнаитов в том числе. ќни употребл€ют только растительную пищу, поэтому нам можно есть все, что они готов€т.  онечно, в современном обществе с его модифицированной продукцией трудно бывает найти то, что можно есть истинному мусульманину. ѕоэтому приходитс€ тщательно изучать содержимое продуктов, их состав. „тобы верующим было проще обеспечить себ€ питанием, у нас в городе открыты мусульманские столовые.  аждый желающий может прийти сюда и недорого пообедать и даже заказать еду домой.

– ¬ы говорите о том, что в  оране прописано все, что касаетс€ жизни человека, но остаетс€ ли при этом простор дл€ его индивидуальности?

–  онечно. ¬озьмем одежду.  оран говорит о том, что мужчина не имеет право открывать тело от пупка до колена. Ёта часть тела должна быть закрыта. » это строго. Ќо чем мужчина ее прикроет – его выбор. ∆енщина закрывает все тело. Ќо стиль одежды, ткань, из которой она сшита выбирает женщина.

– ј мода? —уществует ли она в мусульманском мире?  ак женщина может самовыразитьс€?

– ћусульмане не след€т за модой в общем понимании этого слова. Ќо внутри ислама существует сво€ мода. ≈сть мода арабских стран, которые придерживаютс€ традиционных стилей. ≈сть европейский стиль. ¬ –оссии все больше возвращаютс€ к той одежде, которую носили до революции: к длинным плать€м, юбкам, которые могут быть очень разнообразны. Ќаши женщины тоже не прочь похвастатьс€ новинками.  ультура ислама многогранна, но в то же врем€ она, определенно, базируетс€ на вере и религии. ј религи€ диктует правила одежды и поведени€ в обществе, €вл€етс€ советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров.

– –асскажите о положении женщин в исламе. ƒовольны ли они им?  ак это ув€зываетс€ с современным представлением о возможност€х женщин? ѕочему мужчины ислама ущемл€ют своих женщин? Ёто признак их силы или слабости?

– Ќаверное, говор€ о правах сторон, лучше сначала упом€нуть об их об€занност€х. ¬ наших семь€х существует строгое разделение об€занностей. ∆енщина-мусульманка отвечает перед мужем и перед ¬севышним только за одно – это рождение ребенка. ¬се остальное – об€занность мужчины: материальное обеспечение, еда, кров. ∆енщина только помогает своему мужчине, к примеру, в уборке помещени€, приготовлении пищи…

– „то даже уборка помещени€ лежит на муже?

»сламска€ община ћагнитогорска

– ƒа. ∆енщина помогает в стирке одежды мужчины, воспитании его детей. ¬ мусульманских семь€х дети принадлежат мужчине. «а это женщина получает столько награды от ¬севышнего, как если бы она читала молитвы, читала намаз,  оран. ѕоскольку у мужчины больше об€занностей, то и прав у него больше. ¬едь он добытчик, он, можно сказать, директор своей маленькой организации.

– Ќо сейчас нередко бывает так, что женщина способна заработать больше своего мужа.  ак быть в таких случа€х?

– Ёто неправильно. ∆ена не должна работать. ≈е об€занность – рожать детей. 5, 7, 10 детей, если мало. ≈сли женщины начнут рожать детей, каждому мужчине найдетс€ работа. ¬се мусульманские страны живут по таким принципам. Ёто в –оссии об этом странно слышать.

–  онечно, странно, ведь русска€ женщина сильна духом. » что это за мужчина, который не способен выдержать конкуренцию с женщиной! ƒа и продолжительность жизни «сильной половины человечества» гораздо короче. „то делать, если муж заболеет или умрет?

– ≈сли муж умер, женщина имеет право выйти замуж второй раз. ћожет быть, даже стать второй женой.  онечно, не только русские женщины против этого, но и женщина любой другой национальности и веры. Ќо никто женщину и не заставл€ет. Ќе хочешь – не иди, живи одна. ƒа и ислам допускает многоженство только в определенных случа€х. ¬ нашем городе мусульман, у которых есть втора€ жена, можно по пальцам пересчитать. ¬о-первых, это желание женщины. ¬о-вторых, и это об€зательное условие, равноправие в материальном обеспечении каждой. ≈сли ты жил с одной женой и тратил на нее 20 тыс€ч, то на вторую жену ты должен тратить столько же, но никак не делить 20 тыс€ч на двоих. ѕри этом и жены, и дети должны знать друг друга. ћужчина не имеет право встречатьс€ со второй женщиной тайно. ¬-третьих, дети от каждой женщины должны получать равное внимание отца. » еще одно об€зательное условие – это получение разрешени€ на венчание. ∆енщина и мужчина не могут договоритьс€ один на один о совместной жизни. Ѕез свадьбы жить вместе нельз€. —вадьба – это договор, при котором присутствует мулла, жених, невеста и двое свидетелей.

–уководство общины

Ёти п€ть человек €вл€ютс€ свидетел€ми установлени€ прав. ¬ исламе женщина не может написать за€вление о разводе. ѕрошение о разводе мулле может подать только муж. Ќо во врем€ свадьбы муж и жена могут договоритьс€ о том, что часть права на развод будет у одного, а втора€ часть – у другого. ѕосле свадьбы мужчина и женщина св€заны между собой трем€ нит€ми.  огда они разойдутс€ в первый раз, перва€ нить рветс€, хот€ они продолжают быть мужем и женой. ≈сли они разойдутс€ второй раз – втора€ нить рветс€. » в этом случае они еще могут вернутьс€ к семейной жизни. ѕри третьем разводе они уже, даже если захот€т, жить вместе не имеют права, пока женщина не побывает замужем за другим мужчиной. ≈сли вз€ть ситуацию, когда муж не исполн€ет своих об€занностей, жена имеет право пожаловатьс€ на него в мечеть. ѕри исламском шариате ему могут даже сорок палок назначить. ¬ нашей стране этого нет, и женщине остаетс€ обращатьс€ только в милицию или в суд. ћы в мечети можем прочитать проповедь дл€ воздействи€ на него, не указыва€ на лица.

– Ѕыли ли в истории ислама великие женщины, можно ли встретить мусульманских женщин на руковод€щих постах?

– Ѕывают такие случаи. ¬се зависит от того, как муж и жена договор€тс€. ≈сли женщина хочет помочь мужу или дл€ себ€ денег заработать, в этом дл€ нее запрета нет. Ёто чисто семейное решение. „то касаетс€ великих женщин, то стоит вспомнить иранскую лыжницу, котора€ участвовала в женской эстафете на олимпиаде в “урине. ‘аузи€ Ѕайрамова – депутат думы в “атарстане. ¬ нашем городе € лично с такими женщинами не знаком, но знаю, что они есть.

– –асскажите, как складываютс€ взаимоотношени€ общины магнитогорских мусульман и города?

¬нутренне убранство соборной мечети

– ” каждого главы города есть свои взгл€ды на происход€щее, свое определенное мнение. Ѕывший мэр города встречалс€ с ¬ерховным муфтием “алгатом “аджутдином. ќни сумели договоритьс€ об открытии мусульманского центра, что и произошло в 2006 году. —ейчас при нем работает единственна€ в –оссии бесплатна€ мусульманска€ библиотека, созданна€ нашими силами. » мы ею по праву гордимс€, потому что вы не найдете такой библиотеки даже в ћоскве.  роме библиотеки в центре работает кафе хал€ль, в котором можно поесть, не беспоко€сь о том, из чего состоит еда. ” нас есть собственна€ типографи€, издательство, где мы выпускаем газету «“љп йорт» («ќтчий дом»). ”же третий год, как при центре действует начальна€ школа. —ейчас мы добиваемс€ возможности дл€ наших учеников (а это 30 детей) получени€ российского аттестата зрелости, ведь они изучают все предметы, которые включает в себ€ об€зательна€ школа.  аждому насто€щему мусульманину необходимо научитьс€ не просто понимать арабский, он должен уметь читать и грамотно писать на арабском. Ќельз€ прочитать намаз на другом €зыке. ћолитвы в  оране написаны на арабском. ѕоэтому наши реб€та с первого класса изучают арабский €зык. ќн даетс€ им легко, хот€ по грамматике он намного сложнее английского…

– ¬аши прихожане с населением города не конфликтуют?

– Ќет, у нас очень мирный город, и его насел€ют добрые, толерантные люди.

– Ќо так было до сих пор. —овсем недавно произошли теракты в ћоскве. ”же вы€влены организаторы этого безумного поступка. —реди населени€ растет напр€жение, недоверие к тем, кто придерживаетс€ иных взгл€дов на жизнь, и больше всего это относитс€ именно к исламу.

– “еррористы, которые это сделали, – не мусульмане. Ёто люди, нан€тые дл€ разжигани€ конфликта и специально дл€ этого надевшие мусульманскую одежду. Ќе берусь даже гадать, кто их нан€л, – это дело правоохранительных органов. Ќасчет названных женщин… я не верю, что это сделали они. ѕросто директор ‘—Ѕ сказал, что надо искать на —еверном  авказе, вот их там и нашли. ѕо этому поводу есть анекдот. —талин позвонил Ѕерии: «я часы потер€л», – и положил трубку. „ерез п€ть минут перезванивает: «я нашел часы». « ак! – восклицает Ѕери€, – а мы уже трех человек расстрел€ли: они признались в краже!