јлександр —авицкий, заслуженный учитель –‘, основатель ћагнитогорского лице€ –јЌ, академик педагогических и социальных наук: «ѕринципы современного образовани€ – это абсолютна€ широта взгл€дов»

 

" width=
" width=


 

јлександр Ћеонидович, вы многого достигли. ј с чего все начиналось?

– ¬се начинаетс€ с родителей, с семьи. Ќе могу похвастатьс€ рабоче-кресть€нским происхождением: € потомок капиталистов, хот€ при этом – коммунист. ѕо линии моего отца, —авицкого Ћеонида ёльевича, большинство мужчин нашего рода были офицерами российского флота. —авицкий – русска€ фамили€. ѕетр I дал ее моему далекому прадеду, который закончил Ќавигационную школу. ¬ нашей семье лини€ образовани€ имеет глубокие корни. ћой отец имеет высшее образование. Ќачал обучение еще до войны, но в ¬еликую ќтечественную, как и большинству советских людей, ему пришлось оставить учебу. –аботал на конном дворе тренером военных лошадей. ‘изически был очень сильным, красивым. ћама влюбилась в него сразу, как только увидела. »нститут закончил уже после войны. “ам ему дали прозвище «Ѕольша€ cоветска€ энциклопеди€».  нигочей, шахматист.

¬о врем€ войны мама окончила “роицкую фельдшерскую школу. ќна знала огромное количество сказок, песен, впитывала их в себ€, как губка. ћожет быть дело в родословной. —ело, в котором родилась ма€ мама, когда-то принадлежало отцу ј. —. ѕушкина. “ак что трудно сказать, кто больше сформировал во мне поэта – мама или папа.

 акие наставлени€ родителей вы помните до сих пор? ≈сть ли такие, которые помогли вам состо€тьс€ как человеку?

– ¬ нашем доме всегда царила атмосфера товарищества. я не ощущал родительского давлени€ никогда. ћама любила повтор€ть фразу: «„то отдано, то нажито».  азалось бы, звучит как противоречие. ј сколько прибауток € слышал от нее! ќтец много не говорил, но его образ жизни был дл€ мен€ примером: абсолютна€ честность; чемпион города и комбината по шахматам, приохотил мен€ к чтению. ќн познакомил мен€ с западной литературой еще в раннем детстве. ќт него € узнал о √омере – он читал его часами. Ўиллер, √ете, √ейне… — русской литературой € познакомилс€ позднее. ћамина делова€ хватка, папина культура, образованность – вот основные составл€ющие моего домашнего воспитани€.

ј школьных учителей помните?

– я окончил четвертую школу, в то врем€ она считалась продвинутой. ’орошо помню математика “еплова ¬асили€ Ќиколаевича, директора школы Ўилова ѕавла јнисимовича. ќн ушел на войну р€довым, пришел полковником. я получил от них очень много. Ќо, с другой стороны, € всю жизнь искал чего-то нового. »дти по накатанной мен€ не устраивало. √де-то в отроческом возрасте € очень сильно стал ощущать, что мне чего-то не хватает. ћатематические курсы при √орном, кружки по физике… Ќе было общей системы обучени€ дл€ ребенка, который стремитс€ куда-то выше, не было регул€рной помощи. ƒа и те зан€ти€, что предлагали, были какими-то отвлеченными, поверхностными. ѕоэтому как-то летом, когда мне было 13, вместо пионерского лагер€ € сел изучать атомную физику и интегральное и дифференциальное исчисление самосто€тельно. ќтец в то врем€ училс€ в институте, так что занимались вместе. ƒо поступлени€ в университет € знал уже многое из того, что там преподавали. Ўкольную муштру не любил: душа не принимала, но школу закончил с золотой медалью.

√де вы получили высшее образование?

– я поступил в ”ральский университет, стремилс€ туда очень. ”же на первом курсе начал писать научные работы по математике и физике. ¬ 1967 году € попал служить в ѕензу, в радиотехнические войска. “ам € сделал целый р€д изобретений. ѕосле армии в университет восстановитьс€ не удалось, и € сдавал вступительные экзамены снова, уже в наш √орный – на энергетический факультет.  огда через год на нем была открыта нова€ группа инженеров-математиков, поступил и туда. ”чилс€ сразу в двух группах.  аждый день – математика, иностранный €зык. ¬ сессию сдавал до дес€ти экзаменов. ”ходил на зан€ти€ к восьми утра, возвращалс€ в дес€ть вечера.

„то же заставл€ет вас так много работать?

– ≈сли говорить о двигателе, то расскажу такой случай. ¬ детстве, когда мне было четыре года, € нашел синее стекло. ѕосмотрел через него на —олнце и увидел протуберанцы. » потер€л покой…

 уда попали по распределению?

– Ќа институтском выпускном € получил диплом № 1. ћне предложили остатьс€ работать на своей кафедре – «Ёлектроснабжение промышленных предпри€тий». ”же с третьего курса € был на ней руководителем научной темы: мы работали над асинхронным мотором с коэффициентом мощности, равным 1. я был очень строгим руководителем. ѕомимо этого работал в комитете комсомола ћ√ћ». »з института как-то само собой получилось, что € попал сначала в райком, а затем и в горком комсомола.

¬аше им€ навсегда св€зано с ћагнитогорским лицеем –јЌ.  ак пришла иде€ создани€ лице€ и почему именно такого?

–  огда мне было 17 лет, и € заканчивал школу, € уже тогда знал, что когда-нибудь приду к идее создани€ учебного заведени€ другого типа. я понимал, что дл€ неравнодушной, заинтересованной молодежи нужно иное учебное заведение, с другими задачами, с другим отношением: без насили€ над личностью. ’отелось создать учебное заведение, где образование идет не от принуждени€, а от души.

—оздать лицей такого масштаба – грандиозное предпри€тие даже по нынешним меркам, а в то врем€ – инновационное...

– Ќачиналось все с планировани€. ѕрежде чем открытьс€ в 1989 году, мы два года обдумывали и писали учебные планы. я сто€л во главе комиссии, педагогов отбирали лучших из лучших. Ќе было учебников – создавали свои, не было учебных предметов, которые по нашему замыслу были заложены в концепцию обучени€, – искали специалистов, вместе составл€ли планы зан€тий. ј противников было сколько! ѕресса травила. —амый весомый аргумент против: «ј зачем они нам такие нужны?». «а короткое врем€ вышло 18 разгромных публикаций. Ќо все же мы высто€ли, потому что за нами была правда.  огда лицей открылс€, все наши противники привели своих детей учитьс€ к нам.

 аких принципов вы придерживаетесь в жизни?  акие из них вошли в основу создани€ учреждени€ нового поколени€, учреждени€ дл€ нового поколени€, за которым – будущее?

– Ќельз€ ни в ком видеть врагов. ѕринципы инновационного учреждени€ – это абсолютна€ широта взгл€дов: все, что св€зано с насилием, несовместимо с преподаванием. Ќадо над этим подн€тьс€. ¬от ситуаци€: человек своровал. „то скажут обычные люди на лавочке? ќтрубить руку! ј € считаю, надо разобратьс€ в причинах. „то его толкнуло на такой поступок? Ќа бытовом уровне насильственна€ педагогика сейчас востребована, поэтому и жизнь наша така€. ¬есь мир насиль€ разрушить не удалось. ¬ –оссии было и остаетс€ традиционное образование.

„то все-таки удалось в лицее довести до логического завершени€?

– ¬се. ¬спомните лагерь «ѕилигрим», «—туденческие компании». Ёто же воспитание предпринимательского духа со школьной скамьи! ј сколько мы с реб€тами выиграли олимпиад по –оссии, в ≈вропе! ј сколько было золотых и серебр€ных медалистов? ј аспирантура? 38 человек защитили кандидатские по педагогике, 4 – докторские. » это при лицее! ѕредставители министерства приезжали вы€сн€ть, как маленька€ школа берет столько призовых мест в российских олимпиадах. Ќеделю дети сдавали экзамены. «адачи были такой сложности, что педагоги за голову хватались, а дети решали!  омисси€ тогда сделала вывод: они присутствуют в школе третьего тыс€челети€.

Ћицей –јЌ – это был особый мир со своим летним лагерем, студенческими компани€ми, €хт-клубом, со своим студенческим самоуправлением, со своими средствами массовой информации…  огда закрылс€ «ѕилигрим», лицеисты, да и родители тоже, не хотели в это верить. ≈сть ли надежда на его возрождение?

– ћатериальную часть «ѕилигрима» сохранить не удалось: грузовик и автобус забрали, палатки исчезли, катамараны требуют ремонта. ј без этого лагер€ быть не может. —лава Ѕогу, хоть €хты удалось вернуть. —ейчас, чтобы возродить лагерь, надо чтобы руководство города было в нем заинтересовано. Ќадеемс€, что так оно и случитс€.

 ак считаете, лицей сможет сохранить свой статус без вашего непосредственного руководства?

– Ёто не об€зательно должен быть €. ” нас много приверженцев лицейской системы.   сожалению, все хорошее уходит очень незаметно. ћен€ютс€ поколени€ студентов, которых, кстати, уже называют школьниками, приход€т новые реб€та, которые ничего не знают о том, каким был лицей до них. ¬ сохранении традиций такого рода, какие были созданы в лицее, должны быть заинтересованы все участники. Ћицей должен жить в каждом, кто имеет к нему отношение. ≈ще не все потер€но, и возродить его очень даже возможно, вопрос в личности, в человеке, который сможет соединить воедино людей, которые составл€ли его суть.

—мог ли кто-то повторить ваш опыт?

– ≈сть подобные заведени€ в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, ≈катеринбурге.  нига, которую мы издали в нашей лицейской типографии – «¬ традици€х –оссийского лицеизма», обошла всю страну.

Ћицей – это ваше детище, ваша победа. Ќо есть ведь и другие, не менее значимые достижени€?

– я всю жизнь пишу стихи, многие из них изданы. ј как ученый € об€зан писать научные работы посто€нно. «анимаюсь техникой, математикой, физикой, оружием. »здана мо€ книга «јсинхронна€ компенсированна€ машина», € разработал «“еорию вихревых систем», сейчас готова к изданию «јтомистическа€ теори€ т€готени€».

ј ваши дети? “оже есть чем гордитьс€!

– ћогу сказать так: «Ќа чужих дет€х € не тренировалс€». ћо€ дочь прошла семейное, плюс лицейское обучение от и до. —ын – выпускник ¬Ћ  (военно-лицейского корпуса).  аждое утро они отжимались по сто раз, спортсмены и сейчас, оба – кандидаты в мастера спорта. ƒочь – предприниматель, работа€ в лицее зав. кафедрой по информатике, защитила кандидатскую по педагогике. —ын закончил институт и сейчас занимает на комбинате высокую должность, котора€ требует высочайшей квалификации, эрудиции. ѕри этом он очень скромный.

—амое врем€ вспомнить и о вашей жене. ¬озможно, все это не состо€лось бы и наполовину, если бы не крепкий, надежный тыл.

– — женой мне очень повезло. я училс€ с ней в одной группе в институте. ¬месте занимались комсомольскими делами. я был старостой группы, а она – комсоргом. ћо€ жена – человек очень скромный, но могу сказать, что она имеет исключительные знани€ по физике и математике. я получил диплом № 1, а она – диплом № 2. ƒо сих пор помогает мне с дифференциальными уравнени€ми. я ее очень ценю. Ќи один поэт не посв€тил своей жене столько стихов.

 огда и как вы стали академиком?

– «вание академика педагогических и социальных наук мне присвоили в 1996 году. ¬се происходило как положено: два академика выдвинули мою кандидатуру, € представил более сотни научных работ. ћою кандидатуру рассматривала мандатна€ комисси€ из п€тнадцати человек, после чего мне и присвоили звание академика и вручили удостоверение на п€ти €зыках.

Ќе могу не задать актуальный на сегодн€шний день вопрос, св€занный с обновлением русского €зыка.  ак вы к этому относитесь?

– –усский €зык очень подвижный, восприимчивый ко всему новому, но в приказном пор€дке его не изменить.Ёто естественный, плавный процесс. ¬се должно происходить само собой, а не по указанию сверху.

¬ам исполнилось 60. ѕосле такого юбиле€ многие уход€т на покой и тихо сид€т с удочкой на берегу неспешной реки. „ем занимаетс€ неугомонный академик —авицкий, достигнув пенсионного возраста?

– я действующий академик, а не икона. —идеть на месте не привык. » ¬Ћ  – €ркий пример моих последних достижений. ѕочти все выпускники военно-лицейского корпуса поступили в вузы на бюджет, многие из них, обуча€сь в лицее, побеждали в различных российских олимпиадах.

¬ этом году у лице€ юбилей – 20 лет.  аким вы видите лицей еще лет через 10-20?  акое образование в нем будут получать лицеисты?

– Ћицей будущего? ѕеред нами модель ÷арскосельского лице€. »ли, например, лицей јристотел€. —читаю, что подобное образование можно получить только из первых рук. ѕреподаватель должен быть человеком очень образованным, человеком от науки и из науки. ћой девиз – образование при науке, а не наоборот.