Бизнес Наука Факторинг: «пациент» скорее жив, чем мертв

Факторинг: «пациент» скорее жив, чем мертв

Несмотря на трудные времена, рынок факторинговых услуг, судя по всему, имеет неплохие перспективы и шансы на развитие. Падение спроса, уход с рынка целого ряда игроков и отказ от рисковых, но доходных видов деятельности...

" width=

Несмотря на трудные времена, рынок факторинговых услуг, судя по всему, имеет неплохие перспективы и шансы на развитие. Падение спроса, уход с рынка целого ряда игроков и отказ от рисковых, но доходных видов деятельности не способны лишить факторов оптимизма: многие из них полагают, что во втором полугодии отрасль ждет существенное оживление.

Информационный портал Factorings.ru, Промсвязьбанк и Ассоциация факторинговых компаний на основании опроса участников рынка факторинга по итогам первого полугодия пришли к выводу, что «болезнь» отрасли оказалась скоротечной. Как показали итоги опроса, рынок факторинга уже во втором квартале текущего года начал стабилизироваться.

Как отмечает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов, такое заявление основывается, прежде всего, на том, что падение оборотов в целом остановилось. Кроме того, факторинговые компании и банки наконец-то определились с дальнейшей стратегией.

Все это отразилось на настроениях участников рынка. Итоги второго квартала, если сравнивать их с результатами первого квартала, показывают, что увеличилось число оптимистичных оценок спроса на услуги факторинга и, как следствие, роста объемов бизнеса. О росте портфелей заявили 34% опрошенных факторов против 10% в первом квартале. 36% респондентов оценили объемы бизнеса как стабильные. Напомним, в первом квартале стабильность в бизнесе была присуща оценкам только 14% респондентов. В то же время падение объемов отметили лишь 30% участников опроса вместо 63% респондентов, давших на этот вопрос положительный ответ в первом квартале года.

Под влиянием кризиса на российском рынке доминирующее положение занял факторинг с регрессом. Для 48% опрошенных он стал локомотивом факторингового бизнеса. Доля безрегрессного факторинга составила всего 4%. Рост спроса на внедренную с начала этого года услугу страхования (покрытия) коммерческих рисков отметили 27% опрошенных участников рынка.

Напомним, конец прошлого года и первый квартал года текущего для участников факторингового рынка выдались непростыми.

«Сложившаяся экономическая ситуация не оставила выбора, кроме как сужать круг потенциальных клиентов в разрезе отраслей, ужесточать требования к кредитному качеству поставщиков и дебиторов, совершенствовать внутренние процедуры, – рассказывает заместитель начальника управления факторинга «ЮниКредит Банка» Геннадий Золкин. – На фоне общего падения спроса, роста числа корпоративных дефолтов, ужесточения требований и роста стоимости финансовых ресурсов портфели «выживших» факторинговых компаний, естественно, сократились».

У некоторых факторов, по словам Геннадия Золкина, просто не хватало ликвидности и возможностей привлечения средств для финансирования своих клиентов. Оставшиеся на рынке игроки были вынуждены «выйти» из наиболее сомнительных клиентов и отраслей и сузить круг предоставляемых продуктов, оставив наименее рискованные.

По мнению начальника управления факторинга банка «Петрокоммерц» Александра Морозова, все же основными причинами сокращения портфелей факторов в первом полугодии стали усиление требований к финансовой устойчивости клиентов и дебиторов, сокращение рынка товарного кредитования и рост факторинговых комиссий.

По данным портала Factorings.ru, размер портфеля во втором квартале по сравнению с первым уменьшился у банков Петрокоммерц, НФК, Нефтепромбанк и Система-фактор. Основной причиной этого стало ужесточение риск-менеджмента. Существенных изменений не произошло в портфелях Промсвязьбанка, Газпромбанка, Номос-банка, СПМ-банка, Оргрэсбанка и Роспромбанка. По всей видимости, клиентский портфель, сформированный на начало 2009 года, оказался очень удачным и безопасным для финансирования, что позволило сохранить обороты и вырасти относительно падающего в целом рынка.

Есть рынку и чем похвастаться. По итогам второго квартала портфель рос у «Альфа-Банка», ФК «Лайф», Металлинвестбанка, «ЮниКредитБанка», Русской Факторинговой Компании, Транскредитбанка, «ВТБ-факторинга», «Юнифактора» и КредитЕвропаБанка.

Отметим, что характерной тенденцией рынка факторинговых услуг до сих пор является сохраняющийся процесс консолидации. Кризис оздоровил рынок: его покинули большое количество игроков, причем двое – из Топ-5. И этот процесс продолжается.

Между тем, Геннадий Золкин отмечает, что факторинговый рынок находится в условиях кризиса уже достаточно долго. Оставшиеся на нем игроки уже приспособились к новым экономическим реалиям. «Хочется верить, что наиболее острая кризисная фаза миновала, хотя падение потребительского спроса – основного драйвера факторинга – наблюдается до сих пор», – выделяет еще одну тенденцию эксперт.

Кстати о спросе. Несмотря на его сокращение в силу понятных причин, в целом, факторы уверяют, что спрос на их продукты и услуги по сравнению с другими отраслями достаточно высок. Причин тому несколько.

«Во-первых, часть игроков ушла с рынка, поэтому увеличилось число обращений к другим игрокам, предоставляющим финансирование. Во-вторых, компании-клиенты адаптировались к новым условиям, поэтому понимают перспективы развития своего бизнеса и могут ответственно подходить к вопросам привлечения финансирования. В-третьих, факторинг позволяет достаточно быстро и на выгодных условиях получить краткосрочное финансирование, что выгодно как клиентам, так и факторам», – поясняет Виктор Носов.

Между тем далеко не со всеми клиентами в текущих условиях факторы готовы работать. Да и требования к клиентам и дебиторам существенно возросли.

Как бы там ни было, большинство участников рынка с оптимизмом смотрят на перспективы факторингового бизнеса во втором полугодии. Как отмечает Александр Морозов, многие факторы даже нацеливаются на рост. «Однако этому могут помешать возможные новые кризисные явления в макроэкономике», – сетует эксперт.

По результатам опроса факторов, начиная с сентября этого года, 53% респондентов планируют продолжать развитие факторингового направления. Текущая динамика устраивает 13% респондентов: они не планируют никаких изменений в бизнесе. В то же время 26% опрошенных факторов ожидают окончания кризиса либо стабилизации внешней экономической среды для принятия решения об инвестировании в дальнейшее развитие факторинга.

Главным итогом минувшего квартала и всего первого полугодия руководитель проекта Factorings.ru Александр Чекрыгин считает то, что отрасль «оживает» или готовится к восстановлению. Участники верят в будущее факторинга в России, и это – самое главное!

Дальнейшее развитие рынка игроки связывают с макроэкономической ситуацией. По словам Александра Морозова, если продолжится стабилизация в макроэкономике, рынок факторинговых услуг во втором полугодии ожидает рост.

А Геннадий Золкин добавляет, что риск так называемой «второй волны» кризиса все еще остается. «Но поскольку отсрочки платежа все равно останутся в коммерческих расчетах, место для факторинга на рынке будет в любом случае», – уверен эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем