Авто подробности Глобальный рост штрафов отменяется: эксперты рассказали, какие пункты нового КоАП выживут

Глобальный рост штрафов отменяется: эксперты рассказали, какие пункты нового КоАП выживут

КоАП-2020 вызвал ожесточённую критику не только со стороны автомобилистов, но и правительства

Многие автолюбители поддерживают жесткое повышение штрафов, и больше всего споров вызывает шестикратное увеличение сумм за скорость

Новая редакция КоАП может быть существенно смягчена относительно версии, предложенной Минюстом. Ведомство получило около 80 предложений и замечаний от заинтересованных министерств и организаций, пообещав их изучить, пишет «Коммерсантъ». Мы же спросили экспертов, какие предложения КоАП разумны, а какие будут отфильтрованы.

Штраф не должен бить по карману


Наибольшее количество критики вызвала идея о росте штрафов за быструю езду. За превышение скорости на 20–40 км/ч Минюст предлагает наказывать на 3 тысячи рублей вместо нынешних 500 рублей, а за превышение на 40–60 км/ч — на 4 тысячи рублей вместо 1–1,5 тысячи. Против этого в том числе высказались «Единая Россия» и новый премьер-министр Михаил Мишустин.

— Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы, — высказал своё мнение глава правительства.

Наши читатели на это высказывание справедливо замечали, что штрафы и должны быть непосильными, чтобы люди меньше нарушали. Такого же мнения придерживается адвокат Московской городской межотраслевой коллегии адвокатов Егор Ковалёв.

— Речь о низких доходах населения здесь неуместна, так как цель штрафов — предупреждать правонарушения, а не пополнять бюджет, — уверен он. — Угроза штрафа должна сдерживать нарушителей, тогда как штраф в 500 рублей, наоборот, потворствует правонарушению.

Ковалёв также считает, что отрицательные отзывы об увеличении штрафов похожи на подачку от властей, дабы повысить популярность нового правительства. Поэтому, скорее всего, закон и вправду ужесточат не так сильно, как предлагает Минюст.

С пьяными как с уголовниками


Но некоторые пункты с большой долей вероятности примут без каких-либо послаблений. По большей части речь идет о наказаниях для нетрезвых водителей. Например, мало кто выступает против увеличения штрафа (с 30 тысяч до 40 тысяч рублей) и срока лишения прав (с 1,5-2 лет до 2-3 лет) за отказ от медосвидетельствования. Это нужно для того, чтобы пьяным водителям было невыгодно уклоняться от сдачи анализов. Сейчас они нередко так поступают (зачастую это наркоманы), чтобы формально их опьянение не было доказано. Это важно для людей на некоторых должностях.

Наверняка будет введен и новый состав правонарушения — езда в нетрезвом виде с ребенком до 16 лет. За это хотят штрафовать уже на 50 тысяч рублей и лишать прав на 2-3 года. Кроме того, могут одобрить идею о залоге в размере 30 тысяч рублей за выдачу автомобиля пьяного водителя со штрафстоянки — это некая гарантия того, что в случае признания водителя виновным штраф будет оплачен.

За какие нарушения действительно нужно наказывать строже (можно выбрать несколько вариантов)?

Пьяную езду
Превышение скорости
Нелегальную тонировку
Перевозку детей без кресла
Опасную езду
Систематические нарушения
Никакие

Ковалёв полагает, что наиболее эффективной окажется норма о полной конфискации машины, если водитель попадется пьяным повторно.

— По сути, здесь предлагается тот же механизм, что и в уголовном процессе, — продолжает он. — Суть в том, что орудие преступления (а именно так можно воспринимать автомобиль в руках пьяного водителя) уничтожается или обращается в доход государства или потерпевших.

Иного мнения придерживается основатель юридической компании «Автоликбез» Дмитрий Славнов.

— Задерживать транспортные средства и потом реализовывать их с торгов будет неправильно, — считает правозащитник. — Автовладелец копил, еще кредит выплачивает, а вы отбираете машину?

Славнов напомнил, что с 2013 года такая практика уже действует в Беларуси, и ни к чему хорошему она не привела. Там отбирают машину даже в том случае, если она не принадлежит попавшемуся водителю.

Закон в отношении пьяных водителей с большой долей вероятности ужесточат

Группа экспертов во главе с «Общероссийским народным фронтом» (ОНФ) и «Синими ведерками» подготовили альтернативный вариант ужесточения наказаний для водителей. В нем предлагается ввести прогрессивную систему штрафов, на чем также настаивает Славнов. Эксперты считают, что за редкие и случайные проступки нужно штрафовать на минимальные 500 рублей или вовсе ограничиваться предупреждениями. Но чем больше будет нарушений, тем больше с каждым разом придется платить.

— Обычное повышение штрафов не сделает дороги безопаснее, — считает Славнов. — Нам нужна прогрессивная система. Если нарушил один раз за два-три месяца, то плати 500 рублей. Если в течение месяца нарушаешь во второй раз, третий или четвертый, то плати, соответственно, полторы, три или пять тысяч.

Правозащитник уверен, что такая система будет работать, как это уже происходит в других странах. Вместе с тем он рекомендует не забывать о населении с небольшим заработком и думать не только о наказаниях, но и о поощрениях.

— Если автовладелец за год ни разу не нарушил, дайте ему скидку 20-30% на полис ОСАГО. И это будет стимулом, вот тогда будет безопасно на дорогах, — подытожил он.

Сейчас Минюст продолжает получать предложения и заниматься их анализом. После окончания публичного обсуждения документ внесут в Госдуму, где он также может претерпеть изменения — мы следим за темой.

По итогам 2019 года водители получили 142,1 миллиона штрафов от ГИБДД. Это на 14 миллионов больше, чем в 2018-м.

Также растет число тех, кто просрочивает оплату постановлений. Но у слишком злостных нарушителей уже начали отбирать автомобили.

Получили незаконный штраф? Пишите нам на электронную почту, в группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74, делая пометку «Для Артема Краснова». Подписывайтесь на наш канал на YouTube.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем