Авто Lada Granta: экзамен «автоматом»

Lada Granta: экзамен «автоматом»

Семь лет назад я первый раз прокатился на Lada с автоматической коробкой передач. Это был ВАЗ-2110, на который кустари установили трехступенчатую гидромеханику от подержанной «Тойоты». Они давали гарантию 30 тысяч километров и предлагали для переднеприводных «Лад» несколько «автоматов» на выбор, трех- или четырехступенчатых. Цена – 30-40 тысяч рублей под ключ.

Тогда я подумал – в чем же проблема? Если уж мастера на задворках промышленного города могут поженить «Ладу» и «автомат», почему это вызывает перманентные сложности у АВТОВАЗа? Заводу, конечно, сложнее: нужно искать поставщика, покупать лицензию или сами агрегаты, сертифицировать… Но что из перечисленного является невыполнимой задачей для производителя, способного выпускать до миллиона автомобилей в год? Ничего.

В конце нулевых АВТОВАЗ сотрудничал с калиниградской фирмой «КАТЕ», которая обещала сделать сразу семиступенчатый «автомат», но дальше словесных презентаций дело не шло.

Наличие «автомата» – одна из причин нежной привязанности россиян к праворуким «японцам». Сделай «Ладу» с «автоматом», и, глядишь, удалось бы увести часть клиентов у «старьевщиков».

Автомат Jatco JF414E

Срослось только сейчас. На этой Lada Granta стоит японский четырехступенчатый «автомат» фирмы Jatco, которая принадлежит компании Nissan (малые доли – Mitsubishi и Suzuki). Судя по всему, благодарить мы должны не столько сам АВТОВАЗ, сколько его франко-японских хозяев, которые всерьез подтягивают бренд Lada к мировым стандартам.

Автомат Jatco JF414E построен на «платформе» четырехступенчатой коробки передач, разработанной «Ниссаном» еще в конце 80-х и дебютировавшей на малолитражке Nissan Sunny тех лет. Разумеется, с тех пор коробка многократно модернизировалась, и ее последнюю инкарнацию JF414E японцы называют современной разработкой. Она ставится на некоторые модели Nissan, например, March для китайского рынка и Note. Однако делают коробку исключительно в Японии.

Автомат Jatco JF414E

Собственно, может ли в этом альянсе традиций с инновациями быть ключ к созданию удачного, простого и надежного узла, покажет практика. Например, у коробки есть защита от агрессивной езды «на холодную» и датчик перегрева. Кстати, один печально известный французский «автомат» часто выходил из строя именно от слишком динамичной езды после холодного пуска.

Комплектация Lada Granta с «автоматом» (373 200 рублей): две подушки, подголовники задних сидений, корректор фар, дневной ходовой огонь, ABS, полноразмерная запаска, электроусилитель, «короткая» рейка рулевого, регулируемая по углу рулевая колонка, центральный замок, два электростеклоподъемника, кондиционер, аудиоподготовка, 14-дюймовые диски, металлик, двигатель ВАЗ-21126 (98 л.с.)

Как едет «автомат»?

Сразу отмечу некоторые странности комплектации «автоматической» Lada. Рекомендованная заводом цена в 373 тысячи после предпродажной подготовки у некоторых дилеров доходит до 400 тысяч, при этом у машины стальные диски даже без колпаков. Нет и стальной защиты картера, которую устанавливать вообще не особенно рекомендуется из-за возможного перегрева коробки.

Встретились и следы нарочитой бюджетности, например, вместо ручки закрывания багажника на тыльной стороне его крышки есть технологическая прорезь в тонком (и остром) металле, края которой прикрыты хлипким резиновым уплотнителем: как пить дать, соскочит на второй недели эксплуатации.

Зато есть кондиционер, две подушки безопасности, гидроусилитель руля и АБС. Последняя нужна «Гранте» особенно сильно, ибо, как выяснилось во время прошлогоднего теста, базовая «Гранта» при торможении в пол с устрашающей азартностью вертится вокруг оси.

Первое впечатление от «автомата» – неудобный паз. Он совершенно прямой, литера D находится примерно в середине шкалы, а подсветки выбранного режима нет. Поэтому пользоваться вслепую сложно: то попадаешь в нейтраль, то в двойку. На панели приборов есть индикация включенного режима и передачи, но приятнее, когда селектор дает обратную связь.

Зимой Granta без АБС разочаровала стабильностью торможений

Зато какой отменный старт с места! В отличие от многих современных машин с их полудохлыми акселераторами Granta рвет так, словно к ее доводке привлекали стритрейсеров.

Коробка работает практически незаметно, что при плавной езде, что при интенсивной, и даже время сброса передачи в режиме кик-даун похвально низкое. Сам разгон отличается приятной синхронностью с движением педали газа, и в отношениях водитель-машина нет никакой невесомости. Даже высшая четвертая передача здесь с хитринкой: при равномерной езде ее передаточное отношение остается низким ради экономии топлива, но если вы чуть придавите газ, гидротрансформатор увеличит крутящий момент на колесах, имитируя несуществующую передачу с номером 3,5. Это позволяет не щелкать передачу вниз при плавных ускорениях на трассе.

Коробка вообще не суетлива, как иные «малоступенчатые» автоматы, и обращает на себя внимания не больше, чем мозговитые «многозарядники».

Инвестиции АВТОВАЗа в проект «Lada+автомат» составили 17 млн евро. В 2013 году начнется выпуск рестайлинговой Kalina с этим же агрегатом. Изучив спрос, Jatco примет решение о строительстве в Тольятти завода по производству автоматических трансмиссий.

Двигатель тут 16-клапанный мощностью 98 л.с. У него верховой характер, и, учитывая это обстоятельства, при интенсивных разгонах коробка исправно шлет стрелку тахометра в рейд к подножьям красной зоны. Все бы ничего, но звук при этом такой, что разгон кажется в два раза интенсивней. Вообще шумоизоляция моторного отсека показалась самым слабы звеном.

У коробки есть старомодные режимы принудительного ограничения передач (только первая или первые две), а также кнопка отключение «овердрайва», запрещающая переход на четвертую передачу. Управление коробкой выдает ее старомодную закваску, хотя с точки зрения функциональности она производит весьма современное впечатление.

В городе работа коробки вызывает весьма позитивное ощущение, разве что во время ожидания на светофоре видно, как блошки вибраций скачут по рулевому колесу и проникают в тебя через руки и пятую точку.

Багажник удался – 480 л и возможность сложить спинки сидений

На трассе разгон становится заунывным, хотя это, скорее, претензия к двигателю, который развивает 98 л.с. Вероятно, у любителей универсальных машин большим спросом будут пользоваться «Гранты» на механике, тогда как автоматические версии адресованы тем, кто чаще снует по городу.

В целом «автомат» встал на «Гранту», как родной, и есть подозрение, что коробка будет одним из самых надежных узлов всего автомобиля.

Сравнение с конкурентами

Lada Granta – самый доступный автомобиль в России с «автоматом», поэтому конкурент у него всего один – запорожский ZAZ Chance 1.4 AT (101 л.с.). По сути, это Chevrolet Lanos с силовым агрегатом, знакомым по Opel Corsa, который стоит от 390 тысяч рублей в близкой к «Гранте» комплектации (у него нет пассажирской подушки безопасности, но есть противотуманные фары).

Впрочем, даже с нынешними пошлинами и утилизационный сборами кто-то может предпочесть подержанную иномарку. Так, в Европе можно купить универсал Opel Astra Caravan с 1,6-литровым бензиновым мотором и «автоматом» (2008 года, пробег 93 000 км). С учетом цены машины (198 тыс.), таможенной пошлины и утилизационного сбора (165 тыс.) и доставки (40 тыс.) получается 403 тысячи рублей.

За чуть большую цену (450 тыс. «под ключ») есть большой выбор дизельных универсалов c «автоматами» того же года выпуска: Opel Astra Caravan 1.9 TDI, Skoda Fabia Wagon 1.9 TDI DSG, Renault Megane, Opel Zafira и другие.

Широкий выбор машин с «автоматами» есть на вторичном рынке России: скажем, за стоимость Granta можно взять пятилетний Ford Focus или Nissan Note в таких же или даже лучших комплектациях.

А вот среди новых машин выбора нет: даже Renault Logan с «автоматом», кондиционером, АБС и пассажирской подушкой безопасности обойдется в 485 300 рублей без учета доставки до региона, а иномарки класса Hyundai Solaris или Chevrolet Aveo переваливают за полмиллиона.

Как едет «Гранта»?

Мы пробовали недорогую «Гранту» за 259 тысяч и топовую за 373 тысячи. Отличий между ними довольно много, так что «полюсные» Granta ощущаются чуть ли не разными моделями.

Во-первых, рулевое управление: у дешевых Lada Granta оно «грузовое», и руль делает более четырех оборотов от упора до упора. Но хуже даже другое: на «баранке» почти нет центрирующего усилия. На трассе можно повернуть ее на небольшой угол, убрать руки и ехать по пологой дуге – неприятно и даже опасно.

Более дорогие «Гранты» имеют так называемую «короткую рейку» – 3,2 оборота от упора до упора. Соответственно, маневренность машины и чувство руля чуть лучше, но до идеала еще много километров на испытательном полигоне.

Педали у версий с механической коробкой передач показались нам противоречивыми: сцепление и газ легкие, тормоза, наоборот, тугие. Автоматические «Гранты» более сбалансированны, хотя и здесь тормоза кажутся жестковатыми в начале хода, что не отражает реальной степени замедления. Зато управления разгоном у автоматической «Лады» ничуть не хуже, чем у среднестатистических иномарок.

Зимой Granta без АБС разочаровала стабильностью торможений

Базовые «Гранты» без АБС отличаются нестабильными торможениями: мы тестировали машину в гололед, и при резких замедлениях приходилось ловить рулем поплывшую корму. В экстренной ситуации это может быть опасно: неровен час, налетишь на препятствие боком, а это – один из самых неудобных видов крэш-теста, тем более для машин без боковых подушек. С АБС стабильность торможения лучше, хотя интересно было бы сравнить машины в одинаковых условиях, на льду или миксте.

Подвеска у машины мягкая: мы похвалили ее и тогда, и сейчас. Разбитые дворы и рельсы ее не пугают, и для семейного автомобиля настройка вполне рабочая. Однако на разбитой грунтовке «Гранту» явно сдерживают чрезмерные колебания кузова, что усугубляется уменьшенным на пару сантиметров просветом: там, где протестированный до этого «француз» несся 60-70 км/час, Granta плелась на 30.

Салон автомобиля неплох, а эргономика хоть и требует «присидки», но вполне терпима. Мне не хватало возможности притянуть руль поближе, ибо подсесть к нему мешают мои обильные колени. Но на фоне «классики» Granta – почти иномарка. На разбитой дороге показалось, что салон готов к распевке, а ведь это почти новая машина. Надо почитать форумы: что там говорят про сверчки в «Гранте»?

Багажник удался – 480 л и возможность сложить спинки сидений

Автомобиль на зимних шинах досаждал гудением колес, более громким, чем ожидаешь даже от шипованной резины. На летних шинах акустический комфорт был определенно лучше, и главным раздражителем стал упомянутый гул мотора при резких разгонах. На высокой скорости ожидаемо посвистывает «аэродинамика».

Но «Гранте» можно многое простить за ее багажник: целых 480 литров. Спинка заднего сиденья откидывается в почти ровный пол, но целиком. Задние сиденья тоже на удивление просторные, а в более дорогих комплектациях появляются подголовники и потолочные ручки.

Фото: Фото Артема КРАСНОВА, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем