ƒизели признаны опасными

“еперь все агрессивнее звучат мнени€ об опасности дизелей. ‘ормально все началось с фольксвагеновского «дизельгейта», приведшего к потер€м дл€ концерна в $15 млрд и р€ду арестов. Ќо это лишь вершина айсберга.

“леющее расследование в отношении дизелей Renault перешло в активную фазу – компанию подозревают в использовании отключаемой системы рециркул€ции, за счет чего ее дизели оказываютс€ гр€знее в реальной жизни, чем на стенде.

12 €нвар€ американское агентство EPA выдвинуло обвинени€ против Fiat-Chrysler , заподозрив концерн в экологическом читерстве.   слову, именно EPA полтора года назад раскрутило «дизельгейт», так что обвинени€ вполне серьезные. ѕод подозрением – 700 тыс€ч дизельных пикапов и кроссоверов Fiat, Chrysler и Jeep, а возможный штраф измер€етс€ в миллиардах.

јнтидизельные инициативы выдвигаютс€ посто€нно. „етыре мировые столицы – ѕариж, ћадрид, јфины и ћехико – решили запретить на своей территории дизели с 2025 года. Ќорвеги€ и √олланди€ к этому времени планируют полностью отказатьс€ от автомобилей с ƒ¬—, включа€ гибриды. ¬ √ермании аналогичный запрет готовитс€ к 2030 году.

¬ Ѕритании уже обсуждают законопроект, облагающий дизельные машины платой за въезд в центры крупных городов, причем такса весьма внушительна€ – 10 фунтов (720 рублей) за разовое посещение.

ѕочему дизель попал в немилость? ≈ще 10 лет назад его считали самым экологичным видом ƒ¬—, более того, на него делали ставку сами экологи, зан€вшие теперь «антидизельную» позицию.

ƒизель, как известно, обеспечивает лучшую экономичность, а также низкие выбросы угарного газа —ќ и несгоревших углеводородов —Ќ. ¬ маниакальной борьбе с глобальным потеплением дизели сулили выгоды за счет низких выбросов парникового газа —ќ2 (углекислый газ).

Ќо одновременно с этим у дизелей есть две проблемы: сажа и окислы азота. ѕерва€ – это углеродна€ пыль, котора€ абсорбирует на своей поверхности токсичные вещества и создает дизельный смог. ќкислы азота токсичны сами по себе. ¬ дизеле, где сгорание всегда происходит с избытком кислорода, содержащийс€ в воздухе азот окисл€етс€ очень активно.

Ќо считалось, что обе специфические проблемы дизелей можно решит за счет специальных систем. ƒизели стали оснащать сажевыми фильтрами дл€ улавливани€ твердых частиц, а также системами рециркул€ции отработавших газов, трехкомпонентными нейтрализаторами и впрыском жидкости AdBlue (мочевины) дл€ борьбы с окислами азота.

ќднако участившиес€ скандалы показывают – потенциал по улучшению экологичности близок к исчерпанию, между тем нормативы станов€тс€ все жестче. ѕроще говор€, дизель не оправдал ожиданий, и голоса экологов звучат все громче.

—амое забавное, что голоса эти нередко противоречат друг другу. Ќапример, ради высокой экономичности нужно увеличение степени сжати€, температур цикла и коэффициентов избытка воздуха, что провоцирует избыточные выбросы окислов азота. ¬ каком-то смысле глобальна€ экологи€ противоречит региональной: уменьшение выбросов парниковых газов нередко означает повышенную эмиссию веществ, вли€ющих на здоровье здесь и сейчас.

¬ременной альтернативой дизел€м законодатели считают современные бензиновые турбомоторы с пр€мым впрыском топлива. ѕравда, их цикл близок к дизельному, и часть проблем, например, повышенные окислы азота, характерна и дл€ них. ѕоэтому решение €вно временное.

¬ перспективе 15-20 лет «апад ставит на электромобили, и большинство крупных концернов зан€ты разработкой электромоторов, батарей и зар€дных станций. ќщутимые плюсы дл€ электромобилей дает автопилот – еще одно модное словечко последних лет.  омпьютер, управл€€ электромобилем, сможет эффективнее расходовать энергию и самосто€тельно ездить на подзар€дку – по крайней мере в теории.

¬прочем, может получитьс€ как в песне: ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал. ќхота на дизельных ведьм началась в момент, когда полноценной альтернативы еще не придумано. » есть риск, что экологические функционеры настолько заморочат автопроизводителей, что пон€тие «простой и надежный автомобиль» окончательно станет досто€нием истории.

ќкупаетс€ ли дизель в –оссии? –азбираемс€ на примере Renault Duster 1,5 dci