В редакцию 74.RU обратилась группа водителей, ставших участниками аварий, в которых машины второй стороны принадлежали одному и тому же юрлицу — ООО «Общая касса». Все ДТП объединяла схожесть сценария (удар при перестроении или повороте) и активность представителей компании при взыскании ущерба сначала со страховых, потом с самих автомобилистов. Челябинцы заподозрили, что стали жертвой автоподставщиков, и обратились в полицию с требованиями возбудить против владельцев ООО «Общая касса» уголовное дело о мошенничестве. Мы познакомились с документами многочисленных административных дел, чтобы понять, насколько обоснованы эти подозрения, а также спросили МВД о том, что сделано по заявлениям водителей.
Как происходят ДТП
Ниже — пример одной из таких аварий, случившейся в сентябре 2021 года на пересечении Свердловского проспекта и улицы Труда (кольцо около дворца спорта «Юность»). Запись вместе с документами дела прислал в редакцию Сергей, участник этого ДТП.
Сергей рассказал, что выворачивал со второстепенной дороги — полукольца в разрыве Свердловского проспекта. Приближавшийся сзади Nissan Stagea (г/н Р906АН774) ехал на некотором отдалении и вроде бы пропуская его, поэтому Сергей стал плавно смещаться вправо, когда почувствовал удар.
— Там в любом случае оставалось место справа от нас, поэтому маневр выглядел намеренным, — говорит Сергей.
«Делают вид, что пропускают»
Еще один участник такого ДТП, Михаил, рассказал, что выезжал со двора на улице 40-летия Победы налево в час пик, когда движение было довольно плотным.
— Передо мной налево поворачивал эвакуатор, — вспоминает он. — Поскольку выезд со двора находился около регулируемого перекрестка, поток машин замедлялся на красный. Слева от нас машины остановились, пропуская, и мы поехали: сначала эвакуатор, а потом я. Но внезапно я получил удар в левую заднюю часть от машины, которая резко ускорилась.
Машиной оказался Nissan Avenir (Н941УТ174). Михаил изначально не стал оспаривать свою вину в этой аварии, посчитав, что водитель второй машины действовал не намеренно.
Боевая Toyota Aqua
Похожий сценарий описывают и другие участники аварий: чаще всего они происходят при перестроении одной из машин, реже — при повороте.
Отметим, что в нескольких делах фигурирует Toyota Aqua (г/н У546ХВ174), которая, по данным ГИБДД, с марта 2018-го по февраль 2022 года стала участницей 21 аварии. Судя по документам, предоставленным участниками ДТП, по крайней мере, некоторое время эта Toyota Aqua принадлежала ООО «Общая касса».
Получают и со страховой, и с автовладельца
Изначально автомобилисты соглашались со своей виновностью в авариях, поскольку формально ПДД были на стороне водителей ООО «Общая касса». Повреждения на автомобилях, как правило, казались незначительными, поэтому их владельцы мысленно ставили точку в этих инцидентах.
Но через некоторое время они стали получать требования крупной компенсации от ООО «Общая касса», причем размер ущерба вызывал вопросы.
— В моем случае за небольшое повреждение крыла, бампера и фары владелец Nissan Stage 2002 года получил от страховой компании 176 тысяч рублей и подал на меня в суд с требованием выплатить еще более 170 тысяч, — рассказывает Сергей.
В выборе старых японских автомобилей, по мнению Сергея, есть определенный смысл — стоимость запасных частей для них зачастую настолько высока, что позволяет взыскивать крупные компенсации. Оформление машин на юрлицо делает приоритетным страховую компенсацию в денежном выражении, тогда как для физлиц основной формой должно быть направление на ремонт.
В судах различных инстанций находятся более дюжины дел о возмещении ущерба после ДТП, в которых истцом выступает ООО «Общая касса». Например, в рамках одного разбирательства они пытаются взыскать с владельца Nissan Антона 172 тысячи рублей, в другом — более 90 тысяч, в третьем — свыше 100 тысяч. А ниже для примера список исков ООО «Общая касса», рассматриваемых в Арбитражном суде.
Что объединяет эти ДТП
Когда дело дошло до судов, незнакомые ранее «виновники» ДТП стали обращать внимание, что во всех случаях невиновной стороной были машины, принадлежащие некому ООО «Общая касса». При этом водителем машин и владельцем компании были люди с одинаковой фамилией: Павел и Альберт Скрынников. Это подтверждается предоставленными в редакцию извещениями о ДТП, судебными материалами, заявлениями в полицию и другими документами.
Мы связались с представителями одной из страховых компаний, в которой были застрахованы несколько машин ООО «Общая касса». Официально комментировать тему юрист страховой отказался, сославшись на защиту персональных данных, но подтвердил наличие связи между этими ДТП через указанное юрлицо и механизм столкновения.
Что такое ООО «Общая касса»
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», организация зарегистрирована в 2014 году, ее директором является Павел Скрынников, учредителем — Альберт Скрынников (ранее соучредителем был и Павел). Павел Скрынников также числится директором ООО «Общая касса — Челябинск», зарегистрированного по тому же адресу. Два года назад Альберт Скрынников был героем одной из наших статей: тогда у него возник конфликт со страховой компанией и автосервисом из-за ремонта упомянутой выше Toyota Aqua. В момент написания того материала журналист не располагал сведениями о «героическом» прошлом этой Aqua.
В «Контур.Фокусе» зарегистрировано 54 судебных спора, в которых ООО «Общая касса» выступает истцом, в подавляющем большинстве это заявления о возмещении ущерба от ДТП. Так, только в 2021 году в судах Челябинска и области рассматривалось 11 таких исков к восьми автомобилистам, включая людей, которые обратились к нам.
Что ответил Альберт Скрынников
Нам удалось связаться с Альбертом Скрынниковым, который в рассматриваемых судебных спорах фигурирует в качестве водителя, а также является учредителем ООО «Общая касса». Мы спросили, почему автомобили компании так часто попадают в ДТП.
— Я не в курсе, я не работаю в этой компании, — ответил Альберт Скрынников. — Я арендовал у них одну из машин, сейчас не вспомню какую, потому что я в нескольких местах брал. Откуда я знаю, почему она попадает в аварии? Можно любого таксиста спросить, почему он так часто попадает в аварии?
— Но вы фигурируете как совладелец фирмы?
— Да, фигурирую, но на тот момент, когда я брал эти машины, я не был совладельцем.
— Но вы часто попадали в ДТП?
— Да, конечно, ДТП случались: я очень много езжу по городу, и у меня периодически бывают ДТП, как у любого таксиста, у любого маршрутчика.
— Знаете ли вы, что другие участники этих ДТП обратились в полицию с требованием возбудить против вас уголовного дело?
— Знаю, меня же каждый раз вызывают, каждый раз спрашивают: «Скрынников Альберт Григорьевич? Здравствуйте. ДТП было?» Да, было, отвечаю. «А как оно произошло?» Я рассказываю: вот, я еду прямо, человек вылетает со второстепенной дороги, не глядя, бьет меня в бочину. Либо еду я прямо, никого не трогаю, человек с третьей полосы поворачивает в первую полосу, бьет меня. Как это могло произойти? В ГИБДД есть все документы. У меня компьютер арендованной машины показывает среднюю скорость 22 км/ч. Это к вопросу о том, что некоторые говорят: да он летел за сотню, я его не видел. Есть судебные экспертизы по данным ДТП на предмет, а мог ли водитель избежать данного столкновения, а кто нарушил ПДД при перестроении и так далее, и тому подобное. Так что эти товарищи могут ознакомиться с делами, там есть ответы на все ваши вопросы. Зачем вам мои суждения предвзятые, если есть непредвзятые?
— А в скольких ДТП вы побывали за последние, скажем, года три?
— Не знаю, сколько ДТП было, моя память так далеко не распространяется. Ну, возможно, что больше пяти.
— Директор ООО «Общая касса» Павел Скрынников — просто однофамилец или ваш брат?
— Однофамилец мой. Мы когда-то, конечно, пытались установить, есть ли у нас общие родственники, но нет. Оказалось, что в Челябинске Скрынниковых очень много.
Что предпринимает полиция
Группа участников таких ДТП обратились в полицию с заявлениями с требованием привлечь Павла и Альберта Скрынниковых к уголовной ответственности. В своих обращениях (есть в распоряжении редакции) в качестве аргументов водители приводят данные о схожести аварий, в которые попадают автомобили ООО «Общая касса», а также об активности второй стороны в судах.
Конкретных решений в отношении сотрудников ООО «Общая касса» пока не принято. Мы направили в ГУ МВД по Челябинской области запрос с просьбой прояснить судьбу шести заявлений о преступлениях, зарегистрированных в полиции в 2020–2021 годах и связанных с ДТП, совершенных машинами «Общей кассы». В полиции ответили, что все заявления рассматривались по отдельности в рамках доследственных проверок, но теперь их результаты буду объединены и переданы в Главное следственное управление ГУ МВД по региону для детального изучения, назначения дополнительных мероприятий, в том числе экспертиз, и принятия процессуального решения.
Водитель Сергей настроен пессимистично:
— В ДТП я попал в сентябре 2021 года, в начале октября я отправил всю информацию об ООО «Общая касса» и причастных к нему лицах в Следственный комитет, прокуратуру Челябинска, городское управление МВД, но после двух месяцев перефутболиваний моих заявлений из отдела в отдел мне прислали уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
После обращения участников ДТП в прокуратуру Центрального района материалы вернули в полицию, и постановление об отказе в возбуждении дела было отменено: сейчас заявления проверяют и готовят к объединению с другими обращениями такого рода.
Кстати, территориальный коэффициент ОСАГО в Челябинске всегда был рекордным (такой же только у Мурманска) — выше даже, чем в Москве. Сами страховщики объясняли это активностью автоподставщиков в регионе. Прецеденты возбуждения уголовных дел против автоподставщиков в Челябинске бывали, но они достаточно редки.
Обратите внимание: попадать в аварии даже застрахованным автомобилистам сейчас крайне невыгодно — с 1 апреля радикально подорожало ОСАГО для аварийных водителей. А судебные тяжбы со страховыми в ближайшие полгода будут осложнены мораторием на банкротства.